Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

09.07.2019 | Марина Войтенко

Экономика уперлась в «климатический барьер»

Марина ВойтенкоВ начале июля Росстат опубликовал актуализированные данные об использовании ВВП в первом квартале-2019. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года доля расходов на конечное потребление снизилась с 73,7% до 72,2% (в том числе у домохозяйств – с 53,2% до 52,4%), вклад валового накопления не изменился – те же 16,6%; вес чистого экспорта потяжелел с 9,7% до 11,2%. Динамика этих слагаемых в годовом выражении, однако, вызывает вопросы.

В январе-марте 2018-го расходы населения год к году выросли на 2,7%, в первой четверти-2019 – лишь 1,6%, при этом валовое накопление основного капитала после прироста на 3,5% упало на 2,6%, в отрицательную область ушли экспорт (-0,4%) и импорт (-1,6%) после прошлогоднего первоквартального увеличения на 7,2% и 10,0% соответственно. Если добавить к этому оценку ЦМАКП, показывающую снижение на 0,5% среднего значения ВВП за три месяца с начала 2019-го к четвертому кварталу-2018 (сезонный и календарный факторы устранены), то наблюдаемые тренды вызывают ощущение вовсе не благостное: их продолжение может погрузить экономику в техническую рецессию, либо в лучшем случае удержать ее на зыбкой грани между стагнацией и спадом. Поиск выхода – вызов для экономической политики, требующий энергичного ответа.

Официальные итоги квартала по традиции будут подведены ближе к концу второй декады июля. Тем не менее, опережающие показатели (рассчитываемые на основе опросов бизнеса) могут указывать на ухудшение общеэкономической ситуации. Индекс PMI в обработке (в версии IHS Markit) в июне упал до 48,9 пункта после 49,8 пункта в мае, показывая укрепление тенденции к охлаждению деловой активности. Впервые с января-2016 ниже отметки в 50 пунктов в июне ушел индекс PMI для сферы услуг – до 49,7 пункта после 52 пунктов в мае. Общий PMI объемов производства (обработка плюс услуги) в начале лета также снизился до 49,2 пункта после 51,5 месяцем ранее.

Картину дополняют индексы предпринимательской уверенности, отслеживаемые Росстатом. В июне в добыче и обработке они не изменились, оставшись на уровнях +1% и -1%. В оценке текущей ситуации оптимистов в добычных отраслях на 1 п.п. больше, чем пессимистов; в обработке последние, напротив, на 5 п.п. «опережают» первых. На горизонте шести месяцев число уверенных в позитивных переменах превышает выборки скептиков на 19 п.п. и 23 п.п. Вместе с тем, примечательно, что 89% респондентов в добыче и 90% в обрабатывающих секторах считают, что их производственных мощностей достаточно для удовлетворения спроса на продукцию в ближайшие полгода (5% и 10% и вовсе указывают на их избыточность). Получается, таким образом, что конечное потребление вряд ли может претендовать на роль драйвера устойчивого и ускоряющегося роста.

На фоне наблюдаемых макротрендов финаналитики на минувшей неделе в основном подтвердили прогнозы по ВВП-2019. В Sberbank Investment Research – 1,5%, в BKS Global Markets – 1,1%, в Альфа-банке – 0,8%. При этом разворот макродинамики напрямую увязывается с эффектами от финансирования нацпроектов и расширения госинвестиций. Однако и в этих предположениях немало нюансов. Так, Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка, обращает внимание на существенные риски второго полугодия-2019:

ü слабую динамику российского ненефтяного экспорта

ü и вероятное замедление розничного кредитования

ü немаловажно и то, что текущее укрепление рубля может оказаться временным (к концу года курс, скорее всего, вернется к уровню 67 руб/$)

ü а макроотдача от нацпроектов (60% трат-2019 приходится на строительные работы) в основном перейдет на 2020 год.

Слабая макродинамика первой половины 2019 года требует регулятивных усилий, стимулирующих рост средствами монетарной, налогов-бюджетной и структурной политик. Первыми «конспект» ответа на этот вызов представили центральные банкиры. На полях XXVIII Международного финансового конгресса (Санкт-Петербург, 5 июля) глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что ситуация в экономике заставит в июле «серьезно подумать по поводу траектории снижения ставок», возможно на 50 б.п. В свою очередь директор департамента исследований и прогнозирования ЦБ РФ Александр Морозов подчеркнул, что «нужно разобраться в причинах замедления экономики», учитывая перспективы изменения бюджетного правила в 2020 году (траты из ФНБ сверх его объема в 7% ВВП), возникающие проинфляционные риски и лаг влияния (9-12 месяцев) смягчения денежно-кредитной политики (ДКП) на повышение деловой активности.

Участники рынка, однако, восприняли сигнал Центробанка практически как уже состоявшееся решение. По оценке Александра Исакова, главного экономиста «ВТБ Капитал», вероятность снижения ставки (на 25 или 50 б.п.) составляет 65% при условии, что курс рубля останется стабильным (его колебания не превысят 2,5%), а индекс потребительских цен по итогам июня (в годовом выражении) достигнет 4,7-4,8%.

