Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

17.12.2019 | Политком.RU

Итоги саммита в «нормандском формате»

Нормандский формат9 декабря в Париже прошел долгожданный саммит «нормандской четверки», в котором приняли участие президенты России, Украины и Франции В. Путин, В. Зеленский и Э. Макрон, а также канцлер Германии А. Меркель. Окончательных договоренностей по принципиальным для сторон моментам достигнуть не удалось.

По итогам встречи лидеры стран договорились, что необходимо до конца года провести обмен удерживаемыми лицами и добиться полного прекращения огня, а до конца марта 2020 года развести силы в трех новых пунктах в Донбассе.

«Нормандский формат» переговоров по Украине существует с июня 2014 года, когда в ходе празднования 70-летия высадки войск союзников в Нормандии лидеры России, Украины, Франции и Германии впервые обсудили урегулирование конфликта в Донбассе. С тех пор состоялся ряд телефонных бесед и встреч на высшем уровне, а также контактов министров иностранных дел. В последний раз лидеры стран-участников встречались лично в 2016 году. После победы на выборах на Украине Владимира Зеленского неоднократно заявлялось о необходимости новой встречи, но обсуждению конкретных договоренностей мешал ряд обстоятельств. В Москве настаивали на том, что до саммита необходимо было решить вопрос о разведении сил в Донбассе в соответствии с соглашением, которое было заключено в середине октября.

Вывод войск, хоть и с некоторыми проблемами, но все же был завершен. Стороны конфликта объявили об успешном разведении войск на последнем пилотном участке — возле села Петровского. После долгих споров о сроках начале процесса и их согласования и запуске самого процесса, власти ДНР объявили украинских силовиков в обстреле Петровского из автоматов. Факт стрельбы зафиксировал и ОБСЕ. Аналогичный инцидент в конце октября привел к переносу даты разведения. Тем не менее факт успешного разведения сил подтвердили сначала в Совместном центре контроля и координации режима прекращения огня (СЦКК), а затем и в ОБСЕ.

Таким образом были выполнены все три условия, ранее называемые в качестве необходимых для проведения саммита в «нормандском формате»: согласование «формулы Штайнмайера», предполагающей вступление в силу закона об особом статусе Донбасса после проведения там выборов, разведение сил на трех участках (Станица Луганская, Петровский и Золотой) и подготовка проекта итогового документа саммита. Это открыло возможность для проведения встречи в «нормандском формате», назначенной на 9 декабря.

Итоги встречи в «нормандском формате» неоднозначны. Понятно одно: быстрых решений и кардинальных сдвигов в российско-украинских отношениях ждать не приходится. Стороны обозначили позиции, озвучив свои подходы, но согласовать их достичь окончательных договоренностей все же не удалось.

Результаты переговоров были включены в итоговый документ, озвученный по итогу на совместной пресс-конференции лидеров стран и включающий в себя три основных пункта:

  • Незамедлительные меры по стабилизации в Донбассе – установление перемирия до конца 2019 года и создание трех новых районов отвода сил к концу марта 2020-го.
  • Меры по политической реализации минских соглашений, в том числе продление закона об особом статусе Донбасса и возможное проведение выборов, признанных ОБСЕ. Базисом переговоров остались Минские соглашения и «формула Штанмайера».
  • Схема дальнейших действий – лидеры стран попросили министров и советников обеспечить реализацию достигнутых договоренностей и договорили о новой встрече в «нормандском формате» через четыре месяца.

Самое главное, что можно сказать по итогу «нормандского саммита»: не состоялось ни явного провала, ни явного прорыва. Фактически стороны договорились договариваться и признали наличие определенного прогресса.

Во-первых, саммит все-таки состоялся, хоть и не привел к подписанию обязывающих документов. Учитывая, что до встречи в Париже участники саммита последний раз собирались лично в 2016 году, а в 2018 году на саммит в Ахен уже не приехал Владимир Путин, важны возобновление контактов и надежда на их регулярность.

