Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

25.09.2017 | Сергей Маркедонов

Армяно-турецкая анти-нормализация

Армения, ТурцияОб армяно-турецких отношениях сегодня пишут нечасто. Все попытки примирения и преодоления многолетней конфронтации, которые предпринимались за последние четверть века, не привели к каким-то заметным успехам. Наивысшей точкой сближения позиций Анкары и Еревана по-прежнему остаются Цюрихские протоколы, подписанные в октябре 2009 года, однако до сих пор так и не ратифицированные.

Напомню, что эти протоколы предусматривали установление дипотношений и разблокирование границы между двумя странами. На сегодняшний день ни одна из этих проблем не разрешена. Не менее острым вопросом в отношениях двух стран остается давний спор по поводу квалификации событий начала ХХ века в Османской империи. Для армянского мира (включающего в себя помимо собственно Армении также непризнанную Нагорно-Карабахскую республику и «спюрк»- диаспору) – это геноцид, а для Турецкой республики - гражданская война между подданными распадавшегося некогда единого имперского государства. И хотя официальные армянские и турецкие представители говорят о необходимости тщательного изучения архивов и привлечения к исследованию данной проблемы самых объективных историков, споры о геноциде в контексте двусторонних отношений имеют мало общего с академической историографией. Это - важная часть актуального политического контекста, связанная как с международными приоритетами Еревана и Анкары, так и с задачами национально-государственного строительства.

Говоря об армяно-турецких отношениях, следует иметь в виду и неурегулированный нагорно-карабахский конфликт. Для Анкары Баку - стратегический союзник. И верность этому союзу была воочию продемонстрирована в апреле 2016 года, когда турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган оказался практически единственным главой государства, который поддержал Азербайджан в дни апрельской эскалации. При этом Анкара избегает открыто вовлекаться в конфликт на азербайджанской стороне. Не в последнюю очередь в силу того, что стратегическим союзником Армении является Россия, имеющая военную базу на территории Гюмри.

При таком наборе исходных данных рассчитывать на резкие изменения в армяно-турецких отношениях не приходится. Однако 19 сентября 2017 года в них обозначилась новая интрига. Президент Армении Серж Саргсян, выступая с речью на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, затронул перспективы нормализации отношений с Турцией. По словам армянского лидера, его страна никогда не рассматривала вопрос о признании геноцида «как предварительное условие для урегулирования двусторонних отношений Армении и Турции». Оттолкнувшись от исторических сюжетов, Саргсян обратился к сегодняшней ситуации в отношениях между Анкарой и Ереваном. По его словам, «правительство Турции выдвигает абсурдные предусловия» для ратификации Цюрихских протоколов, которые «совершенно не вытекают из буквы и духа» этих документов. Впрочем, в речи Саргсяна интересен результирующий вывод: «Руководство Турции ошибается, если думает, что оно может вечно держать в заложниках эти документы и ратифицировать по удобному для них случаю. Переговоры по протоколам велись в нынешних условиях, для нахождения решений существующих проблем. В условиях продолжительного отсутствия какого-либо позитивного сдвига в направлении их претворения в жизнь Армения объявит эти два протокола ничтожными. Мы вступим в весну 2018 года без этих, как показал опыт, к сожалению, тщетных протоколов». Но означает ли это, что на процессе армяно-турецкой нормализации теперь можно поставить точку? И если да, то почему президент Армении выбрал для этого ооновскую трибуну, а не очередную сессию национального парламента?

Выступление Саргсяна многими внешними наблюдателями (особенно в Турции и в Азербайджане) воспринимается как демонстративный вызов. Но в действительности глава республики лишь формализовал то фактическое состояние, в котором армяно-турецкая нормализация пребывала все годы, прошедшие со дня подписания протоколов в Цюрихе. Этот шаг Саргсяна в очередной раз показал, что любой мирный процесс развивается не по линейке. При сложном поиске компромиссных формул неизбежны и взлеты, и падения, и разочарования, и даже откат назад.

Большая часть экспертов, обращаясь к проблематике армяно-турецких отношений, начинает отсчет процесса нормализации с многообещающей «футбольной дипломатии» 2008 года. Между тем, попытки преодоления негативного исторического наследия и формулирования новой повестки дня предпринимались и ранее. Турецкая Республика признала независимость Армении уже 16 декабря 1991 г. (через восемь дней после подписания Беловежских соглашений и за пять дней до принятия Алма-Атинской декларации, зафиксировавшей основные принципы Содружества независимых государств). Схожим образом армянская элита пыталась начать политический диалог «с чистого листа». В свою очередь первый президент Армении Левон Тер-Петросян говорил о пантюркизме как «об окончательно перевернутой странице в истории Турции». В июне 1992 году армянский лидер встретился с тогдашним турецким премьер-министром Сулейманом Демирелем. Однако это «дней левоновых прекрасное начало» сменилось многолетней стагнацией. Причиной тому военная эскалация нагорно-карабахского конфликта и поддержка Азербайджана Турцией. В апреле 1993 года Турция закрыла сухопутную границу с Арменией (чуть более 300 км). И хотя общественное мнение Турции требовало применить к Армении более жесткие меры и активнее поддержать Азербайджан, официальная Анкара ушла от прямого вовлечения в вооруженное противоборство, ограничившись дипломатической поддержкой Баку и военно-техническим сотрудничеством с прикаспийской республикой.

