Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

18 декабря в публичном пространстве появилась информация о прошедших обысках в доме Михаила Гуцериева и связанных с ним компаниях. При этом представитель группы «Сафмар» опроверг информацию об обысках: «Все компании группы «Сафмар» и ее руководитель Гуцериев работают в штатном режиме». Сам Гуцериев в интервью РЕН ТВ назвал сведения об обысках провокацией.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

17.12.2019 | Политком.RU

Итоги саммита в «нормандском формате»

Нормандский формат9 декабря в Париже прошел долгожданный саммит «нормандской четверки», в котором приняли участие президенты России, Украины и Франции В. Путин, В. Зеленский и Э. Макрон, а также канцлер Германии А. Меркель. Окончательных договоренностей по принципиальным для сторон моментам достигнуть не удалось.

По итогам встречи лидеры стран договорились, что необходимо до конца года провести обмен удерживаемыми лицами и добиться полного прекращения огня, а до конца марта 2020 года развести силы в трех новых пунктах в Донбассе.

«Нормандский формат» переговоров по Украине существует с июня 2014 года, когда в ходе празднования 70-летия высадки войск союзников в Нормандии лидеры России, Украины, Франции и Германии впервые обсудили урегулирование конфликта в Донбассе. С тех пор состоялся ряд телефонных бесед и встреч на высшем уровне, а также контактов министров иностранных дел. В последний раз лидеры стран-участников встречались лично в 2016 году. После победы на выборах на Украине Владимира Зеленского неоднократно заявлялось о необходимости новой встречи, но обсуждению конкретных договоренностей мешал ряд обстоятельств. В Москве настаивали на том, что до саммита необходимо было решить вопрос о разведении сил в Донбассе в соответствии с соглашением, которое было заключено в середине октября.

Вывод войск, хоть и с некоторыми проблемами, но все же был завершен. Стороны конфликта объявили об успешном разведении войск на последнем пилотном участке — возле села Петровского. После долгих споров о сроках начале процесса и их согласования и запуске самого процесса, власти ДНР объявили украинских силовиков в обстреле Петровского из автоматов. Факт стрельбы зафиксировал и ОБСЕ. Аналогичный инцидент в конце октября привел к переносу даты разведения. Тем не менее факт успешного разведения сил подтвердили сначала в Совместном центре контроля и координации режима прекращения огня (СЦКК), а затем и в ОБСЕ.

Таким образом были выполнены все три условия, ранее называемые в качестве необходимых для проведения саммита в «нормандском формате»: согласование «формулы Штайнмайера», предполагающей вступление в силу закона об особом статусе Донбасса после проведения там выборов, разведение сил на трех участках (Станица Луганская, Петровский и Золотой) и подготовка проекта итогового документа саммита. Это открыло возможность для проведения встречи в «нормандском формате», назначенной на 9 декабря.

Итоги встречи в «нормандском формате» неоднозначны. Понятно одно: быстрых решений и кардинальных сдвигов в российско-украинских отношениях ждать не приходится. Стороны обозначили позиции, озвучив свои подходы, но согласовать их достичь окончательных договоренностей все же не удалось.

Результаты переговоров были включены в итоговый документ, озвученный по итогу на совместной пресс-конференции лидеров стран и включающий в себя три основных пункта:

  • Незамедлительные меры по стабилизации в Донбассе – установление перемирия до конца 2019 года и создание трех новых районов отвода сил к концу марта 2020-го.
  • Меры по политической реализации минских соглашений, в том числе продление закона об особом статусе Донбасса и возможное проведение выборов, признанных ОБСЕ. Базисом переговоров остались Минские соглашения и «формула Штанмайера».
  • Схема дальнейших действий – лидеры стран попросили министров и советников обеспечить реализацию достигнутых договоренностей и договорили о новой встрече в «нормандском формате» через четыре месяца.

Самое главное, что можно сказать по итогу «нормандского саммита»: не состоялось ни явного провала, ни явного прорыва. Фактически стороны договорились договариваться и признали наличие определенного прогресса.

Во-первых, саммит все-таки состоялся, хоть и не привел к подписанию обязывающих документов. Учитывая, что до встречи в Париже участники саммита последний раз собирались лично в 2016 году, а в 2018 году на саммит в Ахен уже не приехал Владимир Путин, важны возобновление контактов и надежда на их регулярность.

