Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

20.11.2018 | Политком.RU

Ливия: попытка урегулирования

Ливия12-13 ноября в Палермо прошла очередная конференция по урегулированию конфликта в Ливии. В ней приняли участие лидеры основных противоборствующих группировок внутри Ливии, представители Евросоюза, ООН и всех заинтересованных в решении конфликта стран – всего 38 делегаций. Российскую делегацию возглавил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Хаос в Ливии начался еще в 2011 году после свержения и убийства лидера страны Муаммара Каддафи: гражданская война разделила единую некогда страну на несколько фрагментов, постоянно враждующих между собой. Попытка урегулирования ситуации международным сообществом в 2015 году, когда в марокканском городе Схират основные политические силы Ливии подписали соглашение по преодолению кризиса, закончилась ситуацией двоевластия и федеральной раздробленностью. По результатам соглашения были сформированы Правительство национального согласия (ПНС) и Президентский совет – подразумевалось, что именно эти коллегиальные органы устроят всех участников конфликта и смогут взять контроль над ситуацией. Однако это привело только к новому витку конфликта и последовавшему за ним углублению политического раскола, в состоянии которого страна находится и по сей день. На западе страны в столице Триполи у власти находится Файез Саррадж, возглавивший Правительство национального согласия и Президентский совет, сформированные при поддержке ООН, а на востоке Ливии, в Тобруке, находится избранный ранее парламент во главе с Агилой Салехом Исой. Существует на востоке и свой кабинет министров при поддержке Ливийской национальной армии и ее фельдмаршала (звание присвоено парламентом) Халифы Хафтара, который реально контролирует ситуацию на востоке. В ситуации двоевластия и отсутствия единого правительства на территории Ливии постоянно происходят столкновения между различными вооруженными группировками.

Внимание международного сообщества приковано к Ливии прежде всего по следующим причинам. Во-первых, страна богата нефтегазовыми природными ископаемыми. Если во время правления Муаммара Каддафи доход от нефти распределялся между гражданами страны и существовала единая власть, способная своевременно решать возникающие конфликты, то сейчас Ливия погрязла во множестве мелких конфликтов, а ни одна из региональных группировок не в состоянии полностью контролировать нефтегазовую инфраструктуру. На данный момент доступ к отдельным участкам есть у пяти враждующих между собой группировок: Ливийская национальная армия и союзная с ней палата представителей (Бенгази и Торбрук), правительство национального единства (Триполи), бригады города Зинтана, Высший совет города Мисураты, Высший совет амазигов (берберов). При этом ни у одной из сторон нет возможности установить контроль над всей необходимой производственной цепочкой: кто-то контролирует добычу сырья, другие – переработку, а третьи – доставку.

Интерес к нефтегазовым богатствам Ливии больше всего проявляют Италия и Франция. Совместно с ливийской Национальной нефтяной корпорацией итальянцы владеют газопроводом «Зеленый поток», поставляющим газ с месторождений на западе Ливии на Сицилию. А французская нефтегазовая компания Total, обладающая правами на разработку нефти на ряде ливийских месторождений, вынуждена была прекратить работу своих предприятий по причине нестабильности в регионе. Обе страны максимально заинтересованы в решении конфликта в регионе, но разными способами, что приводит к поочередному «перетягиванию одеяла».

Во-вторых, большое значение имеет проблема беженцев. Ливия превратилась в перевалочный пункт для мигрантов, стремящихся попасть в Европу. Почти 90% всех беженцев из стран Африки прибывают на европейский континент именно через Ливию. Больше всего от проблемы мигрантов, прибывающих в Европу через Средиземное море, страдает Италия. В разрешении этой проблемы, как и для налаживания поставок газа, важна стабилизация ситуации на западе страны, где власть находится у Правительства национального единства.

В-третьих, нестабильность в одной стране влияет на весь регион: больше всего страдают окружающие Ливию страны, где сильно французское влияние, - Тунис, Чад, Нигер. Франция склонна поддерживать в ливийском конфликте Халифа Хафтара, контролирующего восток страны и Ливийскую национальную армию. В том числе из-за жесткой позиции фельдмаршала по отношению к исламистам и, в особенности, к «Братьям-мусульманам».

В свою очередь, Хафтар тесно сотрудничает с Россией. В августе 2017 году с ним встречался в Москве Сергей Шойгу. 7 ноября нынешнего года состоялась нова встреча Шойгу и Хафтара. По сообщению РИА Новостей, участники встречи обсудили ситуацию в Ливии, борьбу с терроризмом и тему безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Причем «Новая газета» сообщила, что в переговорах Шойгу с Хафтаром принимал участие бизнесмен Евгений Пригожин, которого называют «поваром Путина» и связывают с деятельностью ЧВК «Вагнер». Ранее СМИ отмечали, что «вагнеровцы» действуют в Ливии на стороне Хафтара. Источник «Интерфакса» утверждал, что «известный российский ресторатор Евгений Пригожин обеспечивал встречу глав военных ведомств России и Ливии в Минобороны РФ. Он организовывал официальный обед и принял участие в обсуждении культурной программы визита ливийской делегации».

Представляется, что Хафтар очень прагматичный лидер. Он сотрудничает и с Францией, и с Россией – а ранее был офицером армии Каддафи, затем сотрудничал с ЦРУ и воевал против режима, которому ранее служил. Хафтар использует Россию для укрепления своих военно-политических позиций, а та, в свою очередь, стремится с его помощью вернуться в Ливию, откуда была вытеснена после свержения Каддафи.

