Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

15.09.2017 | Александр Ивахник

Есть ли перспектива для введения миротворцев в Донбасс?

ОБСЕ13 сентября на сайтах российских информагентств появились цитаты из проекта резолюции о направлении в Донбасс вооруженной миссии ООН, внесенного Россией в Совбез. Из них вытекает, что Россия согласна не ограничивать деятельность «голубых касок» охраной наблюдателей ОБСЕ только на линии разъединения сторон, как первоначально предложил президент Владимир Путин. Таким образом, в политико-дипломатической игре вокруг идеи введения миротворцев Россия готова проявлять гибкость.

Как известно, 5 сентября на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в китайском Сямэне Путин объявил о согласии России на введение миротворцев ООН в Донбасс и поручил главе МИД РФ Сергею Лаврову внести в Совет Безопасности ООН соответствующую резолюцию. При этом Путин оговорил несколько условий: «Речь может идти только о функции обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ, первое. Второе – эти силы должны находиться в этой связи на линии разграничения и ни на каких других территориях. Третье – решение этого вопроса должно состояться не иначе, как после разведения сторон и отвода тяжелой техники. Но и это не может быть решено без прямого контакта с представителями самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР». В тот же день Москва распространила среди членов Совбеза свой проект резолюции о размещении миротворцев.

Инициатива Путина по миротворцам ООН, против чего Россия до недавнего времени категорически возражала, оказалась неожиданной для всех. В Москве парламентарии и провластные эксперты были в явной растерянности и не могли дать внятных комментариев. На Западе на несколько дней взяли паузу, в основном высказываясь в том плане, что предложение заслуживает изучения. А министр иностранных дел Германии, экс-лидер СДПГ Зигмар Габриэль даже заявил, что инициатива Путина свидетельствует об изменении политики России на Украине и «должна побудить Европу к новой разрядке с Москвой». Габриэль добавил: «Мы не должны этот момент упустить, отправка миротворцев в Донбасс может стать первым шагом к отмене санкций против России». Впрочем, слова главы германского МИД не нашли подтверждения со стороны канцлера Ангелы Меркель, которая традиционно занимает более жесткую позицию в отношении Москвы, чем ее социал-демократические коллеги по правительству.

Лишь Киев быстро озвучил свою скептическую оценку предложения Кремля. Этого и следовало ожидать, поскольку Путин, говоря о миротворцах ООН, во-первых, перехватывал инициативу у президента Петра Порошенко, который ранее анонсировал постановку вопроса о введении в Донбасс «голубых касок» в своей речи на Генеральной ассамблее ООН, открывающейся в Нью-Йорке в сентябре. Во-вторых, его концепция миротворческой миссии ООН коренным образом отличалась от концепции Путина. Выступая в Верховной раде 7 сентября, Порошенко подчеркнул, что полноценная международная миротворческая миссия должна быть размещена «на всей временно оккупированной территории, включая неконтролируемый участок российско-украинской границы». И добавил: «Ни о каком согласовании с российскими боевиками параметров участия будущей миссии ООН речи идти не может».

После столь четкого обозначения позиции украинского руководства западные патроны Киева, причем не только США, но и Германия с Францией, уже не могли рассматривать предложение Кремля как некий прорыв. И в Москве это, конечно, понимали. Если бы первоначальное заявление Владимира Путина в Сямэне было чисто имиджевым ходом, то Москва продолжала бы настаивать на нем, игнорируя западные оценки его недостаточности и упрекая в неконструктивности Киев. Но, судя по всему, в Кремле пришли к выводу о необходимости обновить подходы к урегулированию застарелого конфликта в Донбассе и попытаться сдвинуть с мертвой точки реализацию Минских соглашений, подписанных более двух с половиной лет назад.

Побудить Москву к этому могли несколько факторов. Во-первых, крах иллюзий в отношении возможности наладить тесное взаимодействие с Дональдом Трампом и отказа США от активной политики поддержки Киева, более того, рост опасности отправки Пентагоном на Украину летального оборонительного оружия (противотанковых ракет и т.п.). Во-вторых, явная несбыточность надежд на приход к власти в ведущих странах ЕС националистических и симпатизирующих нынешней России политических сил. Эмманюэль Макрон и Ангела Меркель, которая стопроцентно останется в кресле канцлера, четко дают понять, что ждут от Москвы большей гибкости в украинском вопросе, а если этого не последует, то и антироссийские санкции будут действовать в полном объеме бесконечно долго. С другой стороны, в подходе Меркель к санкциям обозначилось позитивное для Москвы изменение. Если раньше она настаивала на том, что отмена или даже ослабление санкционного режима возможны только после полной реализации Минских соглашений, то теперь допускает частичное снятие санкций в случае определенного прогресса в этом направлении. Хотя Москва заинтересованность в этом публично не признаёт, но было бы странно, если бы такая заинтересованность отсутствовала.

