Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

19.08.2019 | Политком.RU

Аварийная посадка самолета в Жуковском

Аварийная посадка самолета в ЖуковскомГлавной новостью этой недели стало «чудо на Кукурозоне» - так пользователи социальных медиа по аналогии со знаменитым «чудом на Гудзоне» назвали экстренную посадку в Подмосковье Airbus А321 15 августа вскоре после вылета из аэропорта Жуковский. Причиной аварийной посадки стали проблемы в работе двигателя, загоревшегося после столкновения с птицами.

На фоне общественной кампании в поддержку пилотов авиакомпании «Уральские авиалиний» Дамира Юсупова и Георгия Мурзина, посадивших самолет, президент РФ Владимир Путин принял решение о присвоении им звания Герой России, а остальных членов экипажа получили ордена Мужества.

Пассажирский Airbus А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» направлялся в Симферополь из аэропорта Жуковский. Вскоре после вылета экипаж доложил о пожаре в двигателе и принял решение совершить посадку самолета на кукурузном поле, находящемся на расстоянии около километра от взлетно-посадочной полосы. Причиной пожара и отказа силовых установок самолета стала стая чаек, попавших сразу в оба двигателя. В результате аварийной посадки самолет получил значительные повреждения, не подлежащие восстановлению, но пассажиры почти не пострадали: в пресс-службе Минздрава сообщили, что после происшествия за медицинской помощью обратились 76 человек из 226 пассажиров и 7 членов экипажа, при этом госпитализирован только один.

Несмотря на благополучный исход событий, в подобных случаях всегда проводится как официальное расследование причин и обстоятельств произошедшего, так и публичный поиск виноватых. Так Следственный комитет возбудил дело по ч. 1 ст. 263 УК о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Для расследования произошедшего сформирована специальная комиссия с участием представителей Росавиации. К расследованию подключатся также французские эксперты из Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации и представители компании-производителя самолета, совершившего экстренную посадку.

В публичном пространстве на фоне экстренной посадки самолета в Жуковском активно обсуждаются несколько главных сюжетов, большая часть из которых связана с поиском виноватых.

Одна из возможных причин обилия пернатых в районе аэропорта – наличие свалок. Спустя несколько часов после происшествия в Минприроды России заявили о необходимости проведения проверки в связи с возможным наличием свалок твердых коммунальных отходов (ТКО) в районе аэропорта Жуковский. По российскому законодательству размещение свалок запрещено в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома.

Официальных действующих мусорных полигонов вблизи Жуковского не обнаружили – ближайший к аэропорту мусорный полигон «Сафоново» находится в 14 км и был закрыт еще в 2012 году. Однако на значительно более близком расстоянии от аэропорта находится несанкционированная свалка в районе озера Глушица, борьбу с которой начали еще в 2017 году, заведя уголовное дело, сообщив о начале работ по ликвидации и вывозе с озера Глушица 260 куб. м мусора. По итогам расследования к ответственности за создание нелегальной свалки отходов привлекли ООО «Вымпел К», компанию оштрафовали, но ни один из штрафов не был оплачен. Росприроднадзор рассчитал ущерб, нанесенный компанией экологии, он оценивается в 25,2 млн руб. Соответствующие финансовые претензии к ООО «Вымпел К» на данный момент рассматриваются в суде. С компанией связывают депутата городского округа Жуковский Родиона Кузина, которого в свою очередь называют протеже Андрея Вихарева, возглавляющего Истринский район Подмосковья и близкого к главе Московской области Андрею Воробьеву, не раз называвшего Вихарева «одним из наиболее эффективных руководителей органов местного самоуправления».

Так в Московской области в очередной раз всплывает проблема свалок и мусорных отходов, регулярно появляющаяся в повестке с весны 2018 года и массового отравления жителей подмосковного Волоколамска после выброса газа на мусорном полигоне. Болезненность темы для общества подтверждают и всплывающие в контексте осуждения персон, связанных с предыдущими авариями и конфликтными сюжетами. В публичном пространстве начали вспоминать и младшего сына генпрокурора Юрия Чайки, Игоря, фирма которого, согласно одному из «расследований» ФБК оппозиционного политика Алексея Навального, получила пятнадцатилетний контракт на вывоз мусора в районах Москвы. Впрочем, здесь значительную роль сыграла еще и созвучность фамилии генпрокурора и его сына с виновниками происшествия – чайками.

По информации пресс-службы подмосковного Минприроды, в настоящее время завоза отходов на несанкционированную свалку вблизи озера Глушица не происходит, участок зарос травяной растительностью, а строительные грунты и мусор, из которых преимущественно и состоит свалка, не являются кормовой базой для чаек. Однако проблем с пернатыми, по всей видимости, это не решило. О масштабе проблем с чайками на территории Жуковского рассказало со ссылкой на сотрудников издание Baza. Сотрудники аэропорта в один голос уверяют, что системы «распугивания» просто не справляются с количеством птиц, живущих на расположенной в окрестностях Жуковского гигантской свалке, а экипажи всех самолетов перед вылетом предупреждают о возможном столкновении с птицами.

