Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

21.10.2019 | Политком.RU

Элладская православная церковь и украинский вопрос

Элладская церковь12 октября Священный синод (архиерейский собор) Элладской православной церкви (ЭПЦ) признать право Константинопольского патриарха предоставить автокефалию Православной церкви Украины (ПЦУ), а афинскому архиепископу (главе ЭПЦ) делегировалось право вступить с ПЦУ в полное каноническое общение от имени ЭПЦ. Это было расценено многими СМИ как признание, хотя корректнее было бы назвать такое решение признанием де-факто. Тем более, что афинский архиепископ Иероним публично высказался на соборе в пользу признания ПЦУ.

19 октября в Салониках Иероним вместе с константинопольским патриархом Варфоломеем участвовал в литургии, во время которой Варфоломей помянул предстоятеля ПЦУ митрополита Епифания и поблагодарил Иеронима за то, что «вписал в диптих имя блаженнейшего митрополита Киева и всей Украины Епифания». Диптих в данном случае – это перечень предстоятелей православных церквей, которые поминаются за богослужением в соответствующей церкви. Иероним не возражал, что можно истолковать как согласие со сказанным. На видео видно, что после произнесения имени Епифания предстоятель ЭПЦ накладывает на себя крестное знамение, что также можно рассматривать как согласие, хотя официального акта признания все же не последовало.

Также Варфоломей заявил о предстоящем визите Епифания в Грецию, где по правилам православного этикета он должен будет встретиться с Иеронимом. В этом случае признание состоится и де-юре. Если Иероним помянет Епифания на литургии до этого момента, то признание состоится раньше.

Особенности признания

ПЦУ была создана в 2018 году, когда Константинопольский патриархат принял решение предоставить ей автокефалию в обход позиции Московского патриархата, канонической территорией которого Украина была с 1686 года. Решение Константинополя об отказе от этой территории было отменено. В ответ Русская православная церковь (РПЦ) разорвала все отношения с Константинополем и дала понять, что такой же разрыв произойдет с любой другой церковью, которая признает ПЦУ. В связи с этим планы быстрого признания ПЦУ еще несколькими церквями реализованы не были – поэтому и ЭПЦ ограничивается пока признанием де-факто.

Процесс признания ПЦУ со стороны ЭПЦ проходил, впрочем, довольно быстро. В начале марта 2019 года Постоянный синод ЭПЦ уполномочил две Синодальные комиссии (комиссию по догматическим и нормативно-правовым вопросам и комиссию по межправославным и межхристианским отношениям) изучить «вопрос о признании Церковью Греции новой Церкви Украины» - дабы дать надлежащие рекомендации Священному синоду (собору епископов). По итогам следующих заседаний, прошедших 27 и 28 августа 2019 года, Постоянный синод заявил, что в соответствии с рекомендациями Синодальных комиссий он «признает каноническое право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию, так же как и прерогативу предстоятеля Элладской церкви продолжать заниматься вопросом признания церкви Украины».

Примечательно, что перед заседанием Постоянного синода в российском информационном пространстве была распространена информация со ссылкой на благожелательно относящихся к РПЦ греческих инсайдеров о том, что результаты работы комиссий будут полностью негативны для Константинополя. Нетрудно заметить, что желаемое выдавалось за действительное. Хотя в рекомендациях комиссии не было прямого указания о признании украинской автокефалии, главным было то, что в них однозначно указывалось на право Варфоломея самостоятельно – без согласия РПЦ – предоставлять автокефалию. Именно это оспаривалось Москвой.

В то же время некоторые епископы Элладской церкви выразили отношение к ПЦУ либо вступили с ней в контакт еще до официального решения Синода. Так, первое поминание митрополита Епифания во время богослужения в одном из храмов ЭПЦ произошло через несколько дней после собора ПЦУ, который прошел в декабре 2018 года. Никаких санкций со стороны руководства ЭПЦ не последовало. Значительно более важным решением было кадровое. В мае 2019 года Священный синод ПЦУ принял решение утвердить епископом для греческих православных приходов на Украине клирика ЭПЦ архимандрита Епифания (Димитриу). Он был официально отпущен в юрисдикцию ПЦУ, 26 мая произошла его хиротония во епископа Ольвийского, викария митрополита Киевского и всея Украины Епифания. Такой «отпуск» элладского архимандрита в непризнанную церковь носил беспрецедентный характер – и был сигналом возможного признания в ближайшем будущем.

Начиная с июля 2019 года некоторые епископы ЭПЦ начали вступать в евхаристическое общение с представителями ПЦУ. В июне-июле 2019 года Волосская академия богословских студий провела первую летнюю школу для группы преподавателей и студентов Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича, Киевской и Волынской православных богословских академий ПЦУ, на официальном приеме их приветствовал митрополит Димитриадский и Алмирский Игнатий (Георгакопулос). Среди архиереев, поддержавших автокефалию ППУ, был один из ведущих ведущих греческих богословов, митрополит Навпактский Иерофей (Влахос), пользующийся авторитетом среди верующих в том числе и в России. В сентябре архиерей ПЦУ совершил службу с митрополитом Лангадийским Иоанном, митрополитом Фессалоникийским Анфимом, митрополитом Верийским Пантелеимоном и митрополитом Артским Калиннником.

