Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

В практике экономической политики последних лет сложилась традиция, когда в начале весны РСПП – крупнейшее объединение работодателей и предпринимателей проводит «неделю российского бизнеса», завершающуюся съездом, на котором выступает Президент РФ. 14 марта это событие случилось в 10-й раз, оказавшись во многом не только значимым, но и знаковым.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

25.02.2019 | Марина Войтенко

Налоговый дизайн решения системных проблем

Марина ВойтенкоПослание Президента России Федеральному Собранию РФ в 2019 году запомнится детализацией замыслов национального проектирования. Задачи сложны. Но, как подчеркнул Владимир Путин, «снижать планку конкретных ориентиров, размывать их – нельзя … реальные изменения к лучшему люди должны почувствовать уже в этом году». Добиваться результата, между тем, предстоит преодолевая основательную инерцию макротрендов. В январе, по оценке МЭР, ВВП увеличился лишь на 0,7% после 2,3% в последний месяц 2018-го (в годовом выражении). Замедление может продлиться в течение всего первого полугодия, что еще более актуализирует необходимость ускорения российского роста до 3% и выше в 2021 году с опережением в дальнейшем общемирового темпа. Непреложное условие этому решение системных проблем экономики: достижения опережающего роста производительности труда на основе новых технологий и цифровизации, что позволит сформировать конкурентоспособные отрасли и увеличить несырьевой экспорт в полтора раза за шесть лет; улучшения делового климата и качества национальной юрисдикции (инвестиции уже в 2020 году должны вырасти на 6-7%; снижения инфраструктурных ограничений для развития экономики и раскрытия потенциала регионов; подготовки современных кадров и создания мощной научно-технологической базы.

Новые инициативы (прежде всего, в социальной сфере), изложенные в президентском послании, потребуют дополнительных затрат. Первые оценки уже есть. Однако они (в силу их разброса), по-видимому, предварительны. По мнению вице-премьера Татьяны Голиковой, предложения по социальным льготам обойдутся федеральному бюджету в текущем году примерно в 80 млрд рублей. Глава экономического блока кабмина Антон Силуанов полагает, что исполнение поручений, проистекающих из послания, в целом потребует ежегодно дополнительных расходов в 100-120 млрд рублей в течение 6 лет (в том числе одна лишь доиндексация пенсий – 150-160 млрд). В свою очередь глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров уверен: уже в 2019 году нужно будет найти 200 млрд рублей. Для этого придется корректировать запланированные бюджетные расходы, возможно, перераспределяя их между уже утвержденными статьями. Необходимые поправки планируется принять в весеннюю сессию, скорее всего, в мае.

Увеличение госрасходов, естественно, повышает градус внимания к доходной базе бюджетной системы. Итоги-2018, впрочем, указывают – пространство для маневра есть. Так, поступления от таможенных платежей, администрируемые Федеральной таможенной службой (ФТС), выросли на 2,1%, составив 6,1 трлн рублей. Еще значительнее вклад налоговиков. В консолидированный бюджет РФ направлено 21,3 трлн рублей, что почти на 4 трлн (на 23%) больше, чем в 2017-ом – максимальный прирост с 2013 года. Причем 20% увеличения поступлений, по оценке ФНС, – следствие улучшения налогового администрирования (в том числе за счет вовлечения в легальный оборот новых субъектов экономической деятельности и хозяйственных операций). Налоговые доходы федерального бюджета увеличились на 30,2% до 11,9 трлн рублей.

Важно иметь в виду и то, что по итогам-2018 остатки средств госказны выросли в 1,7 раза, достигнув 10,188 трлн рублей (оценка Счетной палаты). Напомним, что они складываются из: суммарных остатков на счетах бюджетополучателей в Федеральном казначействе, банковских депозитов (всего Минфином размещено 1,57 трлн рублей), купленной в рамках бюджетного правила валюты (4,13 трлн рублей), средств Фонда национального благосостояния (4,04 трлн рублей). Средства, как видим, есть и немалые. Однако, по-прежнему актуальны вопросы: как максимально эффективно ими распоряжаться и каким образом удерживать уже достигнутые рубежи, усиливая стимулирующие функции фискальной политики, от чего непосредственным образом зависит комфортность деловой среды и уровень предпринимательской активности.

