Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.09.2017 | Нана Гегелашвили

Перспективы миротворческой операции на Украине

МиротворцыСегодня, казалось бы, есть все условия для запуска миротворческой операции по урегулированию ситуации на востоке Украины под эгидой ООН. Это могло бы дать обеим сторонам шанс на сотрудничество, столь необходимое в условиях сложившегося беспрецедентного противостояния между Россией и Западом. К тому же понятно, что ни одна сторона не может иметь монополии на силовое урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве и эту проблему необходимо решать сообща.

В случае успешной реализации миротворческой операции на Украине можно будет говорить и об успехах российской и западной дипломатии, и об эффективном сотрудничестве обеих сторон, а также о резком повышении роли ООН в мировой политике. Тем не менее, до этого пока далеко. Препятствует началу этой операции, во-первых, различие подходов как Запада, так и самой России к миротворческой миссии ООН, обусловленное прежде всего взаимным недоверием. Во-вторых, принятие такого решения, как правило, требует много времени, что может изменить ситуацию «на местах» в разные стороны. В-третьих, требуется солидное финансирование, затратное для всех сторон.

Однако «голубые каски» ООН могут оказаться при грамотном подходе к ситуации крайне эффективными, вопреки определенному скепсису той же РФ, которой в этой связи стоит учитывать и тот факт, что она является постоянным членом Совбеза ООН и не находится в стороне от «столбовой дороги». Вот почему озвученная российским президентом Владимиром Путиным первоначальная идея размещения военного контингента ООН только на линии разграничения в Донбассе для обеспечения безопасности членов Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ была дополнена готовностью Москвы включить в российский проект резолюции СБ ООН расширение полномочий миротворцев в Донбассе, что позволяет предполагать, что решать подобные конфликты допустимо и в сотрудничестве с Западом. Только это может быть непременным условием стабильности на Украине, равно как и готовность Москвы пойди на разумные компромиссы, не переступая «красных линий».

В сообщении, выпущенном пресс-службой Кремля 11 сентября по итогам телефонного разговора Владимира Путина с канцлером Германии Меркель, говорится, что «обеспечение охраны наблюдателей ОБСЕ ооновцами может осуществляться не только на линии соприкосновения после разведения сил и средств обеих сторон, но и в других местах, где СММ ОБСЕ проводит свои инспекционные поездки в соответствии с минским Комплексом мер». Однако «красная линия» была обозначена. 19 сентября глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что суть предложения президента России Путина по размещению миротворцев ООН в Донбассе состоит в том, что они должны заниматься лишь охраной миссии ОБСЕ, а «любое другое предназначение миротворческой миссии будет означать перечеркивание этих договоренностей». Именно этот факт подкрепляет уверенность Запада в том, что Москва хочет свести функции контингента к охране наблюдателей ОБСЕ, а потому и не поддерживает идею распространения миротворческой операции ООН в Донбассе на всю территорию региона, которая находит всеобщую поддержку со стороны Запада. Более того, сегодня США и Франция уже подтвердили свою готовность профинансировать размещение миротворческой миссии ООН в зоне конфликта в Донбассе.

Все это свидетельствует о стремлении Запада и, прежде всего, США играть лидирующую роль в урегулировании ситуации на Украине. Несмотря на заявления американских дипломатов о нецелесообразности расширения «нормандского формата» за счет США, Вашингтон остается самым влиятельным участником переговорного процесса со стороны Запада, а переговоры об урегулировании конфликта в Донбассе фактически начались с «женевского формата», т.е. при участии США. К тому же, несмотря на то, что некоторые европейские политики вновь и вновь выступают за смягчение режима санкций против России, все они, в конечном счете, всегда придерживались общего решения Европейского Союза, тем более сейчас, когда США стали занимать более решительную позицию, что может способствовать еще большей поддержке разработанного ими жесткого курса, направленного на полное выполнение договоренностей.

Показательно, что в ходе 14-го форума YES (Ялтинской европейской стратегии – Yalta European Strategy), состоявшегося в Киеве 14-17 сентября, специальный представитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер озвучил три условия, позволяющие США считать миротворческую миссию «полноценной» и заслуживающей поддержки. Это, прежде всего, способность обеспечить безопасность на всей территории Донбасса, в том числе вдоль украино-российской границы, во-вторых, контролировать отвод тяжелой техники и артиллерии, в-третьих, осуществлять мониторинг тяжелого вооружения. Именно «такая миссия удовлетворяла бы всем прочим требованиям и открыла путь к политическому урегулированию». Более того, на взгляд Волкера, ДНР и ЛНР не могут выступать субъектами переговорного процесса. «Мы же не говорим с «властью» Абхазии или Южной Осетии? Они (русские – Н.Г.) хотят сделать так, чтобы мы застряли в переговорах с этими людьми, которые ничего не решают… Если Россия действительно хочет действовать в соответствии с ее собственными заявлениями и беспокоится о защите русскоязычного населения, можно считать, что есть основа для разговора. Просто надо найти другой способ достижения этих целей. И здесь мы подходим к вопросу привлечения миротворцев. Такой подход дает России возможность действовать в соответствии с ее интересами».

Таким образом, США в нынешних условиях будут и впредь всячески стремиться к девальвации российских активов и рычагов влияния на Украине, перехватывая у Москвы инициативу по урегулированию конфликта на Донбассе и выводу из тупикового положения Минских соглашений. При этом следует учитывать и тот факт, что российских рычагов влияния никто не отменял.

С учетом того, что успешное урегулирование украинского кризиса может стать образцом для подражания для многих стран постсоветского пространства, имеющих территориальные проблемы, представляется, что для урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве в целом и украинского конфликта, в частности, необходимо проведение миротворческой операции под эгидой ООН, что обеспечит им интернационализацию в условиях нарастающих экономических санкций и военно-политического давления на Москву. При этом в составе миротворческого контингента должны быть российские части, что будет гарантировать поддержку операции со стороны ДНР и ЛНР. В условиях глобализирующегося мира такой подход к конфликтам на постсоветском пространстве может обеспечить их решение и сформировать новые правила на региональном и глобальном уровнях.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net