Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Победа Макрона: чудо или мираж?» - так называется книга известного французского политолога Пьера-Андре Тагиева, который пытается понять механизм победы Макрона. По его словам, «макронисты» строят новый миф о спасителе Франции, провиденциальной личности, об ангеле, спустившемся с небес, чтобы построить «новый мир». Речь идет о чуде, о непредвиденном событии. Незнакомец ворвался в политическое пространство, которое сумел поставить с ног на голову.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

20.09.2017 | Илья Кравченко

Страсти по ООН: о чем говорил Трамп на Генеральной Ассамблее

Трамп, ООН«Наша армия скоро станет сильнее, чем когда-либо в своей истории», «компании возвращаются обратно в страну», «безработица на самом низком уровне за последние 16 лет» – все это больше всего похоже на выступление политика перед своими избирателями. Однако эти слова были произнесены американским президентом на Генеральной Ассамблее. Определенную пикантность этому добавляет и личность выступавшего – 45-го президента США Дональда Трампа.

У Трампа с ООН давние счеты. О необходимости реформирования Организации он говорил часто, еще до решения принять участие в избирательной кампании в качестве кандидата в президенты. Однако тогда это носило характер оценочного суждения и не претендовало на какие-то действия, направленные на реализацию его тезисов. Но уже после вступления в гонку за президентский пост, Трамп не отступил от своей прежней жесткой риторики по отношению ко множеству тем, включая и ООН.

Справедливости ради, Трамп не привнес чего-то кардинально нового в качестве инструментов по реформированию Организации. Как и его ненавистный им предшественник, Трамп говорит о проблеме финансирования, как о ключевой. Нельзя забывать, что Обама распорядился прекратить американские вложения в ЮНЕСКО в 2011 г. после того, как Палестину приняли в ООН. А Джордж Буш-младший в 2002 г. грозил прекратить финансирование Фонда ООН в области народонаселения в связи с тем, что деньги США могут быть использованы для принудительных абортов в Китае, несмотря на то, что специальная президентская комиссия по установлению фактов заверила его в том, что это не так. То есть задолго до Трампа, Соединенные Штаты использовали критику и давление на ООН для реализации своих (как правило, краткосрочных) политических задач.

И вот теперь один из основных тезисов 45-го президента США звучит как снижение затрат американских налогоплательщиков по отношению практически к любым сферам деятельности или институтам. Но ситуация с Трампом выглядит иначе в контексте уже имевших место заявлений о необходимости «нести общее бремя» и «вносить равный вклад», но применительно не к ООН, а к НАТО (саму организацию американский президент в своем выступлении ни разу не упомянул). И если в случае с Североатлантическим Альянсом большую зависимость имеет сама организация в лице стран-участников, а не США, то ситуация с ООН другого толка. Ведь НАТО – военно-политический блок, а ООН представляет собой межправительственную организацию по обеспечению нормального функционирования международно-правовых процессов. И Североатлантический Альянс нуждается в американской помощи куда сильнее, нежели Организация. Хотя бы потому, что в миротворческих операциях ООН американские военнослужащие практически не участвуют в отличие от спецопераций НАТО.

Но в обоих случаях имеется и общий момент – Вашингтон не намерен проводить реформы или иные преобразования в структурах организаций, которые бы даже минимально снижали вес и мощь Соединенных Штатов в них. Тем более, что все разговоры об изменениях ООН касаются по большей части уменьшение бюрократии и снижение затрат на содержание огромного числа сотрудников. Это американцы могут и обсудить, но не фундаментальные предметы.

Прикрываясь изоляционизмом, Трамп заявляет, что пока он занимает свой пост, он будет «ставить интересы Америки над интересами остальных». Во время выступления в ООН случился классический американский парадокс: суверенитет государства важен до той поры, пока там не нарушаются права человека. То есть, делается ставка на крайне сложный институт международного права, в частности на его толкование и имплементацию. Ведь есть «злостные режимы» вроде Северной Кореи, Ирана, Венесуэлы и Кубы, в дела которых важно вмешиваться всему мировому сообществу, а есть «угрозы суверенитету от Украины до Южно-Китайского моря», которые нужно жестко пресекать. Другими словами, Трамп в очередной раз обозначил приверженность всем ключевым американским стратегическим концепциям: американской исключительности и гуманитарных интервенциях.

Чего у Трампа не отнять, так это любви к игре словами. И вот на этот раз, накануне своего громкого выступления на Генеральной Ассамблее, он заявил, что Соединенные Штаты выступают за то, чтобы сделать «ООН великой. Не снова, а просто сделаем ООН великой. Такой огромный потенциал. Думаю, мы сможем это сделать». Трамп постоянно вводит в заблуждение, скрывая свои истинные намерения, и при этом использует проверенную еще во время избирательной кампании риторику. Но скрывает он лишь то, что уже и так многим известно – Вашингтон продолжит политику по продвижению глобального лидерства США.

Отсюда и умышленное не упоминание России или Китая в негативном аспекте, а лишь благодарность за присоединение к американскому проекту санкций в отношении КНДР. Несмотря на это, Трамп грамотно напоминает всему миру, что «угрозы суверенитету от Украины до Южно-Китайского моря» – это осуждение действий России на Юго-Востоке Украины и экспансии Китая в Южно-Китайском море. Курс Вашингтона останется без изменений.

Единственное, с чем американский президент явно переборщил, так это с красноречивым упоминанием Северной Кореи. Чего стоят его высказывания вроде «если у нас не останется выбора, мы полностью уничтожим Северную Корею» или «человек-ракета затеял самоубийственную миссию». Примечательна реакция аудитории на эти его язвительные и громкие изречения. Одни делегаты смеялись (с горя), а другие не могли поверить, что слышат подобное не от какого-нибудь африканского диктатора, а от главы ведущей экономики мира.

В контексте российско-американских отношений, выступление Трампа в ООН, а также проект американской декларации по реформе Организации, не привносят чего-то нового. Позиции Москвы и Вашингтона все также расходятся в вопросе урегулирования корейского кризиса (Кремль настойчиво против силового решения), войны в Сирии (Белый дом не приемлет нахождение Башара Асада у власти) или вмешательства во внутренние дела государств (намерение США «помочь» демократии в Венесуэле). А о реальном реформировании ООН Россия готова говорить лишь тогда, когда к составлению подобного проекта приложат силы все страны-члены, особенно те, что входят в Совет Безопасности.

Илья Кравченко - политолог, эксперт Российского совета по международным делам, кандидат политических наук

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Прошел год с того дня, как Дональд Трамп одержал во многом неожиданную победу на президентских выборах в США. Срок достаточный для первых оценок и несмелых прогнозов, хотя на этой точке вопросов он перед Америкой поставил куда больше, чем дал ответов. Как же оценить итоги работы за год – с момента победы и почти десять месяцев – с момента вступления в должность?

Центр политических технологий провел третье исследование эффективности работы депутатов Госдумы в российских регионах. В рамках этого исследования нами была изучена работа депутатов в период с июля по сентябрь 2017 г. Акцент в исследовании, как и прежде, сделан на работе депутатов в регионах или на той деятельности депутатов в центре, которая приносит пользу регионам.

Когда Алексей Дюмин в начале прошлого года стал и.о. губернатора Тульской области, его сразу же стали воспринимать в публичном пространстве как возможного преемника Владимира Путина. С тех пор прошло почти два года, но слухов по этому поводу не становится меньше. Хотя вопрос о преемничестве выглядит непростым – представляется, что спешить с оценками не стоит.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net