Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.03.2006 | Георгий Ковалев

УКРАИНА: ПОСТВЫБОРНЫЙ РАСКЛАД

Проблема подписания «коалиционного договора» между участниками «оранжевой коалиции», созданной во время последней президентской кампании и давшей огромную трещину после ухода с поста премьер-министра Юлии Тимошенко, преподносилась СМИ в качестве основного вопроса повестки дня последних недель. Между тем очевидно, что ровно через три недели политическая и информационная повестки дня на Украине поменяются. После выборов в Верховную Раду на первый план выйдет вопрос формирования правительства парламентского большинства. А точнее, будет ли создано такое парламентское большинство, и какие из политических сил будут участниками этой коалиции.

Анализируя данные последних опросов общественного мнения, проведенных различными социологическими службами Украины, можно вывести приблизительно 5-6 формул возможных коалиций в будущей ВР. На основе каждой из этих коалиций может быть теоретически создано искомое правительство парламентского большинства.

Итак. Во-первых, вполне реальна «помаранчевая коалиция», вокруг которой в последнее время сломано уже немало копий (НСНУ + БЮТ + СПУ + ПОРА-ПРП). Возможность реализации этого сценария зависит от прохождения в ВР блока «ПОРА-ПРП», который пока что балансирует на грани 3-х процентов. В целом эта коалиция суммарно может набрать 52,3% (235 депутатских мандата).

Во-вторых, ситуативная «антипрезидентская коалиция» (БЮТ + Партия Регионов + возможно присоединение «Народного блока» Литвина). Это так называемый блок ТЛЯ (Тимошенко-Литвин-Янукович), уже показавший свою «реальность» в ходе голосования за отставку правительства Юрия Еханурова, а также преодоления президентского вето по закону «О городе Севастополе» - 49,8% (224 депутатских мандата).

В-третьих, «бело-голубая коалиция» (Партия Регионов + КПУ + «Народный блок» Литвина + блок Витренко + блок «Не Так!»). Данный сценарий реализуем в случае преодоления 3-процентного барьера блоками Витренко и «Не Так!» - 47,7% (215 депутатских мандатов).

В четвертых, «коалиция сильных» (Партия Регионов + НСНУ) – 52,8 (238 депутатских мандатов). В пятых, «помаранчево-народная» коалиция (НСНУ + БЮТ + СПУ + ПОРА-ПРП + «Народный блок Литвина») – 55,8% (251 депутатский мандат). В шестых, «розово-голубая коалиция» (Партия Регионов + КПУ + «Народный блок Литвина» + Соцпартия) – 51,5% (231 депутатский мандат).

Стоит еще раз отметить, что все эти шесть сценариев носят чисто теоретический характер. В практическом приближении все может сложиться несколько иначе. В частности, для реализации третьего и шестого вариантов необходимо совпадение слишком многого количества факторов. Плюс ко всему, против коалиции в подобных форматах играют идеологические противоречия, имеющиеся между представителями этих политических сил.

Вероятность подписания до выборов договора о создании полноценной «помаранчевой коалиции», как на основе предложений ПОРЫ-ПРП, так и на основе предложений Юлии Тимошенко, близка к нулю. Понятно, что подписание соглашения до выборов более выгодно НСНУ по прагматическим соображениям: это сможет вернуть в ряды сторонников разочаровавшихся избирателей. Однако все при этом понимают, что Ющенко согласится на воссоздание «коалиции Майдана» только в том случае, если Тимошенко откажется от своих «премьерских» амбиций. Идти же на это она не собирается – наоборот, постоянно подчеркивает, что «26 марта состоятся выборы премьер-министра». Вместе с тем динамика рейтингов БЮТ говорит о том, что он вряд ли придет к финишу парламентской гонки вторым. Следовательно, после выборов от Тимошенко, стремящейся сохранить значимую роль в политпроцессе страны, можно ожидать новых, подчас самые неожиданных союзов даже с полярными политическими силами.