Во-вторых, хотя конкретной договоренности о разведении участвующих в конфликте подразделений не достигнуто, все же решено попробовать провести его еще на нескольких участках, создав три новых района отвода сил к концу марта 2020 года. Перд саммитом стороны уже были разведены на трех участках (Станица Луганская, Петровский и Золотой), однако связанные с этим договоренности в полной мере не выполняются.

В-третьих, обсуждались газовые вопросы. Из заявлений лидеров по итогам саммита можно сделать вывод, что позиции сторон постепенно начали сближаться. Если раньше позиции России и Украины были противоположными — Украина настаивала на новом десятилетнем договоре, Россия соглашалась на годичный с учетом ввода «Северного потока-2» в эксплуатацию в следующем году, — то сейчас они начали осторожно сближаться. Владимир Путин заявил о возможной скидке на газ (он может быть для Украины на 25% дешевле), а Владимир Зеленский – о разблокировке вопроса по итогам переговоров.

С другой стороны, несмотря на начало диалога в «нормандском формате», проблем в российско-украинских отношениях меньше не стало. Изначально анонсированная Владимиром Зеленским договоренность об обмене пленными в формате «всех на всех» столкнулась с формулировкой Владимира Путина, подчеркнувшего, что речи идет об «установленных» лицах. Это может стать камнем преткновения, поскольку неоднократный срыв обмена военнопленными между Россией и Украиной в большинстве случаев был связан из-за проблем с согласованием списков обмена.

Возникли ожидаемые проблемы и с договоренностью о том, на каких условиях Украина может вернуть себе контроль над государственной границей с Россией и как провести признанные международным сообществом выборы в Донецке и Луганске. Стороны настаивают на противоположном: Путин считает, что это должно произойти в соответствии с буквой Минских соглашений, после выборов в Донбассе, Зеленского эти условия не устраивают, исключил он и федерализацию Украины. Стороны обменивались жесткими сигналами на эту тему и перед саммитом. Российская сторона обвиняла украинскую в неспособности контролировать радикалов, выступающих против любых компромиссов, — Зеленский действительно зависит от общественного мнения значительно больше, чем Путин. Накануне саммита украинская оппозиция вышла на улицы под патриотическими лозунгами. Поскольку в Париже никаких решений не было принято, протест быстро выдохся. Зато в российских провластных СМИ после саммита наблюдается разочарование в том, что Зеленский «пошел на поводу у националистов».

Несмотря на наличие очевидных проблем, все участники переговоров по итогу заявили о своем положительном настрое: Макрон – о достигнутом прогрессе, Путин – о «потеплении» отношений между Россией и Украиной, а Зеленский – о том, что разногласия не должны помешать дальнейшему диалогу между странами. Президенту Украины было важно показать жителям, что, в отличие от предшественника, он готов идти на прямой диалог с Москвой и при этом держаться достойно, не сдавая позиций.

Что касается президента России - прошедший саммит логичным образом вписывается в более широкий контекст, связанный с попытками выстроить диалог России с Западом. Встреча стала возможной после августовских переговоров Путина и Эмманюэля Макрона. Президент Франции явно делает заявку на улучшение отношений с Россией, хотя и признает, что восстановление диалога может занять годы.

Более того, сразу после саммита Сергей Лавров вылетел в Вашингтон на встречу не только с Майком Помпео, но и с Дональдом Трампом. При этом параллельно контролируемый республиканцами сенат США при согласовании военного бюджета только что заблокировал внесение поправки о запрете на операции, связанные с новым российским государственным долгом, — это положение было бы крайне неприятно для России. Прошла другая поправка о санкциях в отношении «Северного потока-2», но блокировать и ее со стороны республиканцев было объективно невозможно.

Впрочем, делать оптимистичные прогнозы пока рано. С одной стороны, расставаться с геополитическим амбициями ради поиска компромисса и признание независимой Украины – решение сложное и нежелательное для значительной части российской элиты. С другой стороны, российское общество все меньше и меньше настроено на конфронтацию с Западом и Украиной: новая версия холодной войны начинает вступать в противоречие не только с экономическими резонами, но и с общественными настроениями.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net