Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

20.01.2020 | Политком.RU

Конституционные инициативы Президента России

КонституцияВ послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин предложил изменить Конституцию и «провести голосование граждан страны» по всему пакету поправок. Анонс масштабных конституционных изменений дал официальный старт транзиту власти, завершить который планируется к окончанию президентских полномочий Владимира Путина – 2024 году.

Анонсированная реформа включает в себя три основных блока, касающихся самой конструкции власти, стабильности этой конструкции, в том числе и с учетом внешних факторов, и социальный блок, который должен замотивировать граждан принять участие в голосовании по всему пакету предлагаемых поправок.

Конструкция власти. Центральное место занял блок поправок о совершенствовании государственного устройства путем перераспределения полномочий между ветвями власти.

· Президент. Российская республика останется президентско-парламентской, где главным форматором исполнительной власти остается президент. Именно президент назначает с согласия Госдумы председателя правительства (премьер-министра), вице-премьера и министров, утвержденных Госдумой по представлению премьера, а после консультация с Советом Федерации – глав силовых министерств и ведомств. При этом одно и то же лицо не сможет занимать пост президента более двух сроков (без «подряд»).

· Председатель правительства (премьер-министр). После назначения предлагает Госдуме кандидатуры вице-премьеров и федеральных министров. В случае одобрения они окончательно назначаются указом президентом.

· Парламент. Совет Федерации назначает и отрешает от должности судей Конституционного и Верховного судов. Проводит консультации с президентом по кандидатурам руководителей силовых министерств и ведомств, а также прокуроров субъектов Федерации. Государственная дума утверждает по представлению президента кандидатуру премьера, а по его представлению – вице-премьера и федеральных министерств. Таким образом роль парламента, хотя и остается в целом пассивной, все же возрастает. Хотя парламент и может отклонить предложенную президентом или премьером кандидатуру, он не может выдвинуть альтернативную. С другой стороны, утвержденные парламентом премьер и министры не могут быть отклонены президентом, а кандидатуры руководителей силовых министерств проходят консультации в Совете Федерации.

· Госсовет, статус и роль которого будут закреплены в Конституции, но конкретные детали пока не обнародованы. При этом Госсовет не будет аналогом Политбюро, так как Политбюро – это узкая группа лиц, а не собрание губернаторов.

· Конституционный суд сможет по запросу президента проверять не только действующие, но и принятые парламентом, но еще не подписанные президентом законы.

· Местное самоуправление, не входящее в систему органов госвласти, должно стать частью единой системы публичной власти.

Стабильность конструкции власти с учетом внешних факторов. Для Президента становится особенно важна тема международного права и стабильности властной конструкции.

· Требования международных договоров и решения международных органов могут действовать на территории России только в части, не противоречащей Конституции.

· Чиновники, депутаты и судьи не могут иметь иностранного гражданство и вида на жительство в другом государстве.

· Кандидат в президенты должен жить в России не менее 25 лет и никогда не иметь иностранного гражданства.

Социальный блок, направленный на создание мотивации для граждан активно участвовать в голосовании по предлагаемому пакету поправок. Президент предложил закрепить меры по регулярной индексации пенсий и утвердить минимальный размер оплаты труда не менее прожиточного минимума.

С учетом предложенных президентом конституционных изменений Россия останется президентско-парламентской республикой – сохраняются президентские полномочия по отправки в отставку министров и всего правительства, главным форматором исполнительной власти остается президент. При этом возрастет роль парламента, тем не менее остающаяся пассивной (утверждение предлагаемых кандидатур и консультации) и премьер-министра (сам может предлагать кандидатуры членов кабинета). Обсуждавшиеся ранее варианты с парламентской или премьер-президентской республикой в российских реалиях не представляются рабочими, поскольку хорошо подходят только при условии развитой и устоявшейся партийной системы.

Интересно, что голосование по предлагаемым поправкам в Конституции пройдет не в формате референдума – обеспечить 50%-ную явку на голосование было бы крайне затруднительно с учетом распространенности апатии, усталости в российском обществе и отсутствия интереса к конституционным вопросам. Однако само голосование же необходимо для эффекта народного одобрения предлагаемых поправок. Для президента принципиальна новая конструкция власти, включая и ограничения для потенциальных кандидатов на его пост. Он хотел бы «затвердить» эти поправки, чтобы их было труднее пересмотреть в будущем, если такое желание возникнет. Однако и в случае обычного голосования, а не референдума, остается проблема все той же явки – если она окажется небольшой, вопрос о народном одобрении поправок может «подвиснуть».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net