Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

17.09.2020

Алексей Макаркин: «Когда Россия спасает режим Александра Лукашенко, то нередко в публичном пространстве возникает вопрос – а как же с реформами»

Алексей МакаркинКогда Россия спасает режим Александра Лукашенко, то нередко в публичном пространстве возникает вопрос – а как же с реформами. Пока что Лукашенко обещает в будущем новую Конституцию, но без диалога с оппозицией. И властью он делиться не собирается. Причем Россия вряд ли будет всерьез подталкивать его к принятию мер по хотя бы частичной реальной трансформации режима, так как:

1. Россия рассматривает события в Беларуси, в первую очередь, в геополитическом контексте – как не потерять последнюю страну на европейской границе, находящуюся в ее сфере влияния. Лукашенко для Запада политически неприемлем из-за диктаторской репутации, которая за последние недели только усилилась. С ним могут общаться (кстати, поэтому против него не вводят сейчас санкции), но никогда не примут в качестве «своего». Любой следующий белорусский президент получит больше возможностей для диалога с Западом – не «игрового», с элементами шантажа России, который практиковал батька, а вполне предметного.

2. Из геополитики следует конспирология – и нынешние протесты в Беларуси в России связываются с очередными «происками западных разведок». Лукашенко, разумеется, эту теорию охотно поддерживает. Представление о том, что люди могут выйти на улицы сами во имя свободы и честных выборов, отвергается как несерьезное. Поэтому вопрос о борьбе за симпатии протестующих всерьез не стоит.

3. Россия хотела бы снять или хотя бы снизить зависимость от фигуры Лукашенко в своей политике в отношении Беларуси. И гарантировать, что Беларусь останется в сфере ее влияния и после ухода батьки. Но, во-первых, эта задача расходится с тем, что следующий президент может быть более приемлем для Запада (см. выше). А, во-вторых, сам Лукашенко вариант «после ухода» не рассматривает, а возможностей надавить на него с целью изменения политики мало. Сейчас Россия дает Лукашенко деньги и проводит военные учения – но неясно, как обусловить эти меры необходимостью хоть каких-то перемен. Не давать денег и не демонстрировать силовой ресурс – так режим вообще может быстро рухнуть.

4. У российской политической культуры есть особенность – ставка на лидера, который наделяется ресурсами и отвечает за результаты своей деятельности. Как Рамзан Кадыров в Чечне. Уступки и маневры вызывают в памяти перестройку, рассматриваемую крайне негативно. Сложные конструкции с учетом интересов различных игроков и разделом ресурсов рассматриваются только в контексте руководящей роли такого лидера, выступающего в качестве начальника и арбитра для тех, кто находится на следующих «этажах» властной вертикали. Исключение – Молдова, где Россия вместе с Западом участвовала в создании компромиссной конструкции власти после изгнания Влада Плахотнюка. Но конструкция оказалась неустойчивой, Молдова дальше от России (так что интересов там существенно меньше), да и такого лидера в молдавской политической системе с сильной ролью парламента отыскать сложно.

В результате Лукашенко, вернувшись из Москвы, предложил провести перерегистрацию партий, так как большинство из них посмели требовать новых выборов. Понятно, что это продолжение жесткой линии, прямо противоположной диалогу.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net