Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

17.09.2019 | Политком.RU

Дело «Седьмой студии»

Кирилл СеребренниковДело «Седьмой студии» близится к завершению. 11 сентября судья по делу Ирина Аккуратова вернула в прокуратуру для устранения нарушений дело АНО «Седьмая студия» режиссера Кирилла Серебренникова, отметив, что в обвинительном заключении сказано о договоренности присваивать выделенные Минкультом деньги, но не содержится сведений о том, в чем именно заключались противоправные действия обвиняемых.

Подобные нарушения и противоречия, по мнению суда, не могут быть устранены в ходе судебного процесса. Была отменена и назначенная после освобождения обвиняемых из-под домашнего ареста мера пресечения – подписка о невыезде. Возврат дела в прокуратуру с подобными формулировками, сопровождаемый отменой подписки о невыезде, – начало «тихих похорон» дела «Седьмой студии». Как показывает практика, нередко, если дело возвращают на доработку, то обратно в суды оно не поступает.

Напомним, АНО «Седьмая студия» была основана режиссером Кириллом Серебренниковым. По версии следствия, Серебренников и другие сотрудники организации (генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, продюсер Екатерина Воронова, гендиректор Юрий Итин, главбух Нина Масляева), а также начальник департамента Минкультуры Софья Апфельбаум в 2011–2014 годах похитили 133 млн из 214 млн руб., которые Минкультуры выделило организации на развитие проекта по популяризации современного искусства «Платформа». Вину Кирилл Серебренников, как и почти все проходящие по делу «Седьмой студии», отрицает. В апреле 2019 года Кирилл Серебренников и Юрий Итин были переведены из-под домашнего ареста под подписку о невыезде, Алексей Малобродский – под подпиской с мая 2018 года.

В августе появились результаты повторной экспертизы по делу «Седьмой студии», назначенной еще в феврале и ставшей причиной приостановки слушаний по делу. Исследование проводил Центр судебной экспертизы при Минюсте, в качестве специалиста были привлечены замдиректора МХТ им. Чехова Марина Андрейкина и доктор искусствоведения из Государственного института искусствознания Видмантас Силюнас. Эксперты установили, что в 2011–2014 годах на счет «Седьмой студии» поступило 216 млн руб. субсидий из Минкультуры и еще порядка 40 млн руб. из сторонних источников, среди которых были кредиты Альфа-банка и ББР-банка. А объем финансирования, необходимого проекту, сопоставимому с «Платформой», намного превышает средства, полученные и потраченные «Седьмой студией». Результаты предыдущей экспертизы в рамках предварительного расследования, которые и стали основным аргументом СКР по делу о хищении, не устраивали защиту фигурантов дела, указавших на множество ошибок. Сомнения в выводах высказывал и представитель Минкультуры, признанного потерпевшим по делу.

Результаты новой экспертизы, при этом заказанной судом, а не защитой, не смогли дать ответ на вопрос, на что именно использовались выделенные Минкультом РФ средства. Однако предоставили главный вывод, который может использоваться защитой: количество денег, выделенных на проект, было меньше, чем количество потраченных денег в целом. Фактически это означало появление у фигурантов дела алиби: разговоры о том, что что-то было обналичено или некорректно заплачено стали разговорами о нарушении финансовой дисциплины, а не о мошенничестве. После этого возможность серьезного обвинительного приговора свелась к минимуму, а самыми вероятными исходами стали обвинительный приговор до пределов уже отбытого срока, отказ от претензий или возврат дела в прокуратуру. Суд выбрал возврат дела прокурору. Подобное решение позволяет избежать лишней ответственности, да и отказываться от претензий в подобных публичных судебных разбирательствах не принято.

Несколькими месяцами ранее суд вернул в прокуратуру материалы единственного фигуранта дела, признавшего вину, — главного бухгалтера Нины Масляевой – поскольку обвиняемая не смогла точно описать все обстоятельства преступления. Напомним, Масляева дала показания, что руководство «Седьмой студии» распоряжалось обналичивать субсидию, а деньги затем использовало в своих личных целях. После того как она пошла на сделку со следствием, дело выделили в отдельное производство, а затем и вернули в прокуратуру для устранения нарушений.