Ливийская конференция в Палермо – не первая попытка вывести страну из состояния двоевластия. Несколько месяцев назад международная конференция по Ливии по инициативе президента Франции Эммануэля Макрона проходила в Париже. В итоговой декларации парижского саммита 29 мая говорилось о проведении парламентских и президентских выборов в Ливии 10 декабря 2018 года. К 16 сентября должна быть утверждена «конституционная база» для организации выборного процесса. Также соглашение предусматривало «постепенную ликвидацию параллельного правительства» объединение институтов, необходимых для функционирования государства и создание единых правоохранительных и армейских структур при посредничестве ООН. В теории договоренности, достигнутые по Ливии в Париже, выглядели внешнеполитическим прорывом: сам Макрон называл их «историческим успехом». Однако с реализацией намеченных планов возникли проблемы. После того, как в августе в Триполи вспыхнули очередные ожесточенные бои между враждующими группировками, было принято решение о переносе парламентских и президентских выборов на весну 2019 года.

Многие наблюдатели связывают инициативу Италии и лично Джузеппе Конте по проведению очередной конференции по вопросу Ливии в Палермо с обострением франко-итальянской борьбы и попыткой Рима перехватить инициативу. Цель конференции, по словам ее организаторов, заключалась в «приближении полного урегулирования в североафриканской стране через достижение согласия между противоборствующими политическими силами внутри Ливии». Ожидалось, что участники обсудят текущую ситуацию в стране с учетом недавнего решения перенести президентские и парламентские выборы с 10 декабря на весну 2019 года, в том числе и вопросы, связанные с безопасностью. Однако по итогам конференции ситуация кардинальным не прояснилась: непонятно, действительно ли лидеры ливийских группировок настроены на реальное восстановление стабильной власти в стране, или процесс так и будет бесконечно затягиваться, приводя к сохранению двоевластия в стране. Единственным значимым достижением стала договоренность о проведении в январе 2019 года очередной Национальной конференции по урегулировании кризиса, уже непосредственно на территории Ливии.

Обращают на себя внимание несколько моментов, возникших в ходе организации и проведения ливийской конференции в Палермо.

1. Главной интригой было участие или неучастие в конференции командующего Ливийской национальной армией Халифы Хафтара – именно он контролирует восток страны. Если его основный политический конкурент, глава Правительства национального согласия Файез Саррадж, подтвердил свое участие с самого начала, то визит Халифы Хафтара то подтверждался, то отменялся. Немаловажную роль в участии Хафтара в конференции могла сыграть Россия. Впрочем, несмотря на то что фельдмаршал все же прибыл на Сицилию и принял участие во встрече в узком составе с главами ряда делегаций, на пленарное заседании конференции и торжественный ужин Хафтар уже не явился, заявив, что прибыл не непосредственно ради конференции, а для «проведения двусторонних встреч».

2. Внезапный отказ от дальнейшего участия в конференции турецкой делегации. Вице-президент Турции Фуат Октай, поясняя решение делегации, заявил, что страны, несущие ответственность за сложившуюся ситуацию в Ливии, не вносят вклад в нормализацию ситуации, а «мировое сообщество сегодня не смогло сплотиться».

3. Участие во главе российской делегации в конференции по Ливии премьер-министра Дмитрия Медведева. В 2011 году в российских антизападных кругах вызвала непонимание позиция Медведева, когда Россия воздержалась от голосования в Совете Безопасности ООН по вопросу военной операции в Ливии против режима Муаммара Каддафи. Владимир Путин, занимавший тогда кресло премьер-министра, открыто не согласился с подобным шагом, назвав резолюцию «неполноценной» и «ущербной». Несмотря на то, что многие СМИ и эксперты называют участие Медведева в решении ливийского вопроса своего рода «исправлением ошибок», вероятно причина подобного жеста более тривиальна: была необходимость присутствия России на «высоком уровне», а президент в этот момент находился с визитом в Сингапуре, где принимал участие в Восточноазиатском саммите и саммите АСЕАН. Выступая на конференции, премьер-министр сделал акцент на причинах ситуации, «инспирированной партнерами по Европейскому союзу, США и некоторыми другими странами» и грубейших нарушениях резолюции ООН.

Несмотря на принятие по итогам совместной декларации, в которой участники обозначили свои подходы к преодолению ливийского кризиса и сближение позиций международного сообщества вокруг работы и идей спецпредставителя генсека ООН по Ливии Гасана Саламе, представляется маловероятным, что прошедшая конференция может дать новый импульс ливийскому урегулированию. Более конкретные и конструктивные решения могут быть приняты на Национальной конференции по урегулированию кризиса, которая состоится непосредственно в Ливии в январе 2019 года. Осложняют ситуацию обострившиеся франко-итальянские противоречия, связанные с «перетягиванием одеяла на себя» в урегулировании ливийского кризиса. Обращают на себя внимание и публичные (а не только неофициальные, связанные с поддержкой Хафтара) попытки Москвы принять участие в решении конфликта: замглавы МИДа Михаил Богданов заявляет, что Москва также готова принять конференцию по урегулированию конфликта в Ливии, а выступление Медведева в Палермо по сути является полемикой с политикой ЕС, с 2015 года безуспешного пытающегося добиться исполнения договоренностей.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net