Тем примечательнее задачи Федеральной налоговой службы (ФНС), сформулированные на расширенном заседании ее коллегии (20 февраля) первым вице-премьером Антоном Силуановым:

- Продолжение активного взаимодействия ФНС с ФТС для реализации задачи по внедрению национальной системы прослеживания импорта. На 2019 год уже запланирован запуск такого рода «пилота» по отдельным видам товаров. В перспективе этот механизм призван выполнять роль национального сегмента системы отслеживания движения товаров, создаваемой в рамках ЕАЭС – от ввоза на единую таможенную территорию до розничной реализации, «не налагая при этом дополнительных серьезных обременений на предпринимателей».

- Продолжение налогового эксперимента по самозанятым. Налог на профессиональный доход от предпринимательской деятельности без наемных сотрудников по ставке от 4% до 6% введен с 1 января текущего года в четырех регионах РФ (Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан), однако в системе, по данным ФНС, уже зарегистрировалось 30 тысяч человек, сгенерировано 1,12 млн чеков на общую сумму свыше 865 млн рублей. Динамика выхода из «тени» самозанятых, несомненно, позитивна. Теперь в планах правительства распространение этого льготного налогового режима на всю территорию Российской Федерации уже с 2020 года. Для индивидуальных предпринимателей без наемных работников планируется также перенести срок обязательного применения контрольно-кассовой техники минимум на год.

Между тем, ряд экспертов считают распространение эксперимента по самозанятым на всю страну преждевременной мерой. Для популяризации этого налогового режима еще многое предстоит сделать. Так, система не генерирует пенсионный капитал и дает право только на социальную пенсию. И это значительно снижает ее привлекательность, а до запуска модели индивидуального пенсионного капитала, судя по всему, довольно далеко. Не решен и вопрос доверия к стабильности самой системы из-за неуверенности в ее неизменности в обозримом будущем. Наглядный пример – опубликованные на минувшей неделе результаты соцопросов. Две трети (62%) респондентов VK Business и Research.mail.ru хотели бы открыть свое дело, но при этом около половины опасаются начинать его из-за стагнации экономики и высоких налогов. Сходны итоги и аналогичного исследования ВЦИОМ – только 25% готовы заняться предпринимательством (в 2016 году таких было 34%), скептически относятся к этому – 63%.

- Продление сроков амнистии капиталов. Проект поправок в Налоговый кодекс (НК) РФ о предоставлении еще как минимум в течение года гарантий, предусмотренных порядком добровольного декларирования физлицами имущества, активов и счетов за рубежом (амнистия капитала), гражданам, которые переводят свои деньги в РФ и регистрируют бизнес в специальных административных районах (САР), планируется внести в правительство РФ в ближайшее время. При этом премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании Российского инвестиционного форума в Сочи, анонсировал рассмотрение правительством возможности создания в России новых зон с особым правовым статусом и налоговым режимом (сейчас в РФ действуют только два САР).

- Апробация подходов к формированию Регистра населения, что позволит перейти к адресной соцподдержке и запустить так называемые социальные контракты. Некоторые их параметры были раскрыты Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию: программы поддержки будут носить индивидуальный характер (исходя из конкретной ситуации). «При этом человек, который берёт эти ресурсы, одновременно берёт на себя определённые обязательства: пройти переобучение, найти в соответствии с этим работу, обеспечивать свою семью, детей устойчивым доходом. … По оценкам, за 5 лет такой поддержкой смогут воспользоваться более 9 миллионов человек».

Обмен обезличенными сведениями регистра населения с органами государственной власти будет возможен уже к концу текущего года, - сообщил Антон Силуанов. В ходе своего выступления он также подчеркнул: «Данные, которые сможет собирать Налоговая служба, будут основаны на первичных источниках, и будут более точными, чем ныне существующие».

- Завершение в текущем году работы нал созданием государственного информационного ресурса в сфере бухгалтерской отчетности. Уже начиная с отчетности за 2019-й (представляется до конца марта следующего года) она будет предоставляться только в один адрес – в налоговые органы или в ЦБ РФ, который в свою очередь будет передавать данные поднадзорных организаций в адрес ФНС. Несомненно, такая схема будет способствовать снижению адмистративной нагрузки для бизнеса (прежде всего, за счет сокращения адресатов направления отчетности), а также обеспечит возможность новых подходов к урегулированию задолженности по страховым взносам (на настоящий момент, по оценке ФНС, 245 млрд рублей).

