Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

21.01.2019 | Марина Войтенко

Национальным проектам требуется стимулирующая деловая среда

Марина ВойтенкоЗа 1-14 января, по данным Росстата, инфляция набрала 0,7%, достигнув в годовом выражении 4,7%. За это же время рубль номинально укрепился почти на 4%, по сути дела, не заметив возврата Банка России на валютный рынок. Нефтецены стабилизировались на уровне $60-61 за баррель. При этом Минфин удачно провел первый в текущем году аукцион по размещению ОФЗ (спрос втрое превысил предложение). В ЦБ РФ отметили: пока на повышение НДС экономика реагирует сдержанно, но нужно дождаться марта-апреля, чтобы более точно и взвешенно оценить макропоследствия и перспективы-2019. Прогноз регулятора по росту ВВП в январе-марте (квартал к кварталу) – 0,3% с учетом сезонной очистки. Технической рецессии, если не случится сильных внешних шоков, не будет.

Однако замедление российского хозяйства по сравнению с 2018 годом уже ясно указывает: желаемое к 2021 году ускорение до 3,0-3,5% возможно лишь на основе увеличения инвестиций и повышения производительности труда, что потребует существенных и подчас радикальных регулятивных усилий. От реального содержания и политических технологий принятия таких решений напрямую будет зависеть и эффективное исполнение национальных проектов.

В течение 6 лет на них будет выделено почти 28 трлн рублей, в том числе 6 трлн рублей (немногим менее $100 млрд) – на реализацию плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры. Выступая на пленарной сессии Гайдаровского форума (15 января) премьер Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что правительство делает акцент, во-первых, на эффективности использования выделяемых средств (18 января кабмином в целом одобрена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов на период 2019-2024 годов) и, во-вторых, на привлечение частных инвестиций. «Создание стимулирующей деловой среды» определяется как задача принципиальной важности. Без этого нацпроекты могут оказаться «вещью в себе», не задавая стимулов к реформе госуправления, а лишь укрепляя мотивации к экспансии госсектора в новые сферы.

Об опасности такого развития ситуации, прежде всего, применительно к цифровой экономике на том же Гайдаровском форуме говорил, например, глава Сбербанка Герман Греф: «У нас происходит монополизация государством абсолютно конкурентных отраслей. Меня очень пугает гонка министерств с целью занять какие-то площадки, зачастую не имея никакой компетенции в этом – мы потом как-нибудь справимся, но сейчас надо забить, получить права единого участника или единого исполнителя, закрепить их как можно больше, окопаться внутри каждой площадки и никого туда не пускать».

Такого рода «новые краски» в общей картине деловой среды только усиливают ощущение ее некомфортности для бизнеса. Слабая инвестактивность – наглядное тому свидетельство. По оценке Счетной палаты, на счетах предприятий и их депозитах в настоящее время лежит свободный объем ресурсов равный годовому объему вложений в основной капитал в РФ. Не менее примечательно и то, что в 2018 году по сравнению с 2017-ым объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику сократился в 14 (!) раз, составив всего лишь $1,9 млрд.

Качество деловой среды и определяемый им уровень доверия бизнеса к экономической политике не отступают от критической отметки. Понятно, что правительство не может «сидеть, сложа руки». В этой связи вполне логично решение премьера Дмитрия Медведева (17 января) утвердить План «Трансформации делового климата». В нем выделено 12 направлений: технологическое присоединение к инженерным сетям; градостроительная деятельность; регистрация прав на имущество и кадастровая оценка; таможенное администрирование; международная торговля и развитие экспорта; доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам; доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансам; регистрация юридических лиц; человеческий капитал и производительность труда; корпоративное управление; налоговое администрирование; контрольно-надзорная деятельность. Для оценки эффективности реализации Плана утверждены целевые показатели и их значения до 2024 года.

Так, уже в 2020 году предполагается снизить срок получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию с нынешних 7-ми до 5-ти дней. При этом за 6 лет вдвое (с 45 до 22 дней) будет уменьшена продолжительность экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. «Планом трансформации» намечено подняться к 2024 году по показателю «Налогообложение» с 53-го до 30-го места в рейтинге Всемирного банка Doing Business, в 2,5 раза до 5 трлн рублей увеличить объем госзакупок у малого и среднего бизнеса, существенно улучшить таможенное администрирование.

Как известно, по позиции «Международная торговля» РФ в рейтинге условий ведения бизнеса занимает 99-е место среди 190 стран. Отсюда и проектировки-2024: сократить затраты времени импортеров на оформление сделок с 30 часов до 24 часов, экспортеров – с 66 часов тоже до 24 часов. Финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности на соответствующие процедуры по одному контракту должны быть снижены более чем вдвое – до $250. Достичь этого предполагается переходом на электронный документооборот во всех пунктах пропуска, наделением бизнеса правом предоставлять в Федеральную таможенную службу лицензии в электронном виде, расширением применения нулевой ставки НДС при вывозе товаров по договорам лизинга и экспорте ИКТ, а также реформированием валютного контроля.