Исходя из предложенных сценариев формирования правительства парламентского большинства, можно с уверенностью констатировать, что залогом создания этого большинства станет позиция нескольких неполярных политических сил, которые будут бороться за получение так называемой «золотой акции». Среди этих сил можно отметить «Народный блок Литвина», Социалистическую партию Мороза, блок «ПОРА-ПРП» Кличко и даже, как это ни покажется странным, Блок Юлии Тимошенко.

Одним из наиболее реальных союзов по модели «золотой акции» может стать ситуативная коалиция БЮТа и «Партии Регионов», к которой, возможно, присоединится «Народный блок» Литвина. Примечательно, что эта «антипрезидентская» коалиция ситуативно уже не раз возникала за последние два месяца. Декларации Тимошенко о невозможности создания коалиции с Януковичем являются не более чем пиар-ходом, направленным на то, чтобы сохранить свой ядерный электорат, а также предпринимать эффективную экспансию на электоральное поле НСНУ. При этом категорическое нежелание лидера БЮТ создавать коалиции с Партией Регионов может быть очень быстро пересмотрено в случае реального шанса для Тимошенко занять премьерское кресло.

В свою очередь Партия Регионов может пойти на соглашение с Тимошенко в обмен на предоставление ей ключевых министерских постов, а «Народный блок Литвина» - в обмен на сохранение кресла председателя Верховной Рады. В этом случае Янукович имеет все шансы практически самостоятельно сформировать правительство, а Тимошенко, формально имея статус премьер-министра, реально окажется лишена возможности полностью контролировать своих министров. Такое правительство будет напоминать крыловских «лебедя, рака и щуку». А это в свою очередь может иметь тяжелые последствия для Украины в целом, как в сфере внутренней политики, поскольку мгновенно начнется кампания по кадровой зачистке членов НСНУ в регионах, так и во внешней политике, поскольку Ющенко фактически утратит рычаги влияния на ситуацию в стране.

Реальной альтернативой конъюнктурного союза между БЮТом и Партией Регионов может быть только «коалиция Майдана». По данным разных социологических служб, эта коалиция способна объединить в будущем парламенте до 245 депутатов. Однако данный сценарий может реализоваться только в случае прохождения в парламент блока «ПОРА-ПРП». Роль этой силы в данной ситуации очень интересна, поскольку именно ее прохождение в парламент сможет сделать реальной подобную коалицию, добавив необходимое для парламентского большинства количество голосов, в чем очень заинтересовано НСНУ.

Учитывая тот факт, что грядущие парламентские выборы на Украине, по сути, являются продолжением президентских, «оранжевая коалиция» имеет ряд серьезных преимуществ сравнительно с другими конфигурациями. «Коалиция Майдана» будет иметь органичный состав правительства с понятной и разделяемой всеми министрами идеологией, основные положения которой были приняты и поддержаны в ходе «оранжевой революции». Сценарий создания «помаранчевой коалиции» интересен также тем, что повторяет парламентские выборы 2002 года, когда партия, выигравшая выборы, не была представлена в правительстве, с той лишь разницей, что на месте «Нашей Украины» может оказаться Партия Регионов.

Что касается других политических сил, конкурирующих за получение «золотой акции», можно констатировать, что позиция «Народного блока Литвина» будет максимально «умеренной» до выборов и станет однозначной лишь после 26 марта.

СПУ, будучи «помаранчевой» и фактически проправительственной партией, в последнее время, почувствовав неопределенность ситуации, решила работать по всем направлениям, не исключая возможности создания коалиции в будущем парламенте и с «бело-голубым» политическим спектром. Когда будут подведены итоги и станет понятен расклад сил, социалисты смогут определенно заявить о своем участии в коалиции, и подобные соглашения станут возможными. При этом на декларативном уровне Мороз остается последовательным сторонником «помаранчевой коалиции».

ПОРА-ПРП одной из первых озвучила необходимость создания оранжевой коалиции. Этот избирательный блок сможет сыграть ключевую роль в случае своего прохождения в парламент, дав необходимые для создания коалиции голоса. Усилия блока по созданию такой коалиции до выборов имеют стратегический характер, позволяя объединить избирателей, которые поддержали Ющенко на президентских выборах.

Ссылки по теме:

Оппозиция не слышит Ющенко

Украина на старте избирательной кампании

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net