Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

20.01.2020 | Политком.RU

Конституционные инициативы Президента России

КонституцияВ послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин предложил изменить Конституцию и «провести голосование граждан страны» по всему пакету поправок. Анонс масштабных конституционных изменений дал официальный старт транзиту власти, завершить который планируется к окончанию президентских полномочий Владимира Путина – 2024 году.

Анонсированная реформа включает в себя три основных блока, касающихся самой конструкции власти, стабильности этой конструкции, в том числе и с учетом внешних факторов, и социальный блок, который должен замотивировать граждан принять участие в голосовании по всему пакету предлагаемых поправок.

Конструкция власти. Центральное место занял блок поправок о совершенствовании государственного устройства путем перераспределения полномочий между ветвями власти.

· Президент. Российская республика останется президентско-парламентской, где главным форматором исполнительной власти остается президент. Именно президент назначает с согласия Госдумы председателя правительства (премьер-министра), вице-премьера и министров, утвержденных Госдумой по представлению премьера, а после консультация с Советом Федерации – глав силовых министерств и ведомств. При этом одно и то же лицо не сможет занимать пост президента более двух сроков (без «подряд»).

· Председатель правительства (премьер-министр). После назначения предлагает Госдуме кандидатуры вице-премьеров и федеральных министров. В случае одобрения они окончательно назначаются указом президентом.

· Парламент. Совет Федерации назначает и отрешает от должности судей Конституционного и Верховного судов. Проводит консультации с президентом по кандидатурам руководителей силовых министерств и ведомств, а также прокуроров субъектов Федерации. Государственная дума утверждает по представлению президента кандидатуру премьера, а по его представлению – вице-премьера и федеральных министерств. Таким образом роль парламента, хотя и остается в целом пассивной, все же возрастает. Хотя парламент и может отклонить предложенную президентом или премьером кандидатуру, он не может выдвинуть альтернативную. С другой стороны, утвержденные парламентом премьер и министры не могут быть отклонены президентом, а кандидатуры руководителей силовых министерств проходят консультации в Совете Федерации.

· Госсовет, статус и роль которого будут закреплены в Конституции, но конкретные детали пока не обнародованы. При этом Госсовет не будет аналогом Политбюро, так как Политбюро – это узкая группа лиц, а не собрание губернаторов.

· Конституционный суд сможет по запросу президента проверять не только действующие, но и принятые парламентом, но еще не подписанные президентом законы.

· Местное самоуправление, не входящее в систему органов госвласти, должно стать частью единой системы публичной власти.

Стабильность конструкции власти с учетом внешних факторов. Для Президента становится особенно важна тема международного права и стабильности властной конструкции.

· Требования международных договоров и решения международных органов могут действовать на территории России только в части, не противоречащей Конституции.

· Чиновники, депутаты и судьи не могут иметь иностранного гражданство и вида на жительство в другом государстве.

· Кандидат в президенты должен жить в России не менее 25 лет и никогда не иметь иностранного гражданства.

Социальный блок, направленный на создание мотивации для граждан активно участвовать в голосовании по предлагаемому пакету поправок. Президент предложил закрепить меры по регулярной индексации пенсий и утвердить минимальный размер оплаты труда не менее прожиточного минимума.

С учетом предложенных президентом конституционных изменений Россия останется президентско-парламентской республикой – сохраняются президентские полномочия по отправки в отставку министров и всего правительства, главным форматором исполнительной власти остается президент. При этом возрастет роль парламента, тем не менее остающаяся пассивной (утверждение предлагаемых кандидатур и консультации) и премьер-министра (сам может предлагать кандидатуры членов кабинета). Обсуждавшиеся ранее варианты с парламентской или премьер-президентской республикой в российских реалиях не представляются рабочими, поскольку хорошо подходят только при условии развитой и устоявшейся партийной системы.

Интересно, что голосование по предлагаемым поправкам в Конституции пройдет не в формате референдума – обеспечить 50%-ную явку на голосование было бы крайне затруднительно с учетом распространенности апатии, усталости в российском обществе и отсутствия интереса к конституционным вопросам. Однако само голосование же необходимо для эффекта народного одобрения предлагаемых поправок. Для президента принципиальна новая конструкция власти, включая и ограничения для потенциальных кандидатов на его пост. Он хотел бы «затвердить» эти поправки, чтобы их было труднее пересмотреть в будущем, если такое желание возникнет. Однако и в случае обычного голосования, а не референдума, остается проблема все той же явки – если она окажется небольшой, вопрос о народном одобрении поправок может «подвиснуть».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net