План содержит 130 пунктов, которыми предусмотрена разработка 33 федеральных законов, 38 актов Правительства России, 21 ведомственного акта. В целях формирования электронного взаимодействия бизнеса и федеральных органов исполнительной власти План предусматривает формирование пяти электронных сервисов.

В План также включены 13 мероприятий, предусмотренных национальными проектами «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Кроме того, около 10% намеченных мер - это «переходящий задел» из действовавших с 2012 года «дорожных карт» к национальной предпринимательской инициативе, благодаря которым РФ поднялась в Doing Business со 120-го на 31-е место.

При этом в полном объеме сохраняется принцип «двух ключей», когда каждое мероприятие плана считается исполненным после подтверждения достигнутого эффекта не только должностными лицами, но и бизнесом. Такого рода экспертиза будет проводиться в специальных рабочих группах, куда входят представители бизнес-сообщества. В ходе заседания правительства 17 января премьер Дмитрий Медведев также подчеркнул: «Мы должны будем оперативно реагировать на те проблемы, которые будут ставиться предпринимателями. Очевидно, что всё равно там не всё будет гладко. План будем обновлять минимум два раза в год, дополнять инициативами бизнеса, мониторить исполнение. Важно организовать работу таким образом, чтобы в открытой системе ни у кого не было возможности затягивать с решением важнейших для формирования благоприятной инвестиционной среды вопросов».

Намерение, безусловно, более чем своевременное. Тем не менее, уже очевидно, что план был принят с недоведенным до конца оргсопровождением. МЭР еще только предстоит в двухмесячный срок внести в кабмин проект нормативного акта, предусматривающий порядок актуализации, осуществления мониторинга и контроля исполнения плана, перечень (состав) экспертных групп и их руководителей.

В русле усилий по созданию стимулирующей деловой среды и внедрение анонсированного премьером Дмитрием Медведевым на Гайдаровском форуме механизма регуляторной гильотины. Он предполагает масштабный анализ и пересмотр с точки зрения современных реалий действующих нормативно-правовых актов (около 9 тысяч) в таких наиболее зарегулированных секторах, как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, санитарно-эпидемиологический надзор. Определен и срок завершения пересмотра устаревших и избыточных требований – 1 февраля 2020 года. На «выходе» должны быть получены современные нормы, которые будут понятными как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов.

Впрочем, соответствующую дорожную карту создать еще только предстоит. К тому же, и формирование по сути новой нормативно-правовой базы для риск-ориентированного надзора (здесь потребуются и законодательные решения) займет немало времени. Хватит ли для всего этого одного года – большой вопрос. Но есть и другие: от выбора оптимальной методологии до состава комиссии по дерегулированию. Если в нее войдут только представители ведомств, то вряд ли процесс выявления избыточных требований к бизнесу окажется высоко эффективным. Риск этот реален, поскольку подготовка «дорожной карты» поручена аппарату правительства, и пока нет никакой информации о привлечении к этому процессу представителей бизнес-сообщества и/или экспертов.

Структурные трансформации всегда начинаются с перемены регулятивных правил. При этом фундаментальным условием успеха является соблюдение принципов таких изменений. Важнейшим из них остается непосредственное участие в выработке решений и контроле за их исполнением всех, кого они касаются. От интенсивности и доверительности такого диалога облагораживание деловой среды зависит весьма существенным образом.

Пример тому – отдача от госусилий по поддержке малого бизнеса, голос которого наконец-то был услышан. В итоге индивидуальных предпринимателей в РФ в 2018 году стало на 13% больше, а число открытых лицензий превысило количество закрытых на 22%. С начала 2019 года уже 10 тыс предпринимателей зарегистрировались в рамках налогового пилота по самозанятым. Всего индивидуалов уже 3,864 млн. Для достижения цели в 25 млн занятых в малом бизнесе, впрочем, требуется еще почти столько же. Расслабляться рано – поток жалоб малого бизнеса на давление со стороны государства в 2018-ом тоже увеличился в 1,5 раза.

Между тем, ресурс участия бизнеса в принятии регулятивных решений остается слабо задействованным по очень многим направлениям. Порой это тормозит реализацию самых благих инициатив. Так, заявленную реформу господдержки промышленности придется вновь корректировать из-за несоответствия правилам ВТО универсальной субсидии компаниям под обязательства по экспорту. Вместо этого предполагается выдача займов на срок 15 лет. Бизнесу предстоит сформулировать свою позицию.

Температура же делового климата не измеряется градусами по шкале Цельсия или Фаренгейта. Здесь оценка задается уровнем доверия к экономической политике. С этим – проблема: менее половины респондентов декабрьского опроса «Левада-центра» высказались со всеми оговорками за поддержку правительства. Что делать? Ответ очевиден – радикально менять технологии принятия и исполнения регулятивных решений, последовательно убирая все основания для ощущений неопределенности управления. Нацпроекты – добротный тому повод. Тем более что без постоянного диалога граждан, бизнеса и государства по поводу того, как добиться их наилучшего исполнения, надеяться на успех малореалистично. Готовность и способность к такого рода общению – вызов для всех его участников.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net