Уменьшение цены денег, по замыслу ЦБ РФ, должно сопровождаться регулятивными действиями, направленными на изменение структуры кредитного предложения. Рост банковской розницы (23,3% в годовом выражении по состоянию на 01.06.2019) вызывает беспокойство. В целях недопущения «пузыря» в этом сегменте финрынка центральные банкиры регулярно повышают надбавки к коэффициентам риска в зависимости от стоимости кредита. С 1 октября риски будут «взвешиваться» и в зависимости от долговой нагрузки заемщика. По расчетам ЦБ РФ, уже введенные надбавки к 1 октября (если темпы выдач не сократятся) потребуют от банков зарезервировать капитал на 288 млрд рублей, через год его объем может возрасти до 693 млрд рублей.

Практика показывает, что введенные и заявленные ограничения участники рынка попытаются обойти, удлиняя сроки потребительского кредитования (до 7-15 лет). На коротких горизонтах это позволяет недоформировывать обязательные резервы и не снижать рентабельность. Однако в долгосрочном плане уязвимость банков только усиливается вместе с рисками для их клиентов. В связи с этим ЦБ РФ уже анонсировал увязку срочности потребкредитования с коэффициентами рисков (оно и понятно: чем дольше срок, тем выше вероятность невозврата). Не исключается и прямое установление предельного срока кредита (например, 5 лет).

Одновременно со сдерживанием банковской розницы регулятор усиливает стимулы к расширению корпоративных портфелей применением понижательных коэффициентов кредитного риска для «инвестиционного класса» заемщиков, субъектов МСП, ссуд с экспортными гарантиями. К концу года запланировано также повышение норм резервирования по операциям банковского финансирования сделок слияния и поглощения. Эксперты сделали вывод: в экономике РФ начинается длинный цикл смягчения кредитных условий для поддержания роста. По расчетам аналитика Райффайзенбанка Дениса Порывая, дополнительный капитал в 1,8 трлн рублей, который может быть получен в результате центробанковских стимулов, способен генерировать совокупный кредитный поток в корпоративный сектор на 18 трлн рублей. И это дает (потенциально) больший эффект, чем снижение ключевой ставки до нейтрального уровня в 6-7%. Проблема, однако, заключается в готовности банкиров наращивать кредитование, а компаний – увеличивать долг в нынешней макронеопределенности.

О рисках, сопутствующих ослаблению ДКП, не устают напоминать и в самом ЦБ РФ. Выступая на международном финансовом конгрессе, Эльвира Набиуллина прямо предупредила: «Если попытаться сдвинуть центробанковскими инструментами потенциальные темпы роста, мы в конечном счете получим либо инфляцию, либо пузыри на финансовых рынках, а, скорее всего, и то, и другое». Как не допустить этого? Только поддержкой усилий денежных властей всем арсеналом средств экономической политики, защитой на деле частной собственности, отказом от избирательного правоприменения, судебным урегулированием корпоративных конфликтов.

При всей неочевидности, как в обозримом будущем станет меняться внешняя среда, главные ограничения развитию экономики РФ имеют внутренний структурный характер. Снять их, подчеркивает глава Банка России, можно лишь «кардинальным улучшением инвестиционного климата». В этом сейчас первостепенная задача, без решения которой результаты нацпроектов будут основательно размыты, а цели-2024 вряд ли достигнуты.

Климатические перемены, однако, уверена глава Центробанка, находятся под постоянным риском «ловушки поиска простых решений». Смягчение ДКП, оторванное от правительственных решений по поощрению и защите капиталовложений, запуску модели индивидуального пенсионного капитала (а это – как минимум 7-12 трлн рублей дополнительных длинных денег), приданию внятного облика провозглашенной реформе контрольно-надзорной деятельности, вполне может стать примером такой «простоты». Эксперты (например, Кирилл Тремасов из «Локо-инвест») призывают не отождествлять улучшение условий корпоративного кредитования с немедленным ростом инвестиций. Реакцией на снижение ставок может оказаться и усиление оттока капитала. Между тем, его объем-2018 в $63 млрд в 2,5 раза больший, чем в 2017-ом, – это прямое указание на «резкую континентальность» российского инвестклимата, выталкивающую за рубеж и иностранный, и национальный капитал. По мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, проблема оттока (3,8% ВВП в прошлом году) уже критична для повышения нормы накопления к 2024 году до 25-27% ВВП. «Впору создавать еще один национальный проект – по привлечению инвестиций», – заключает эксперт.

Низкие темпы роста, туманные бизнес-перспективы, стагнирующие доходы и качество жизни населения – прямое следствие того, что российское хозяйство, по сути, уперлось в «климатический барьер». Его устойчивое развитие возможно теперь лишь в других «погодных условиях». Добиться их комфортности только одним смягчением монетарных кондиций невозможно. Между тем, все наиболее важные из необходимых решений на других регулятивных треках (по финансированию нацпроектов, общим правилам поддержки капвложений, воссозданию накопительной пенсионной системы, перезапуску организации контроля и надзора и т.п.) остаются в подвешенном состоянии. Итогом такой «разности скоростей» вполне может оказаться сокращение размерности потенциального выпуска. И это, к сожалению, не просто один из рисков наряду с другими и прочими, а начавшаяся складываться «новая нормальность». Ответ на этот вызов требует адекватной реакции всеми средствами экономической политики; быстрых решений, открывающих пространство для структурных реформ; и, конечно, постоянных коммуникаций государства с теми, кого они непосредственно коснутся.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net