Аргументы для Эллады

Принятие ЭПЦ решения о признании де-факто ПЦУ может быть связано с двумя важными обстоятельствами.

Первое – отношения с Константинополем в контексте темы «новых земель», имеющей долгую историю. ЭПЦ провозгласила свою автокефалию в одностороннем порядке в 1833 году, вскоре после провозглашения независимости Греции. В 1850 году это официально признал Константинополь. Однако константинопольский томос (грамота) был дан ЭПЦ в тогдашних государственных границах, так как нынешние северные территории Греции (греческая Македония с центром в Салониках, Эпир и Западная Фракия) тогда оставались в составе Османской империи. В 1913 году после Балканских войн северные территории вошли в состав Греции (Западная Фракия окончательно стала частью Греции в 1923-м), а в 1928 году по решению греческого правительства они («новые земли») стали в церковном отношении подчиняться ЭПЦ.

Константинополь, позиции которого тогда были ослаблены (он потерял большую часть паствы после выселения греков с турецкой территории и оказался в зависимости от правительства Турции. Поэтому Константинополь был вынужден пойти на компромисс – признать, что эти территории передавались под управление ЭПЦ, но формально оставаясь частью Константинопольского патриархата. Константинополь пытался сохранить за собой право утверждать архиереев для «новых земель», но ЭПЦ возражала. Константинополю пришлось удовлетвориться формальной компенсацией – архиереи самостоятельно выбираются ЭПЦ, списки кандидатов предоставлялись в Константинополь лишь для уведомления, но никак не для утверждения.

В настоящее время из 81 епархии в Греции 30 – это «новые земли». Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона находятся под прямой юрисдикцией Константинополя и не считаются частью ЭПЦ. В Постоянном Синоде ЭПЦ 12 митрополитов, 6 из которых – митрополиты «новых земель».

Но константинопольский акт 1928 года, в котором речь шла именно об утверждении архиереев, формально отменен не был. Это использовал патриарх Варфоломей, который в 2003 году потребовал от афинского архиепископа согласовать с ним кандидатуру митрополита для Салоник. ЭПЦ отказалась и в 2004 году рукоположила в одностороннем порядке епископов на вакантные кафедры. После этого Константинополь разорвал общение с ЭПЦ. Ни одна из других автокефальных церквей не поддержала ЭПЦ, которая была вынуждена пойти на принципиальную уступку, согласившись следовать акту 1928 года, а Константинополь утвердил новых назначенцев. Каноническое общение между Константинополем и ЭПЦ было восстановлено в том же году. В 2008 году афинским архиепископом стал Иероним, который считался лояльным Варфоломею. В том же году он посетил Стамбул, где встретился с Варфоломеем. Впрочем, отношения ЭПЦ и Константинополя и далее были непростыми.

После разрыва Москвы и Константинополя РПЦ не распространила запрет на общение на епархии «новых земель», считая их «элладскими», а не «константинопольскими». В то же время митрополиты «новых земель» в Постоянном синоде ЭПЦ изначально высказывались за признание автокефалии ПЦУ. Феномен «новых земель», как представляется, сыграл в этой истории двойственную роль. С одной стороны, управляющие данными епархиями архиереи представляют собой сторонников Константинополя в рамках ЭПЦ. С другой стороны, Константинополь, используя этот фактор, может обещать Элладе пойти навстречу в вопросе «новых земель».

Второе обстоятельство – политическое. Здесь ключевую роль играет американский фактор. Еще 6 мая 2019 года посол США по особым поручениям в вопросах международной религиозной свободы Сэм Браунбек встретился с архиепископом Иеронимом. Как сообщали СМИ, они обсудили «различные вопросы, представляющие общий интерес, включая вопрос об украинской церкви». Отметим, что в конце 2018 года тот же Браунбек посетил Киев и встретился с тогдашним президентом Петром Порошенко. Во время переговоров американский дипломат пообещал, что Вашингтон продолжит поддерживать создание и становление ПЦУ.

В начале октября Грецию посетил госсекретарь США Майк Помпео. Российские СМИ обратили внимание на символический шаг - то, что он отстоял литургию в афинском кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы. Но важнее другое - во время визита было подписано новое соглашение об оборонном сотрудничестве между Грецией и США.

Помимо расширения уже существующей американской базы в заливе Суда на Крите и продления использования этой базы, Соединенным Штатам представляется инфраструктура греческих военных баз Стефановикио, Лариса и Александруполис. Министр обороны Греции Николаос Панайотопулос подчеркнул, что речь идет об «общности интересов» США и Греции, причем американо-греческие военные планы «не ограничиваются по времени». США пошли на этот шаг в условиях резкого ухудшения отношений с Турцией еще до сирийской операции президента Реджепа Тайипа Эрдогана – после покупки Анкарой российских ЗРК С-400. Это использовала Греция для того, чтобы сблизиться с США в пику Турции.

