Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

06.11.2019 | Политком.RU

«Северный поток-2»: перспективы

Северный поток-2Судьба одного из самых дискуссионных в Европе проектов строительства газопровода «Северный поток-2» окончательно определена. Разрешение на строительство дала Дания – последняя страна Евросоюза, по территории которой должен пройти газопровод. 30 октября Датское энергетическое агентство опубликовало новость о выдаче соответствующего разрешения на строительство участка газопровода «Северный поток-2», проходящего по континентальному шельфу Дании к юго-востоку от острова Борнхольм в Балтийском море.

Одобренный маршрут представляет собой кратчайший (147 км) из вариантов укладки трубы вне территориальных вод страны. Агентство пояснило, что было обязано выдать разрешение на строительство газопровода при условии соблюдения требований, направленных на защиту окружающей среды, согласно конвенции ООН по морскому праву и закону о континентальном шельфе. Ранее то же самое сделали все другие страны, через воды которых будет проложена труба, – Россия, Финляндия, Швеция и Германия. Согласование длилось более двух лет.

Напомним, проект «Северный поток — 2» предполагает прокладку двух газовых ниток общей мощностью 55 млрд куб. м в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Ранее разрешение на строительство выдали ФРГ, Финляндия и Швеция, оставалась только Дания. Против строительства газопровода активно выступали Украина, которая опасается потерять доходы от транзита российского газа, и США, продвигающие планы по экспорту своего сжиженного природного газа в Европу. Заявляли о своем неодобрении Латвия, Литва и Польша, называя проект газопровода политическим и направленным против Украины, поскольку пропускная способность трубопровода удвоит размеры поставок российского газа в Германию в обход территории Украины. Так проект строительства газопровода «Северный поток – 2» с самого начала стал одним из самых дискуссионных в Европе, где Евросоюз несколько лет назад принял негативно оцениваемый в России так называемой третий энергетический пакет – закон, направленный на диверсификацию поставок газа и уменьшающий возможность использования Россией «энергетического рычага» в политических целях.

Несмотря на получение долгожданного разрешения на строительство газопровода от Дании и высокой степени готовности других участков «Северного потока-2», вероятность завершения проекта к 1 января 2020 года невысока.

Во-первых, сами работы по строительству газопровода могут начаться не раньше конца ноября - после вступления в силу решения датского регулятора и завершения периода возможных апелляций. Самый ранний срок, когда «Газпром» сможет приступить к строительству «Северного потока – 2» в водах Дании, – 27 ноября.

Во-вторых, даже если работы по прокладке труб будут выполнены до конца года, потребуется время на прокачку газа и подключение газопровода, что, при определенных обстоятельствах может занять весь первый квартал 2020 года. Аналогичная процедура на «Силе Сибири» (2157 км трубы, что сравнимо по протяженности с длиной обеих ниток «Северного потока – 2») заняла у «Газпрома» чуть менее двух месяцев.

Таким образом, с учетом того, что приступить к работе «Газпром» сможет только в конце ноября, а также времени, необходимого на пусконаладочные работы и заполнение трубы, коммерческие поставки газа по «Северному потоку – 2» могут начаться не ранее весны 2020 года. А на полную мощность газопровод заработает только к 2021 году, когда будут полностью достроены принимающие мощности в Европе.

Тем временем продолжаются переговоры между Россией, Украиной и Евросоюзом по поводу транзита российского газа через Украину. В конце 2019 года истекает действие существующего контракта на транзит газа. У Москвы, несмотря на выдачу разрешения на строительство «Северного потока-2» Данией и возможное завершение строительства до 2020 года, в любом случае нет возможности отказаться от транзита через Украину в 2020 году. Однако по мере полного ввода трубопроводов в эксплуатацию, потребности в транзитных мощностях будут снижаться. По оценкам старшего директора отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко, в 2020 году «Газпрому» придется прокачивать через Украину около 40–50 млрд куб. м газа, почти в два раза меньше, чем сейчас, при условии, что «Северный поток-2» (55 млрд куб. м в год) и «Турецкий поток» (31,5 млрд куб. м в год) по дну Черного моря, поставки по которому должны начаться до конца 2019 года, будут загружены наполовину.

