Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

13.03.2006 | Татьяна Становая

БИЗНЕСУ ПРЕДПИСАЛИ НАЦИОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

9 марта газета «Коммерсант» опубликовала информацию о наличии некоего распоряжения президента России, поручающего правительству РФ разработать методику финансирования деятельности Национального антитеррористического комитета крупными частными компаниями.

Как пишет газета, о распоряжении Владимира Путина, которое, впрочем, не поступало в официальную рассылку и которое предлагает правительству России разработать механизм участия российских предпринимателей в финансировании деятельности НАКа, «Коммерсанту» стало известно из источника, близкого к силовым структурам. Полное содержание распоряжения остается до сих пор неизвестным. По словам собеседника «Коммерсанта», речь идет о «добровольном финансировании крупнейшими бизнес-структурами России» антитеррористической деятельности в рамках НАКа, в ходе которой они будут «добровольно обязаны» создавать соответствующие фонды, в том числе при предпринимательских объединениях».

Судя по всему, речь идет о создании механизма, институционализации источников финансирования, что выходит за рамки обычной практики. В России запрещено финансирование деятельности органов государственной власти, и только на региональном уровне есть специальные фонды, которые позволяют частным компаниям участвовать в проектах исполнительной власти. Как правило, это целевые фонды. В России способы привлечения бизнеса к государственным проектам на федеральном уровне не формализированы. Хотя, например, в бюджетном законодательстве в числе доходов бюджета есть форма безвозмездных и безвозвратных перечислений, они носят в отношении к бизнесу лишь теоретический характер. Такие перечисления невозможно контролировать, а их использование не является целевым. Распределением средств занимается Минфин, и обеспечить финансирование НАК частично за счет «безвозмездных» перечислений почти невозможно. Есть политический способ привлечения бизнеса, который до последнего времени оставался основным - это политические договоренности с крупным бизнесом.

Такая форма взаимодействия власти и бизнеса позиционируется как проявление «социальной ответственности». Однако в действительности это понятие в понимании власти оказывается гораздо более широким и подразумевает бизнес как финансовый актив власти, который может быть привлечен в нужное время под нужные проекты. Например, в ноябре прошлого года был создан Фонд поддержки Олимпийцев, организованный «Евразхолдингом», «Сибнефтью», «Альфа-групп», ЛУКойлом, «Сургутнефтегазом», ТНК-ВР, «Русалом», АФК «Система», банкирским домом «Санкт-Петербург», НЛМК, «Интерросом». Именно из этих средств осуществлялись выплаты призерам Олимпийских игр, прошедших в Турине. Фонд был создан после встречи президента с бизнесменами. Еще ранее в период начала второй чеченской войны был создан Национальный военный фонд, который также финансировался крупным бизнесом и был призван оказывать помощь военнослужащим.

Похоже, что фонд для НАК будет формироваться по аналогии с Национальным военным фондом. Скорее всего, в распоряжении президента речи о финансировании непосредственной деятельности НАК нет. Цели создания фонда могут быть связаны с возможными последствиями терактов, помощи пострадавшим, а также расходами, не затрагивающими напрямую исполнение обязанностей членами НАК. Иными словами, речь идет о финансировании ряда социальных обязательств государства, сопряженных с антитеррористической деятельностью.

Однако, во-первых, бизнес на федеральном уровне никогда не участвовал в прямом финансировании органов государственной власти (что отличает НАК от НВФ). Во-вторых, все проекты были фактически формой благотворительной деятельности с учетом государственных ориентиров, либо самоограничением в профильной деятельности (как, например, в вопросе замораживания цен на бензин). Поэтому если информация о распоряжении президента верна, то можно наблюдать новый способ взаимодействия власти и бизнеса, который также будет носить добровольно-принудительный характер, но при этом окажется более формализированым и более «принудительным».

Новый способ, если он будет принят, указывает, что те непрозрачные формы отношения власти и бизнеса, которые существовали преимущественно на региональном уровне, поднимаются на федеральный уровень. Кроме того, расширяется понятие «социальной ответственности»: теперь бизнес вынужден становиться и «национально ответственным». Наконец, новый формат отношений указывает, что в Кремле взаимодействие власти и бизнеса воспринимают уже как сложившиеся, не требующие постоянного политического вмешательства: бизнес «выстроен» и, по мнению Кремля, уже не в состоянии говорить власти «нет». Отсюда и необходимость институционального регулирования, создания неких механизмов участия бизнеса в государственных проектах без патронажа «сверху».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net