В этой ситуации греческое правительство не было склонно раздражать американских партнеров. Стоит отметить еще одно важное обстоятельство – в нынешнем году на парламентских выборах победу одержала правоцентристская партия «Новая демократия». В отличие от левоцентристов из ранее правившей партии СИРИЗА, «Новая демократия» благожелательно относится к ЭПЦ. Соответственно, ЭПЦ также заинтересована во взаимодействии с нынешним правительством, что, возможно, стало одной из причин вынесения украинского вопроса на соборное обсуждение (тогда как в первоначальной повестке его не было).

РПЦ и ЭПЦ

В своей реакции на действия ЭПЦ Московский патриархат исходит из принципа дифференциации. Вариант с прекращением молитвенно-канонического общения со всей ЭПЦ по аналогии с Константинополем, который отстаивали наиболее консервативные круги РПЦ, не был принят. Предлагаемое ими же в виде альтернативы установление контактов с мелкими греческими неканоническими группами («старостильниками») выглядело весьма легкомысленным, учитывая внутреннюю конфликтность и недостаточную предсказуемость этих структур. Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) пыталась с ними сотрудничать – и была разочарована.

Вместо этого Священный Синод РПЦ на заседании 17 октября решил прекратить молитвенное и евхаристическое общение лишь с теми архиереями ЭПЦ, «которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ». Также не разрешено совершение паломнических поездок в епархии, управляемые данными архиереями – таким образом РПЦ намерена нанести финансовый удар по позициям нелояльных ей греческих митрополитов.

В первую очередь, речь идет о находящемся на «новых землях» городе Салоники с окрестностями, где, помимо мощей Димитрия Солунского, также хранятся мощи Григория Паламы, Феодоры Мироточивой и икона Богоматери «Панагия Сумела», написанная, согласно преданию, апостолом Лукой. В то же время вопрос разрешен к удовольствию многочисленных российских паломников, которые едут к мощам святого Спиридона Тримифунтского в город Керкиру на Корфу - митрополит Керкирский Нектарий (Довас) уже дал понять, что служить с украинцами не будет.

Кроме того, Синод уполномочил патриарха Кирилла прекратить поминовение имени архиепископа Иеронима «в случае, если Предстоятель Элладской Церкви начнет за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола». Таким образом речь может идти не только о поминовении, но и о других действиях (таких как прием в Греции и даже официальные поздравления с праздниками).

РПЦ исходит из того, что ряд иерархов ЭПЦ критично отнеслись к признанию ПЦУ, видя в этом риски для Элладской церкви. Восемь митрополитов ЭПЦ 12 октября выступили против скорейшего признания ПЦУ, хотя, как минимум, большинство из них и не отрицали право Константинополя предоставлять автокефалию; два митрополита отсутствовали, но представили письменные возражения. Один из возражавшей «восьмерки», митрополит Кифирский Серафим обратил внимание на то, что митрополиты не голосовали по «украинскому» вопросу:

«Как известно, решения в нашей Церкви принимаются голосованием: либо поднятием руки, либо открытым, либо тайным, либо путем опроса всех участников собрания. Может быть, в пользу автокефалии было бы подано достаточное количество голосов, но немало было бы и тех, кто придерживается противоположной точки зрения, а также тех, кто своим молчанием присоединились бы ко вторым».

Таким образом, РПЦ ориентирована на размежевание в рамках ЭПЦ и поддержку «пророссийского» меньшинства в греческой иерархии. Впрочем, имеющиеся возможности не стоит переоценивать. Так, большинство сомневающихся митрополитов не проявляют публичной активности, видимо, не желая идти на конфликт с архиепископом Иеронимом и большинством своих коллег. Публично выступили только два митрополита - Серафим (Стеръюлис) Кифирский и Серафим (Мендзелопулос) Пирейский. При этом пирейский митрополит известен как крайний консерватор, осуждающий не только экуменизм, но и евреев, и масонов, что вызывает неприятие многих православных греков. По его мнению, «преступная смычка евреев и масонов, типичным представителем которой выступает барон Ротшильд и другие «всемирные сионисты», имеет целью порабощение Греции и Православной Церкви в целом».

В то же время неясно, какая позитивная программа может быть выдвинута противниками общения с ПЦУ. Его сторонники апеллируют к греческому патриотизму, к необходимости единства с Константинопольским патриархом, также являющимся греком. В то же время один из «сомневающихся», митрополит Керкирский Нектарий, призвал ЭПЦ «взять на себя роль посредника», чтобы начать диалог между Константинополем и Москвой. Однако в нынешней ситуации это невозможно – ЭПЦ уже заняла одну из сторон. Кроме того, и Кипрской церкви, которая пока занимает нейтральную позицию, не удалось добиться каких-либо результатов в попытках посредничества.

Раскол внутри ЭПЦ по украинскому вопросу выглядит весьма сомнительным. В настоящее время наиболее вероятным сценарием является продолжение процесса признания ПЦУ посредством выстраивания и расширения контактов украинской церкви с отдельными епархиями ЭПЦ, в первую очередь, расположенными на «новых землях». Архиепископ Иероним будет, видимо, стремится оттянуть официальное признание, но к концу года, когда официально публикуется диптих и надо готовить рождественские поздравления, скорее всего, придется определиться.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net