Подобная схема прокачки обусловлена европейским законодательством, согласно которому загружать наземное продолжение «Северного потока-2» можно только на 50%. В 2019 году в ЕС вступили в силу поправки к Газовой директиве, распространяющие ее действие и на морские трубопроводы, приходящие в ЕС из третьих стран. На практике это означает, что оператором «Северного потока-2» должна стать независимая от «Газпрома» компания, а 50% его мощности должно быть зарезервировано для других компаний. Решение об исключении проекта из-под норм Газовой директивы принимает страна, на чью территорию выходит трубопровод – в случае с «Северным потоком-2» это Германия. Ранее эксперты рассчитывали, что Москва и Берлин смогут договориться, а опыт OPAL приводили как успешный пример. Но после ограничения мощностей использования трубопровода OPAL ситуация осложнилась. В настоящее время результаты спора России и ЕС по Третьему энергетическому пакету рассматриваются апелляционным органом ВТО, а практика по остальным кейсам будет зависеть от принятого ВТО решения.

Очередной раунд переговоров вокруг поставок российского газа в Европу через территорию Украины прошел 28 октября в Брюсселе. Позиция сторон с начала осени кардинальным образом не поменялась. Евросоюз и Украина на сентябрьских трехсторонних консультациях выступали за новый долгосрочный транзитный контракт сроком на 10 лет при минимальном объеме поставок 60 млрд куб. м газа в год. плюс еще 30 млрд кубометров в виде «гибкого объема». Впрочем, вице-президент Еврокомиссии Марош Шевчович 28 октября допустил снижение этих показателей до 40–60 млрд кубометров и 20–30 млрд кубометров соответственно. Россия настаивала на продлении действующего контракта на год, но с актуализацией условий (за этот год она рассчитывает запустить «Северный поток-2», что резко ослабит позиции Украины). Шефчович заявил, что разочарован результатами переговоров, поскольку стороны не пришли к конструктивным договоренностям.

На данный момент Украина находится на этапе имплементации европейского законодательства в украинское. Верховная рада Украины 18 октября в первом чтении одобрила законопроект, вносящий поправки, необходимые для создания независимого оператора ГТС. В рамках договоренностей с Европейским энергетическим сообществом Украина обязалась провести unbundling «Нафтогаза» — разделить транспортировку, хранение, добычу и продажу газа. В рамках последней трехсторонней консультации как раз обсуждалась реализация дорожной карты по имплементации европейского законодательства в украинское для того, чтобы лучше понимать механизмы взаимоотношений по транзиту газа с 1 января 2020 года после окончания действия существующих договоров. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, Россия готова работать по европейскому законодательству, а до периода имплементации – работать по существующему договору с техническими корректировками.

Один из главных камней преткновения в газовом конфликте и условие России – урегулирование спора в Стокгольмском арбитраже. С учетом встречных требований «Газпром» оказался должен «Нафтогазу» $2,56 млрд. Однако «Газпром» с подобным решением не согласился и в марте 2018 года запустил процедуру расторжения контрактов, а в июне 2019 года направил запрос на новое арбитражное разбирательство. Решение по апелляции «Газпрома» апелляционный суд округа Свеа в Швеции вынесет 27 ноября.

Получение козыря в виде альтернативного маршрута в газовых переговорах с Украиной и ЕС – хорошая новость для «Газпрома», продолжающего настаивать на краткосрочном контракте, требуя обнуления всех претензий и отказа от победы в Стокгольмском арбитраже. После завершения строительства «Северного потока-2» можно было бы договариваться исходя из совершенно иных условий. Однако притом, что «Газпром» лишен возможности заполнять европейские продолжения обоих трансбалтийских газопроводов на 100%, договариваться о транзите придется в любом случае. Важную роль в переговорах по газу может сыграть проведение встречи лидеров России, Германии, Франции и Украины в нормандском формате – если страны договорятся по Украине, то увеличивается вероятность достигнуть конкретных договоренностей и в рамках газовых переговорах. Впрочем, несмотря на сохраняющуюся позицию Евросоюза относительно необходимости заключать долгосрочный газовый контракт между странами, чувствуется усталость отдельных игроков от украинской тематики. Украине дают понять необходимость проводить реформы внутри страны, избавляться от газовой зависимости и снижать уровень коррупции, а не рассчитывать на поддержку Европы, США и антироссийские санкции.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net