Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

19.08.2019 | Политком.RU

Аварийная посадка самолета в Жуковском

Аварийная посадка самолета в ЖуковскомГлавной новостью этой недели стало «чудо на Кукурозоне» - так пользователи социальных медиа по аналогии со знаменитым «чудом на Гудзоне» назвали экстренную посадку в Подмосковье Airbus А321 15 августа вскоре после вылета из аэропорта Жуковский. Причиной аварийной посадки стали проблемы в работе двигателя, загоревшегося после столкновения с птицами.

На фоне общественной кампании в поддержку пилотов авиакомпании «Уральские авиалиний» Дамира Юсупова и Георгия Мурзина, посадивших самолет, президент РФ Владимир Путин принял решение о присвоении им звания Герой России, а остальных членов экипажа получили ордена Мужества.

Пассажирский Airbus А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» направлялся в Симферополь из аэропорта Жуковский. Вскоре после вылета экипаж доложил о пожаре в двигателе и принял решение совершить посадку самолета на кукурузном поле, находящемся на расстоянии около километра от взлетно-посадочной полосы. Причиной пожара и отказа силовых установок самолета стала стая чаек, попавших сразу в оба двигателя. В результате аварийной посадки самолет получил значительные повреждения, не подлежащие восстановлению, но пассажиры почти не пострадали: в пресс-службе Минздрава сообщили, что после происшествия за медицинской помощью обратились 76 человек из 226 пассажиров и 7 членов экипажа, при этом госпитализирован только один.

Несмотря на благополучный исход событий, в подобных случаях всегда проводится как официальное расследование причин и обстоятельств произошедшего, так и публичный поиск виноватых. Так Следственный комитет возбудил дело по ч. 1 ст. 263 УК о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Для расследования произошедшего сформирована специальная комиссия с участием представителей Росавиации. К расследованию подключатся также французские эксперты из Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации и представители компании-производителя самолета, совершившего экстренную посадку.

В публичном пространстве на фоне экстренной посадки самолета в Жуковском активно обсуждаются несколько главных сюжетов, большая часть из которых связана с поиском виноватых.

Одна из возможных причин обилия пернатых в районе аэропорта – наличие свалок. Спустя несколько часов после происшествия в Минприроды России заявили о необходимости проведения проверки в связи с возможным наличием свалок твердых коммунальных отходов (ТКО) в районе аэропорта Жуковский. По российскому законодательству размещение свалок запрещено в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома.

Официальных действующих мусорных полигонов вблизи Жуковского не обнаружили – ближайший к аэропорту мусорный полигон «Сафоново» находится в 14 км и был закрыт еще в 2012 году. Однако на значительно более близком расстоянии от аэропорта находится несанкционированная свалка в районе озера Глушица, борьбу с которой начали еще в 2017 году, заведя уголовное дело, сообщив о начале работ по ликвидации и вывозе с озера Глушица 260 куб. м мусора. По итогам расследования к ответственности за создание нелегальной свалки отходов привлекли ООО «Вымпел К», компанию оштрафовали, но ни один из штрафов не был оплачен. Росприроднадзор рассчитал ущерб, нанесенный компанией экологии, он оценивается в 25,2 млн руб. Соответствующие финансовые претензии к ООО «Вымпел К» на данный момент рассматриваются в суде. С компанией связывают депутата городского округа Жуковский Родиона Кузина, которого в свою очередь называют протеже Андрея Вихарева, возглавляющего Истринский район Подмосковья и близкого к главе Московской области Андрею Воробьеву, не раз называвшего Вихарева «одним из наиболее эффективных руководителей органов местного самоуправления».

Так в Московской области в очередной раз всплывает проблема свалок и мусорных отходов, регулярно появляющаяся в повестке с весны 2018 года и массового отравления жителей подмосковного Волоколамска после выброса газа на мусорном полигоне. Болезненность темы для общества подтверждают и всплывающие в контексте осуждения персон, связанных с предыдущими авариями и конфликтными сюжетами. В публичном пространстве начали вспоминать и младшего сына генпрокурора Юрия Чайки, Игоря, фирма которого, согласно одному из «расследований» ФБК оппозиционного политика Алексея Навального, получила пятнадцатилетний контракт на вывоз мусора в районах Москвы. Впрочем, здесь значительную роль сыграла еще и созвучность фамилии генпрокурора и его сына с виновниками происшествия – чайками.

По информации пресс-службы подмосковного Минприроды, в настоящее время завоза отходов на несанкционированную свалку вблизи озера Глушица не происходит, участок зарос травяной растительностью, а строительные грунты и мусор, из которых преимущественно и состоит свалка, не являются кормовой базой для чаек. Однако проблем с пернатыми, по всей видимости, это не решило. О масштабе проблем с чайками на территории Жуковского рассказало со ссылкой на сотрудников издание Baza. Сотрудники аэропорта в один голос уверяют, что системы «распугивания» просто не справляются с количеством птиц, живущих на расположенной в окрестностях Жуковского гигантской свалке, а экипажи всех самолетов перед вылетом предупреждают о возможном столкновении с птицами.