Во-вторых, хотя конкретной договоренности о разведении участвующих в конфликте подразделений не достигнуто, все же решено попробовать провести его еще на нескольких участках, создав три новых района отвода сил к концу марта 2020 года. Перд саммитом стороны уже были разведены на трех участках (Станица Луганская, Петровский и Золотой), однако связанные с этим договоренности в полной мере не выполняются.

В-третьих, обсуждались газовые вопросы. Из заявлений лидеров по итогам саммита можно сделать вывод, что позиции сторон постепенно начали сближаться. Если раньше позиции России и Украины были противоположными — Украина настаивала на новом десятилетнем договоре, Россия соглашалась на годичный с учетом ввода «Северного потока-2» в эксплуатацию в следующем году, — то сейчас они начали осторожно сближаться. Владимир Путин заявил о возможной скидке на газ (он может быть для Украины на 25% дешевле), а Владимир Зеленский – о разблокировке вопроса по итогам переговоров.

С другой стороны, несмотря на начало диалога в «нормандском формате», проблем в российско-украинских отношениях меньше не стало. Изначально анонсированная Владимиром Зеленским договоренность об обмене пленными в формате «всех на всех» столкнулась с формулировкой Владимира Путина, подчеркнувшего, что речи идет об «установленных» лицах. Это может стать камнем преткновения, поскольку неоднократный срыв обмена военнопленными между Россией и Украиной в большинстве случаев был связан из-за проблем с согласованием списков обмена.

Возникли ожидаемые проблемы и с договоренностью о том, на каких условиях Украина может вернуть себе контроль над государственной границей с Россией и как провести признанные международным сообществом выборы в Донецке и Луганске. Стороны настаивают на противоположном: Путин считает, что это должно произойти в соответствии с буквой Минских соглашений, после выборов в Донбассе, Зеленского эти условия не устраивают, исключил он и федерализацию Украины. Стороны обменивались жесткими сигналами на эту тему и перед саммитом. Российская сторона обвиняла украинскую в неспособности контролировать радикалов, выступающих против любых компромиссов, — Зеленский действительно зависит от общественного мнения значительно больше, чем Путин. Накануне саммита украинская оппозиция вышла на улицы под патриотическими лозунгами. Поскольку в Париже никаких решений не было принято, протест быстро выдохся. Зато в российских провластных СМИ после саммита наблюдается разочарование в том, что Зеленский «пошел на поводу у националистов».

Несмотря на наличие очевидных проблем, все участники переговоров по итогу заявили о своем положительном настрое: Макрон – о достигнутом прогрессе, Путин – о «потеплении» отношений между Россией и Украиной, а Зеленский – о том, что разногласия не должны помешать дальнейшему диалогу между странами. Президенту Украины было важно показать жителям, что, в отличие от предшественника, он готов идти на прямой диалог с Москвой и при этом держаться достойно, не сдавая позиций.

Что касается президента России - прошедший саммит логичным образом вписывается в более широкий контекст, связанный с попытками выстроить диалог России с Западом. Встреча стала возможной после августовских переговоров Путина и Эмманюэля Макрона. Президент Франции явно делает заявку на улучшение отношений с Россией, хотя и признает, что восстановление диалога может занять годы.

Более того, сразу после саммита Сергей Лавров вылетел в Вашингтон на встречу не только с Майком Помпео, но и с Дональдом Трампом. При этом параллельно контролируемый республиканцами сенат США при согласовании военного бюджета только что заблокировал внесение поправки о запрете на операции, связанные с новым российским государственным долгом, — это положение было бы крайне неприятно для России. Прошла другая поправка о санкциях в отношении «Северного потока-2», но блокировать и ее со стороны республиканцев было объективно невозможно.

Впрочем, делать оптимистичные прогнозы пока рано. С одной стороны, расставаться с геополитическим амбициями ради поиска компромисса и признание независимой Украины – решение сложное и нежелательное для значительной части российской элиты. С другой стороны, российское общество все меньше и меньше настроено на конфронтацию с Западом и Украиной: новая версия холодной войны начинает вступать в противоречие не только с экономическими резонами, но и с общественными настроениями.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net