Второй сюжет, активно обсуждавшийся в контексте происшествия – качество орнитологического обеспечения полетов. Росавиация собирается проверить ЛИИ им. Громова, отвечающего за защиту аэропорта от птиц. В свою очередь в ЛИИ им. Громова сообщили, что система отпугивания птиц, за которую отвечает институт, находилась в рабочем состоянии в момент взлета самолета. При этом организация регулярно обращалась в прокуратуру с жалобами на увеличенное скопление птиц вблизи аэродрома. Обращают внимание и на фактическое отсутствие у аэропорта собственной орнитологической службы, и на снижение количества взлетов и посадок с аэропорта, что ведет к ухудшению орнитологической обстановки (птицы не успевают вырабатывать правильную реакцию и привычку облетать аэропорт стороной), и на финансовые проблемы ЛИИ им. Громова, погрязшего в судебных процессах и попытках взыскать деньги за уже оказанные услуги с оператора аэропорта Жуковский АО «Рампорт Аэро».

Орнитологическое обеспечение полетов – общая проблема. В России нет единой системы орнитологической защиты, каждый аэропорт должен самостоятельно проводить подобные работы, что не может не влиять на качество работы орнитологов. Еще в конце 2018 года Росавиация заявляла о резком росте числа авиационных происшествий с пернатыми за последние несколько лет. Если в 2012-2014 годах ежегодно происходило в среднем 47 инцидентов, то в 2017-2018 годах количество ежегодных инцидентов превысило 900. К аналогичному выводу приводят и данные российской отраслевой группы авиационной орнитологии, согласно которым с 2009 года число столкновений птиц с самолетами последовательно росло. При этом в качестве основной причины большинство отраслевых организаций и экспертов называли ухудшение состояния орнитологического обеспечения полетов.

Активно обсуждалась в публичном пространстве и техническая составляющая происшествия – проводились аналогии с авиакатастрофой SSJ100 5 мая 2019 года в Шереметьево. В сходной ситуации самолет благополучно совершил аварийную посадку с баками, концентрация топлива в которых была значительно выше, чем в SSJ100. Поднимается вопрос, в чем причина различного исхода двух критических ситуаций – в мастерстве пилота или в качестве самолетов? В информационном поле продвигаются два основных тезиса. С одной стороны, подчеркиваются технические Airbus А321, которые лучше SSJ100, с чем и связан различный исход ситуации. С другой стороны, СМИ массово обратили внимание на решение пилота посадить Airbus A321, не выпуская шасси, вопреки инструкциям компании-производителя, подкрепляя публикации позицией экспертов, что именно это стало решающим фактором успеха в предотвращении возможной трагедии.

Впрочем, информационная повестка вокруг двух происшествий – авиакатастрофы 5 мая 2019 года в Шереметьево и аварийной посадки Airbus A321 вблизи Жуковского – кардинальным образом различается. Если весной доминировал негатив и конкуренция между различными версиями произошедшего (обвиняли и «Аэрофлот», и компанию-производителя, и службы аэропорта Шереметьево), то сейчас на первый план вышла позитивная повестка. Конечно, есть и традиционное обсуждение причин произошедшего, однако главный вопрос, захвативший повестку, не кто виноват, а кто лучше – пилоты, сумевшие посадить самолет, или самолет, продемонстрировавший свою безопасность.

Обращает на себя внимание общественная консолидация и активная кампания в поддержку пилотов авиакомпании «Уральские авиалиний» Дамира Юсупова и Георгия Мурзина, посадивших самолет. Пользователи запустили хэштег #наградупилотам, призывая дать пилотам звания Героев России. Хэштег быстро подхватили крупнейшие региональные, а затем и федеральные сообщества в социальных сетях. Подключились к общественной кампании и ряд популярных блогеров и артистов. Восхищение действиями пилотов выразили и многие знаменитости, в том числе певица Ольга Бузова, телеведущий Максим Галкин и блогер Юрий Дудь. Радикальная позиция неприятия и отсылки к включению пилотов и членов экипажа в базу данных украинского сайта «Миротворец» с обвинениями в сознательном нарушении государственной границы Украины и участии в попытках легализации аннексии Крыма, осталась маргинальной, не найдя поддержки на волне общественного консенсуса по поводу героизма и проявленной пилотами отваги.

Происшествие активно сравнивают со знаменитым «чудом на Гудзоне», когда аналогичный авиалайнер Airbus A320 авиакомпании US Airways следовал по маршруту Нью-Йорк - Шарлотт – Сиэтл и вынужден был экстренно сесть на реку Гудзон. Причиной стали птицы – канадских казарок затянуло в турбины двигателя, что привело к их отказу от работы. Посадка на воду прошла успешна, пассажиры вышли на крылья лайнера, откуда их сняли подоспевшие спасатели, а все, кто находился на борту, остались живы.

В российском обществе прослеживается сильный запрос на героев: простых людей, спасающих других в экстренных ситуациях, несмотря ни на что. Истории маленького, но отважного человека, героически действующего в сложных жизненных обстоятельствах, находят отклик в российском обществе. Здесь и одиннадцатилетний Алексей Мартыненко, пытавшийся спасти детей при пожаре на территории горнолыжного комплекса «Холдоми» в Хабаровском крае и посмертно награжденный орденом Мужества, и московская школьница Юлия Король, которая спасла детей во время ЧП в лагере на Сямозере в ситуации, когда никто больше не реагировал на сигналы и просьбы о помощи, за что была награждена медалью «За спасение погибающих на водах». Вписывается в этот ряд и ситуация с пилотами Airbus A321 вместе с общественной кампанией с требованием представить их к награждению и присвоить звания Героев России, на которую последовала быстрая реакция власти.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net