Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

13.05.2019 | Марина Войтенко

Национальные проекты – время технологической настройки

Марина ВойтенкоНачало мая-2019 оказалось «праздника в рабочем порядке». Ожидания торможения общеэкономической динамики оправдались. При этом отсутствие внятных перемен в основных макротрендах и продолжение вялого охлаждения в экономике дают все основания для вывода об усилении уже обозначившихся рисков эффекта «паузы роста», когда сумма конъюнктурных факторов и последствия фискальной и монетарной жесткости продолжают сдерживать макроэкономику, а проявление стимулирующих эффектов реализации нацпроектов откладывается. Вместе с тем, их полномасштабный запуск во второй половине текущего года в принципе позволяет надеяться на повышение темпов роста. Но для этого требуется максимальное приложение усилий по отработке регулятивных технологий.

7 мая МЭР подтвердило ожидавшееся ухудшение общеэкономической динамики по итогам первого квартала. Темп роста ВВП снизился до 0,8% в годовом выражении (в январе – 0,6%, в феврале – 1,4%, в марте – 0,6%). По оценке министерства, основной вклад в замедление внес потребительский спрос. Торможение скорости реальной заработной платы до 0,4% год к году и отрицательный темп реальных располагаемых доходов населения привели к ослаблению расширения торговой розницы до 1,8% г/г (на 1 п.п. меньше, чем в октябре-декабре прошлого года). В то же время 0,6 п.п. прироста ВВП обеспечило промпроизводство, 0,2 п.п. – транспортно-логистический комплекс.

Выводы аналитиков ЦБ РФ и экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, на первый взгляд, более оптимистичны. В Банке России полагают, что ВВП в январе-марте увеличился на 1,0-1,5% (оценка, впрочем, была сделана до снижения Росстатом данных по базовым отраслям до 0,7%). В ЦМАКП считают – на 1,6%. Причем вклад промвыпуска – 1 п.п., розничной торговли и платных услуг населению – 0,2 п.п. и 0,3 п.п., строительства – 0,1 п.п. Примечательно, что в Центробанке после обновления Росстатом данных по реальным доходам повысили оценку прироста расходов на конечное потребление домохозяйств в первом квартале с 1,0-1,5% до 1,7-2,2% (в основном за счет расширения потребительского кредитования и сокращения сбережений).

При всех разночтениях относительно состояния потребительского спроса и правительственные экономисты, и аналитики Центробанка, и независимые эксперты сходятся в констатации замедления инвестактивности, что означает отсутствие новых значимых источников интенсивного роста. В МЭР подчеркивают: После увеличения на 4,1% г/г в четвертом квартале 2018-го объем строительных работ текущего года в январе-марте практически не изменился (+0,2 % г/г). Оставалась слабой и динамика спроса на машины и оборудование как российского, так и зарубежного производства. В этом сегменте динамика инвестиционного импорта из стран дальнего зарубежья продолжила снижаться – с минус 3,8% г/г в октябре-декабре прошлого года до – 5,0% г/г в первом квартале текущего. Выпуск отечественной машиностроительной продукции инвестиционного назначения в январе-марте продолжал расти невысокими темпами (+1,9% г/г после 2,1% г/г в четвертом квартале и 11,0% в целом за 2018 год). Позитивные тенденции наблюдались лишь в производстве стройматериалов, где темпы ускорились до 7,7% г/г с 5,5%.

В ЦБ РФ ухудшили оценку темпов валового накопления основного капитала в первом квартале с 1,0-1,5% до 0,0-0,5%. Стагнацию инвестактивности подтверждают в ЦМАКП, обращая внимание на риски эффекта «паузы роста», когда сумма конъюнктурных факторов (снижение нефтецен, переход на эскроу-счета в жилищном строительстве, вероятность засушливого лета и т.п.) и последствия фискальной и монетарной жесткости уже притормозят макроэкономику, а отдача от нацпроектов еще не наступит.