Следующей попытки нормализовать отношения пришлось ждать долгих 15 лет. И в отличие от предыдущего опыта, второй подход к снаряду оказался более результативным. Фактически за год с небольшим после «футбольного» визита тогдашнего турецкого президента Абдуллы Гюля в Ереван стороны подписали Цюрихские протоколы. По справедливому замечанию востоковеда Станислава Тарасова, их ратификация создавала бы новые условия не только для Армении и Турции, но и для Закавказья. Она способствовала бы большей гибкости и Анкары, и Еревана в отношении своих главных стратегических союзников, соответственно Баку и Москвы. И самостоятельная роль Турции, не просто как партнера США на южном фланге НАТО, но и ведущей евразийской державы была вполне реальной.

Однако, как это часто бывает, кажущаяся простота и «гладкость» присутствует лишь на бумаге. В отношениях между Турцией и Арменией были и остаются многочисленные «овраги». По словам турецкого эксперта Митата Челикпалы, «позиция Азербайджана для Анкары очень важна. Таким образом, без какого-либо позитивного изменения, которое удовлетворило бы Азербайджан, любое изменение в двусторонних армяно-турецких отношениях выглядит нереальным». Не будем забывать, что помимо внешнеполитического измерения данный вопрос для Турции важен как фактор внутренней политики (с учетом многочисленных выходцев из Азербайджана, являющихся гражданами этой страны, а также проазербайджански настроенного общественного мнения и позиции турецкого политического класса). Именно это, по мнению Челикпалы, «подталкивает Эрдогана к тому, чтобы воздерживаться от излишней активности на армянском направлении». Для Армении же было крайне важно отделение нагорно-карабахской повестки от процесса армяно-турецкой нормализации. Эта задача осталось нерешенной. Как следствие, потеря интереса к самой нормализации. Уступки без очевидной компенсации означают поражение и ответственность, которую ни один армянский политик в описанных выше условиях на себя не возьмет.

Возникает резонный вопрос, а почему именно сейчас Саргсян решился на столь демонстративный жест? Почему за точку отсчета взята именно весна будущего года? Во-первых, следует иметь в виду, что «застой» в процессе нормализации наступил не в сентябре 2017 года. Еще 22 апреля 2010 года президент Армении подписал указ о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов, а 16 февраля 2015 года – обратился к спикеру национального парламента с заявлением о своем решении отозвать из высшего законодательного органа страны сами эти документы. В этом плане ооновская речь - продолжение прежнего тренда.

Во-вторых, Армении, как и Турции, и любому другому государству, никуда не уйти от внутриполитических проблем. Между тем страна приближается к масштабной реконфигурации властной системы. Конституция делает из Армении парламентскую республику, но это де-юре. Де-факто же правящая элита заинтересована остаться «у руля» под новым политическим соусом. И «патриотическая приправа» в этом блюде крайне важна! Уходящий президент стремится громче «хлопнуть дверью», показав, что никакого компромисса с турками в ущерб Армении он делать не собирается. Общественное мнение, особенно после событий апреля 2016 года, в этом его поддержит (даже имея широкий перечень претензий к социально-экономическому положению в республике). Такой «хлопок» тем более важен, что среди оппонентов Саргсяна найдутся и те, кто припомнит ему и «футбольную дипломатию», и сами Протоколы, и готовность к определенным уступкам Анкаре. Многим в Армении даже идея про какую-то совместную работу историков по прояснению всех обстоятельств событий 1915 года кажется кощунственной, ибо ставит под сомнение факт геноцида.

И последнее (по порядку, но не по важности). Новых компромиссных идей, которые смогли бы подстегнуть переговорный процесс, ни у Еревана, ни у Анкары просто нет. Однако простой в процессе нормализации не означает того, что к ней никогда и ни при каких обстоятельствах больше не вернутся. Интерес к новой модели отношений между соседями сохраняется и в Анкаре, и в Ереване. Геополитическая изоляция Армении объективно заставляет элиту этой страны искать пути для нормализации отношений с Турецкой Республикой. В то же самое время Турция, не снискавшая особых побед на Ближнем Востоке, куда она активно вовлеклась после так называемой «арабской весны», пытается переосмыслить свои отношения с соседями и партнерами. Правда, самый главный вопрос, «цена уступки» по-прежнему остается тем аргументом, который перевешивает все иные соображения.

Сергей Маркедонов – доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net