Второй сюжет, активно обсуждавшийся в контексте происшествия – качество орнитологического обеспечения полетов. Росавиация собирается проверить ЛИИ им. Громова, отвечающего за защиту аэропорта от птиц. В свою очередь в ЛИИ им. Громова сообщили, что система отпугивания птиц, за которую отвечает институт, находилась в рабочем состоянии в момент взлета самолета. При этом организация регулярно обращалась в прокуратуру с жалобами на увеличенное скопление птиц вблизи аэродрома. Обращают внимание и на фактическое отсутствие у аэропорта собственной орнитологической службы, и на снижение количества взлетов и посадок с аэропорта, что ведет к ухудшению орнитологической обстановки (птицы не успевают вырабатывать правильную реакцию и привычку облетать аэропорт стороной), и на финансовые проблемы ЛИИ им. Громова, погрязшего в судебных процессах и попытках взыскать деньги за уже оказанные услуги с оператора аэропорта Жуковский АО «Рампорт Аэро».

Орнитологическое обеспечение полетов – общая проблема. В России нет единой системы орнитологической защиты, каждый аэропорт должен самостоятельно проводить подобные работы, что не может не влиять на качество работы орнитологов. Еще в конце 2018 года Росавиация заявляла о резком росте числа авиационных происшествий с пернатыми за последние несколько лет. Если в 2012-2014 годах ежегодно происходило в среднем 47 инцидентов, то в 2017-2018 годах количество ежегодных инцидентов превысило 900. К аналогичному выводу приводят и данные российской отраслевой группы авиационной орнитологии, согласно которым с 2009 года число столкновений птиц с самолетами последовательно росло. При этом в качестве основной причины большинство отраслевых организаций и экспертов называли ухудшение состояния орнитологического обеспечения полетов.

Активно обсуждалась в публичном пространстве и техническая составляющая происшествия – проводились аналогии с авиакатастрофой SSJ100 5 мая 2019 года в Шереметьево. В сходной ситуации самолет благополучно совершил аварийную посадку с баками, концентрация топлива в которых была значительно выше, чем в SSJ100. Поднимается вопрос, в чем причина различного исхода двух критических ситуаций – в мастерстве пилота или в качестве самолетов? В информационном поле продвигаются два основных тезиса. С одной стороны, подчеркиваются технические Airbus А321, которые лучше SSJ100, с чем и связан различный исход ситуации. С другой стороны, СМИ массово обратили внимание на решение пилота посадить Airbus A321, не выпуская шасси, вопреки инструкциям компании-производителя, подкрепляя публикации позицией экспертов, что именно это стало решающим фактором успеха в предотвращении возможной трагедии.

Впрочем, информационная повестка вокруг двух происшествий – авиакатастрофы 5 мая 2019 года в Шереметьево и аварийной посадки Airbus A321 вблизи Жуковского – кардинальным образом различается. Если весной доминировал негатив и конкуренция между различными версиями произошедшего (обвиняли и «Аэрофлот», и компанию-производителя, и службы аэропорта Шереметьево), то сейчас на первый план вышла позитивная повестка. Конечно, есть и традиционное обсуждение причин произошедшего, однако главный вопрос, захвативший повестку, не кто виноват, а кто лучше – пилоты, сумевшие посадить самолет, или самолет, продемонстрировавший свою безопасность.

Обращает на себя внимание общественная консолидация и активная кампания в поддержку пилотов авиакомпании «Уральские авиалиний» Дамира Юсупова и Георгия Мурзина, посадивших самолет. Пользователи запустили хэштег #наградупилотам, призывая дать пилотам звания Героев России. Хэштег быстро подхватили крупнейшие региональные, а затем и федеральные сообщества в социальных сетях. Подключились к общественной кампании и ряд популярных блогеров и артистов. Восхищение действиями пилотов выразили и многие знаменитости, в том числе певица Ольга Бузова, телеведущий Максим Галкин и блогер Юрий Дудь. Радикальная позиция неприятия и отсылки к включению пилотов и членов экипажа в базу данных украинского сайта «Миротворец» с обвинениями в сознательном нарушении государственной границы Украины и участии в попытках легализации аннексии Крыма, осталась маргинальной, не найдя поддержки на волне общественного консенсуса по поводу героизма и проявленной пилотами отваги.

Происшествие активно сравнивают со знаменитым «чудом на Гудзоне», когда аналогичный авиалайнер Airbus A320 авиакомпании US Airways следовал по маршруту Нью-Йорк - Шарлотт – Сиэтл и вынужден был экстренно сесть на реку Гудзон. Причиной стали птицы – канадских казарок затянуло в турбины двигателя, что привело к их отказу от работы. Посадка на воду прошла успешна, пассажиры вышли на крылья лайнера, откуда их сняли подоспевшие спасатели, а все, кто находился на борту, остались живы.

В российском обществе прослеживается сильный запрос на героев: простых людей, спасающих других в экстренных ситуациях, несмотря ни на что. Истории маленького, но отважного человека, героически действующего в сложных жизненных обстоятельствах, находят отклик в российском обществе. Здесь и одиннадцатилетний Алексей Мартыненко, пытавшийся спасти детей при пожаре на территории горнолыжного комплекса «Холдоми» в Хабаровском крае и посмертно награжденный орденом Мужества, и московская школьница Юлия Король, которая спасла детей во время ЧП в лагере на Сямозере в ситуации, когда никто больше не реагировал на сигналы и просьбы о помощи, за что была награждена медалью «За спасение погибающих на водах». Вписывается в этот ряд и ситуация с пилотами Airbus A321 вместе с общественной кампанией с требованием представить их к награждению и присвоить звания Героев России, на которую последовала быстрая реакция власти.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net