В ЦБ РФ пока сохраняют прогнозный интервал 1,2-1,7% для ВВП-2019, версия экспертов ЦМАКП скромнее – 1,0-1,4%. В МЭР ожидают 1,3%. Оценки международных организаций в целом по-прежнему остаются в диапазоне 1,3-1,7%. Апрельский консенсус-прогноз Интерфакса не изменился – те же 1,2%, что и в марте. Причина – отсутствие внятных перемен в основных макротрендах и продолжение вялого охлаждения в экономике. Так, совокупный индекс объемов производства (обработка плюс сфера услуг) IHS Markit в апреле упал до 53 пунктов после 54,6 пункта в марте – минимального значения за последние десять месяцев. Рост грузовых железнодорожных перевозок внутри РФ к маю сократился до 0,2%, экспортные же объемы и вовсе ушли в отрицательную область, упав на 0,4%. На этом фоне неудивительны умеренные консенсус ожидания экспертов апрельских итогов. Промвыпуск – увеличение на 1,5% (на 1,8% по результатам года в целом), торговая розница – 1,4% (1,2%), инвестиции – околонулевой рост (по году – 2,0%).

Вместе с тем, достаточно оптимистично выглядят консенсус-прогнозы по инфляции – 4,5% в конце года, ключевой ставке Центробанка – 7,25% к декабрю, валютному курсу – 66 руб/$ и 77 руб/€ на конец 2019 года. В январе-апреле российский рубль стал лидером укрепления среди валют стран с формирующимися рынками, его реальный эффективный курс вырос на 5,3% (в том числе на 7,3% к доллару США). При этом в начале мая из-за новых пошлин США на китайские товары (а также вероятных ответных мер КНР) усилился риск разворота тренда. Важнейшими факторами некоторого ослабления рубля могут стать дополнительное торможение глобальной экономики и отток капиталов с развивающихся рынков при продолжении сокращения прямых иностранных инвестиций (в 2017 году они упали в мире в целом на 16%, в 2018-ом – уже на 27%). Такой же эффект вероятен и при снижении ставки Банка России.

Противостоять последствиям материализации внешних рисков призвана реализация нацпроектов. Их полномасштабный запуск во второй половине текущего года в принципе позволяет надеяться на повышение темпов роста сверх нынешней «нормы» потенциального выпуска в 1,5-2,0%. «Инвентаризация» деятельности правительства, состоявшаяся 8 мая на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, показала, что большая часть вопросов по финансовой нацпроектной «росписи» решены:

- 94% бюджетных лимитов (то есть, ассигнований-2019) доведены до исполнителей,

- по 84% выделенных средств заключены контракты,

- в рамках межбюджетных отношений регионам предоставлено 590 млрд рублей (98% из них обеспечены проектными соглашениями).

Одновременно обозначились и системные риски:

- прямое влияние (оценка Счетной палаты) на достижение национальных целей-2024 оказывают не более четверти мероприятий, остальные носят преимущественно организационный характер;

- более половины показателей результативности проектов не поддаются прямому статистическому наблюдению. Кроме того, как показал дайджест мониторинга национальных целей, проводимого на регулярной основе СП РФ, для трех[1] из них на 30 апреля оказались по-прежнему не определены показатели, позволяющие оценить степень продвижения к намеченным результатам;

- сам же проектный принцип размывается сложной системой распределения запланированных мероприятий и соответственно финресурсов по госпрограммам, число которых далеко не оптимально;

- в текущей версии разверстки средств не просматривается и ориентация на повышение качества человеческого капитала (в 2019-2024 годах на здравоохранение направляется 6,7% из нацпроектных 25,7 трлн рублей, на образование еще меньше – 2,9%). В этом контексте примечателен вывод доклада «Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала», подготовленного НИУ ВШЭ при участии Всемирного банка. По оптимистическому сценарию, в 2019-2025 годах средние темпы роста составят 2,86%, в 2026-2035-ом – 3,4%. При этом средние темпы реальных зарплат в ближайшие шесть лет будут насчитывать 3,1%. Принципиальное условие – бюджетный маневр в пользу человеческого капитала, позволяющий увеличить его вклад в ежегодный темп ВВП с текущих 0,2 п.п. до 0,7-0,8 п.п.

