Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

05.11.2020 | Политком.RU

Турецко-французский конфликт

Эрдоган, МакронКонфликт между Турцией и Францией, подстегнутый оскорблениями Реджепа Тайипа Эрдогана в адрес Эммануэля Макрона, на глазах расширяется и интернализируется. Реагируя на решительное осуждение Макроном радикального исламизма после жестокого убийства учителя истории и его высказывание о том, что Франция «не откажется от карикатур», Эрдоган 24 октября заявил, что президенту Франции необходимо «проверить психическое здоровье».

В тот же день Франция отозвала своего посла из Анкары для консультаций. Позднее Макрон разъяснил свою позицию – Франция не поддерживает карикатуристов, но не будет их запрещать.

Противоречия между Анкарой и Парижем возникли давно. Они проявлялись в конфликтах в Сирии и Ливии. Макрон решительно выступал на стороне Греции и Кипра в их противостоянии с Анкарой из-за турецкой газоразведки в Средиземном море. Наконец, в связи с войной в Нагорном Карабахе Париж прямо критиковал Анкару за военную поддержку Азербайджана и заявлял о переброске Турцией джихадистов из Сирии в район боевых действий.

Но сейчас Эрдоган, используя очень чувствительный для мусульман вопрос о демонстрации карикатур на пророка Мухаммеда, явно пытается выступить в роли политического лидера исламского мира, защитника ислама от притесняющих его европейцев. 26 октября он не только повторил нападки на Макрона и призвал к полному бойкоту французских товаров, но и обвинил Ангелу Меркель в покушении на религиозную свободу в связи с «полицейской атакой» на берлинскую мечеть (на деле полиция расследовала злоупотребления имамов с субсидией, выданной из-за коронавируса). А затем Эрдоган перешел к обобщениям, заявив: «В некоторых европейских странах враждебность к исламу и мусульманам стала политикой, поощряемой на уровне глав государств… Вы – реальные фашисты, вы являетесь звеньями в цепи нацизма». Подобная языковая разнузданность хорошо просчитана и призвана вызвать эмоциональный отклик среди турок и вообще мусульман.

Надо сказать, Эрдогану действительно удалось поднять антифранцузскую волну в исламском мире. Иран, Иордания и Кувейт выступили с критикой демонстрации карикатур на Мухаммеда. Премьер Пакистана Имран Хан в твиттере осудил Макрона за «поощрение исламофобии», а посол Франции был вызван в МИД Пакистана, где ему было заявлено об осуждении «систематической антиисламской кампании под прикрытием свободы слова». В Катаре (в меньшей степени в Кувейте, Саудовской Аравии и ОАЭ) некоторые торговые сети стали изымать из продажи французские продукты. В ливийской столице Триполи небольшие группы протестующих сожгли и растоптали портреты Макрона и французские флаги.

По словам французского исследователя Давида Ригуле-Роза, специалиста по Ближнему Востоку, в настоящий момент влияние происходящего на французскую экономику ограничено:

«Это касается малого числа стран среди шестидесяти мусульманских государств в мире, - отмечает эксперт в интервью Franceinfo. - Стоит отметить, что в таких странах, как Саудовская Аравия или ОАЭ подобной волны в соцсетях не произошло, потому что они полностью не согласны с Эрдоганом в том, что касается видения политического ислама». Исследователь отмечает, что за призывами к бойкоту и тиражированию антифранцузской кампании в соцсетях с помощью «троллей» может стоять Анкара. Не случайно, подчеркивает эксперт, страной, где бойкот французских товаров оказался наиболее массовым, стал Катар — один из ближайших союзников Турции в арабском мире.

С другой стороны, Европа не могла оставить Францию в одиночестве. Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель назвал высказывания Эрдогана неприемлемыми и призвал Турцию «прекратить раскручивать опасную спираль конфронтации» с Францией. Затем то же самое сделали глава МИД Германии, премьер-министры Италии, Нидерландов и Греции. Можно ожидать, что и так непростые отношения ЕС с Турцией выйдут на новый уровень напряженности. Сам Макрон также отреагировал на происходящее, опубликовав в своем «Твиттере» заявление на французском, английском и арабском языках: «Мы уважаем все различия, которые выражаются мирно. Мы не приемлем ненавистнического дискурса и выступаем за разумную дискуссию».

Российский фактор. В России с сопоставимой по резкости с эрдогановской критикой Макрона выступил Рамзан Кадыров:

«Прекрати, Макрон, пока еще не поздно, провокации и нападки на веру. Иначе войдешь в историю как президент, принимавший сумасбродные решения. Твою абсурдную позицию о публикации карикатур сегодня осуждают не только мусульмане всего мира, но и любые трезвомыслящие представители иных конфессий», - написал Кадыров в своем телеграм-канале, обвинив Макрона в провоцировании терроризма: «Ты можешь смело называть себя лидером и вдохновителем терроризма в своей стране».

Дмитрий Песков, не осудив заявление Кадырова, отмежевался от него, заявив, что внешнюю политику в России проводит президент, а не региональные власти. В свою очередь, Кадыров заявил, что готов уйти в отставку, но отстаивал свое право высказывать позицию «как мусульманина, а не политика». Затем слова Кадырова осудил Владимир Жириновский, в ряде случаев выступающий в качестве интерпретатора мнения Кремля. Кадыров ему резко ответил, подчеркнув свою личную лояльность Владимиру Путину и подчеркнув, что отстаивает государственную позицию. Но при этом он призвал своих сторонников не митинговать около французского посольства – первоначально полиция не мешала несанкционированной акции, но затем, видимо, получив соответствующие указания, стала разгонять ее участников.

Исламские лидеры России осудили Макрона, но более сдержанно (исключение составил лишь полностью ориентированный на Кадырова муфтий Чечни Салах-хаджи Межиев, который выступил в стиле своего патрона). Так, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ Дамир Мухетдинов на своей странице в Facebook высказал мнение, что французские власти поступились принципами толерантности, светскости и интеграции, как только это «стало слишком обременительным и вредным».

Эрдоган претендует на роль лидера мусульман-суннитов в мире – и стремится продемонстрировать это при любом случае, будь то война в Карабахе или критика Макрона. Экономическая ситуация в Турции сложная, в стране активизировалась оппозиция, победившая в прошлом году на выборах мэров Стамбула, Анкары и Измира. В этих условиях Эрдогану нужна мобилизация мусульман внутри страны и перенос внимания на внешнеполитическую тематику.

Что касается России, то отношения Владимира Путина и Макрона серьезно испорчены после «дела Навального» и утечки в СМИ подробностей неудачного телефонного разговора двух президентов – и взаимодействие по карабахской проблеме ситуацию, похоже, не изменило. Видимо, из этого исходил Кадыров, давно претендующий на роль исламского лидера международного уровня, но явно уступающий по ресурсам Эрдогану. Теперь Кадыров стремится завоевать поддержку мусульман, конкурируя с Эрдоганом по масштабам оскорблений Макрона – но на деле «встраивается» в организованную турецким президентом кампанию. Однако российские власти не хотят отождествляться с радикалами – и кадыровская активность в этом вопросе, похоже, сворачивается.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net