Подтверждением тому можно считать результаты телефонного разговора Владимира Путина с Ангелой Меркель, состоявшегося 11 сентября. По сообщению пресс-службы Кремля, в ходе разговора президент России согласился расширить возможную территорию действий миротворцев ООН на юго-востоке Украины. «С учетом высказанных Меркель соображений российский лидер отметил готовность дополнить предлагаемые в российском проекте резолюции Совета Безопасности функции миссии ООН. Имеется в виду, что обеспечение охраны наблюдателей ОБСЕ ооновцами может осуществляться не только на линии соприкосновения после разведения сил и средств обеих сторон, но и в других местах, где СММ ОБСЕ проводит свои инспекционные поездки в соответствии с минским комплексом мер», – говорилось в сообщении.

Конечно, в позициях Москвы и Киева по вопросу о формате гипотетической миротворческой миссии ООН в Донбассе по-прежнему остаются принципиальные различия. Президент России отводит «голубым каскам» лишь функцию охраны наблюдателей ОБСЕ, президент Украины выступает за развертывание на неподконтрольных Киеву территориях полноценного миротворческого контингента, задачей которого является обеспечение безопасности. В обновленном российском проекте резолюции Совбеза не упоминается, что наблюдатели ОБСЕ и миротворцы ООН смогут работать на участках российско-украинской границы, подконтрольных ДНР и ЛНР. Для Киева это – первостепенное требование. 13 сентября позиции Киева в отношении международных миротворцев нашли официальную поддержку Госдепартамента США. Глава пресс-службы Госдепа Хезер Науэрт на брифинге для иностранных журналистов подчеркнула, что миротворческие силы ООН «должны иметь широкий мандат для обеспечения мира и безопасности на всей оккупированной территории Украины, до и включая границу с Россией, с целью избежать усиления или институционализации разделений внутри Украины».

Тем не менее, похоже, начинается процесс поиска компромиссов, в котором уступки по определению не могут носить одностороннего характера. При наличии политической воли с обеих сторон некоторые вопросы, на первый взгляд нерешаемые, можно разрешить. Например, для введения миротворцев необходимо согласие конфликтующих сторон. Понятно, что вопросы о национальном составе миссии ООН и характере ее мандата не могут быть напрямую согласованы между Киевом, с одной стороны, Донецком и Луганском – с другой. Но если по этим вопросам будет достигнуто согласие в Совбезе ООН, то при соответствующей позиции Москвы согласование с лидерами ДНР и ЛНР вполне может быть проведено ооновскими дипломатами. Сложнее вопрос с присутствием СММ ОБСЕ и миротворцев ООН на российско-украинской границе, но, возможно, и здесь могут быть достигнуты какие-то промежуточные варианты.

О том, что Москва, видимо, дозрела до корректировки позиции, говорит и появившаяся 15 сентября в РБК информация о поручении правительства РФ Минфину «исключить из проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в полном объеме расходы на оказание в 2019–2020 годах гуманитарной поддержки отдельным территориям» (т.е. самопровозглашенным ДНР и ЛНР). Немалые расходы на эти цели становятся, похоже, непосильным бременем для крайне напряженного российского бюджета, и часть из них решено сократить.

Конечно, глубокие противоречия между внутренними и внешними участниками украинского конфликта, сложная политическая ситуация на Украине и нестабильность в ДНР и ЛНР не позволяют рассчитывать на скорую реализацию идеи отправки в Донбасс миротворческой миссии ООН в той или иной форме. Поиск взаимоприемлемых решений будет долгим. Однако впервые эта идея, нацеленная на устойчивое разведение противоборствующих сил, стабильное прекращение огня и со временем подступ к политическим аспектам Минских соглашений, не кажется абсолютно бесперспективной.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net