- серьезные опасения вызывают уже обозначившиеся несопряженности в регулятивных новациях. Так, в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Постановлением от 8 мая 2019 года №571 Правительство РФ внесло изменения в правила предоставления субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019–2024 годах субъектам МСП по льготной ставке. В частности, снижается нижняя граница суммы кредита на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств – с 3 млн до 500 тыс рублей, максимальный размер кредита на пополнение оборотных средств теперь составляет не 100 млн, а 500 млн рублей. Максимальная ставка субсидирования повышена до 3,5%. Исключено и положение, устанавливающее минимальный размер процентной ставки по кредитам (до сих пор он был определён в размере ключевой ставки Банка России). Таким образом, ставка для конечного заёмщика может быть меньше 8,5% и ниже ключевой ставки Банка России. И все это – несомненный стимул для продвижения к намеченной цели увеличения доли МСП в ВВП страны с 22,3% до 32,5% и числа занятых в секторе на 5,8 млн человек до 25 млн.

Вместе с тем, корректировка Минфином планов по запрету налоговых спецрежимов (ЕНВД и патенты) для малых предприятий, торгующих маркированной продукцией, в виде отказа от его применения для всех видов товаров и введения только для продавцов мехов, обуви и лекарств, хоть и является компромиссом, но не устраняет риска кратного роста цен. Так, по оценке «Опоры России», при переходе с патента на упрощенную систему налогообложения потери в прибыли индивидуального предпринимателя составят от 23 до 109% в зависимости от товарооборота. И это означает как прямое давление на карман потребителя, так и кратное повышение налоговой нагрузки на бизнес, что вкупе с падением спроса – умножение поводов для закрытие торговой точки, то есть, вымывания МСП из сферы торговли. Между тем, разработанный Минпромторгом проект Стратегии развития торговли на период до 2025 года (должен быть внесен в правительство в первом полугодии-2019) предполагает создание комфортной потребительской и конкурентной среды с развитием всех форматов торговли.

В целом же положение со стимулированием развития МСП (пока?) далеко от радужного. По данным ФНС, в первом квартале число вновь созданных компаний сократилось на 21,3% в сравнении с первой четвертью 2018 года. 2,3% потерял единый госреестр юрлиц. На 7,1% меньше, чем годом ранее оказалось число вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Согласно же итогам исследования Сбербанка «Развитие малого и среднего бизнеса в России», проведенного на основе анализа больших данных, с августа 2018-го по март 2019 года число компаний МСП в РФ выросло лишь на 0,3% (годом ранее – на 11,8%), а собственный легальный бизнес ведут лишь 2,9% населения в возрасте старше 18 лет.

- нарастают риски сужения конкурентного пространства в российском хозяйстве. Как отмечается в проекте доклада Федеральной антимонопольной службы «О состоянии конкуренции за 2018 год» (опубликован 29 апреля), утвержденные правительством нацпроекты до 2024 года стоимостью почти 26 трлн рублей могут ухудшить ситуацию с конкуренцией, поскольку часть мероприятий с бюджетным финансированием не предусматривает отбора на конкурсе компаний-участниц. Для исправления ситуации том числе и в сфере госзакупок) ФАС предлагает определить для нацпроектов целевые показатели по конкуренции и контролировать их исполнение.

На этом фоне жесткие замечания Президента РФ – «нацпроекты должны быть в конкурентной среде», «пресечь сомнительную практику проведения госзакупок под конкретные компании» и др., сделанными в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, – прямое напоминание о необходимости и безотлагательности тонкой настройки регулятивных технологий, включая активное внедрение в практику оценки регулирующего воздействия любых новаций, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. Вполне реализуем с точки зрения инструментов и механизмов финансового планирования и бюджетный маневр в пользу человеческого капитала. Нет сомнений и в том, что все эти вызовы требуют адекватного и быстрого ответа. При этом желаемая отдача будет прямо зависеть от создания по сути новой деловой среды, стимулирующей всех участников экономики к высокой производительности.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

[1] В их числе: «Улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно», «Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере», «Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительных экспорто-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net