Перемены в фискальной политике отнюдь не сводятся только к обновлению дизайна в налоговом администрировании. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию определен также и ряд инициатив «прямого действия». Владимир Путин, например, предлагает:

ü ограничить 20%-ми годовой рост налоговых платежей для земельных участков;

ü освободить застройщиков от уплаты НДС при передаче государству или муниципалитетам социальных объектов;

ü сделать бессрочным освобождение от налога на прибыль медицинских и образовательных учреждений, а также распространить эту льготу на региональные и муниципальные музеи, театры и библиотеки.

Принципиально важно и требование президента «настроить на новую технологическую реальность все наше законодательство». Несколько такого рода решений уже активно прорабатывается применительно к налоговому праву. Так в проекте закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ» вводится понятие бизнес-ангела и предлагается компенсировать затраты на уплату налогов на доходы, полученные от инвестиций в успешные инновационные стартапы (по замыслу, это должно замещать убытки от неудавшихся проектов). В свою очередь в Госдуме РФ предлагают вдвое увеличить общий размер социальных вычетов из НДФЛ – со 120 тыс до 240 тыс рублей, а также поднять предельную сумму вычета расходов на обучение детей с 50 тыс до 100 тыс рублей. Такой механизм призван, по мнению инициаторов, не только возместить налогоплательщику часть образовательных расходов, но и стимулировать граждан к получению и/или продолжению образования (что весьма немаловажно для тех же предпенсионеров). У оппонентов (в том числе и в правительстве) есть возражения – удвоение вычетов приведет к росту нагрузки на региональные бюджеты. Однако возможен и компромисс – немедленный переход к практике индексаций лимитов социальных вычетов на инфляцию.

Заметим, что ряд уже действующих фискальных практик и новых решений позволяют компаниям оптимизировать издержки на среднесрочную перспективу. 18 февраля премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, которое замораживает рост платы за негативное влияние на окружающую среду с 2019 по 2023 год на уровне-2018 – 95 рублей за тонну твердых коммунальных отходов (ранее предусматривался рост платы на 15% ежегодно). Правительство также намерено расширить применение налогового мониторинга, позволяющего ФНС отслеживать уплату налогов и сборов предприятиями в режиме реального времени. Компании-участники (их 44, и они обеспечивают более 12% доходных показателей в федеральный бюджет) снизили трудозатраты по проверкам на 30%, втрое быстрее закрывают годовую отчетность. При этом среднее количество документов, запрашиваемых ФНС, сократилось на 77%.

Решение системных проблем экономики, напоминания о которых вновь прозвучали в президентском послании 2019 года, невозможно без формирования стимулирующей деловой среды. При этом самым наглядным и убедительным измерением ее комфортности является динамика частных капитальных вложений. Баланс стимулов к ним все еще неустойчив. Так, кейс Baring Vostok лишь прибавил инвесторам самоощущений уязвимости от пребывания в параллельных реальностях заявлений о намерениях в экономической политике и сопровождающей их правоприменительной практики. Существенную роль в перемене настроений способна сыграть налоговая политика, направленная на обеспечение стабильности фискальных условий и их стандартизацию (при сжатии пространства для «избирательно-бутикового» администрирования). При этом степень задействования этого ресурса ускорения роста и развития конкуренции напрямую зависит от интенсивности и содержательного наполнения диалога госрегуляторов с бизнес-сообществом.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В 2010 году, когда Instagram только появился, никто не осознавал важности личного бренда в онлайне. Вскоре блогинг стал профессией, сразившей наповал весь медиа-мир, и переизбыток селебрити наводил на мысль, что разделить лавры с миллионниками невозможно. Хорошие новости: дивам с легионами малолетних подписчиц придется подвинуться, ведь на рынок выходят нано-инфлюенсеры.

Эта страна, расположенная на северо-западе Южной Америки, славится божественными орхидеями, которые поставляются во многие уголки планеты. Но она известна и тем, что на протяжении длительного времени в стране шла кровавая гражданская война, унесшая жизни миллионов людей. Тем не менее, сохранилась приверженность демократическим институтам. В этом ее специфика.

Продолжая цикл о способах передачи власти в латиноамериканских странах, остановимся на Чили. Длительное время в стране доминировал авторитарный режим генерала Аугусто Пиночета, пришедшего к власти посредством военного переворота в сентябре 1973 года. Сразу же начались репрессии против активистов политических партий. Их подвергали пыткам, держали на стадионе в Сантьяго, превращенном в концентрационный лагерь. Людей пачками высылали за границу.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net