С Ниной Масляевой в контексте дела «Седьмой студии» в июле появился интересный сюжет. В июле в публичном пространстве всплыла новость, что Масляеву, которая обвиняется в хищении, отпустили под подписку о невыезде - ей разрешили вернуться на прежнее место работы. Возвращение не понравилось худруку театра «У Никитских ворот» Марку Розовскому, обратившемуся к московским властям с просьбой уволить Масляеву. По Трудовому кодексу он не может уволить сотрудника до вынесения приговора суда, при этом театр уже «не может ей доверять». История Масляевой иллюстрирует проблему, часто возникающую с обвиняемыми, идущими на сделку со следствием, и становящимися свидетелями. Она сводится к двум основным моментам: введение таких свидетелей в заблуждение (обманывают, обещают за сотрудничество домашний арест, а по итогу отправляют в изолятор) и репутационные последствия, приводящие к сложностям с дальнейшим поиском работы (или возвращением на старую) и негативным отношением за предательство «своих» со стороны окружающих.

Дело «Седьмой студии» интересно не только само по себе с точки зрения развития событий, итогового решения о возврате дела в прокуратуру и поведением главных действующих лиц, но и иллюстрацией политических тенденций последних лет.

Решение о возврате дела, безусловно, политически значимое и воспринимается как победа над силовиками, которые не смогли посадить Кирилла Серебренникова. Большую роль сыграла активная общественная поддержка Серебренникова и отсутствие информационного вакуума вокруг его персоны. Достаточно вспомнить круг лиц, посетивших премьеру балета «Нуреев» в Большом театре, с которым была связана громкая история о его переносе на фоне дела «Седьмой студии». В числе первых зрителей в день премьеры оказались пресс-секретарь президента РФ Д. Песков с супругой Т. Навкой, члены Попечительского совета Большого театра Р. Абрамович и А. Костин, внесшие значительный финансовый вклад в постановку, гендиректор корпорации «Ростех» С. Чемезов, экс-министр финансов А. Кудрин, гендиректор «Первого канала» К. Эрнст, президент ГМИИ им. Пушкина И. Антонова, владелец, гендиректор и главный редактор «Независимой газеты», председатель Общественной палаты Москвы К. Ремчуков, актеры и режиссеры Р. Виктюк, И. Чурикова, Р. Литвинова, продюсер А. Роднянский, писательница Л. Улицкая, телеведущие В. Познер, К. Собчак, И. Ургант, Св. Бондарчук, адвокат и коллекционер А. Добровинский и многие другие известные персоны. Для большинства из них посещение балета «Нуреев» стало своеобразным протестом против ситуации с Серебренниковым и его арестом.

Несмотря на итоговый развал дела, который многие называют победой, обращает на себя внимание его затянутость, жесткость следствия и суда по отношению к режиссеру и нежелание идти навстречу до момента, пока не было принято политическое решение. Судебный процесс длился более двух лет, хотя дело «Седьмой студии» не клеилось с самого начала, а последние экспертизы, назначенные судом только доказали непричастность Серебренникова и его коллег к хищениям. Несмотря на наличие большого количества очевидных с самого начала нестыковок, следствие занимало подчеркнуто жестокую позицию по отношению к Кириллу Серебренникову: режиссера не пустили даже на премьеру нашумевшего балета «Нуреев».

Дело «Седьмой студии» сыграло свою роль и в отношениях между деятелями культуры и властью. Оно стало своего рода предупреждением творческой интеллигенции держаться подальше от политики. Если в 2011-2012 годах на проспект Сахарова в большом количестве выходили известные режиссеры, артисты, то сейчас подобные случаи значительно более редки. На протесты идут люди, у которых нет формальных и неформальных обязательств перед властью и одновременно есть желание привлечь внимание молодежной аудитории, поддерживающей протесты. Это блогеры, реперы, у которых и так за последние несколько лет накопился ряд проблем во взаимоотношениях с властью. Более же статусные деятели культуры стараются быть более аккуратными, понимая, что портить отношения рискованно и имея перед глазами дело «Седьмой студии».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net