Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

24.03.2006 | Николай Пахомов

В БОРЬБЕ ЗА СУДАНСКУЮ НЕФТЬ

Один из авторитетнейших европейских аналитических центров Датский институт международных исследований, недавно выпустил интересную работу. Она призвана убедить мировую общественность и экспертное сообщество, что транснациональные корпорации окончательно утвердились в качестве самостоятельных и влиятельнейших акторов мировой политики. Для вящей убедительности поведение таких компаний рассматривается в кризисных условиях гражданской войны в Судане.

После холодной войны всё большее число специалистов стало обращать внимание на то, что в условиях размывания государственного суверенитета транснациональные корпорации всё больше стали напоминать полноценные государства со своими экономическими и социальными структурами, службами безопасности и правовыми положениями.

Датские аналитики обратились в вышеназванной работе к вопросу, который раньше, особенно на Западе, поднимать было как-то неприлично. В своём докладе они доказывают, что в третьем мире самые ожесточённые гражданские войны ведутся в странах, богатых природными ресурсами. При этом активную роль в таких конфликтах зачастую играют транснациональные корпорации, чьи интересы мало ориентированы на политику развитых государств, решения ООН или тем более принципы справедливости, мира и демократии.

Для примера авторы рассматривают положение, сложившееся в Судане, где сегодня бушует один из самых кровавых конфликтов на планете. Действующие в стране ТНК заинтересованы в суданской нефти. Всех их исследователи делят на три группы, условно называемые «Первопроходцы», «Западные фирмы второй волны» и «Контролируемые государством компании», происходящие из развивающихся стран Азии.Первая группа представлена всего двумя компаниями: «Шевроном», начавшим проникновение в Судан ещё в начале семидесятых годов, и относительно небольшой канадской кампанией «Аракис», ставшей партнёром государственных нефтяников Судана в 1994 году.

«Шеврон», придя в Судан одним из первых, находится сегодня в тяжёлом положении, не сумев наладить диалог ни с многочисленными повстанцами, ни с центральным правительством. «Аракис» частично учёл ошибки «Шеврона», однако оказался под давлением канадского и американского правительств, которые посчитали связи канадской кампании с официальным Хартумом излишне благоприятствующими последнему. Хотя, скорее всего, лоббисты, представляющие гигантский «Шеврон», просто постарались таким образом нанести ущерб удачливому конкуренту.

Вторая группа более разнообразна. Сюда попали крупнейшая канадская нефтяная компания «Талисман», фирмы «Лундин» (Швеция) и OMV (Австрия). Руководство «Талисмана», приобретя «Аракис», на своем опыте осознало, что бизнес в Африке дело рискованное, хотя и выгодное. Именно при участии канадской компании был достроен нефтепровод длиной полторы тысячи километров, который позволил суданской нефти прийти вначале в Порт-Судан, а потом с терминалов на Красном море на мировые рынки. Этот выгодный бизнес привлёк и шведов с австрийцами. Но ни одна из этих компаний не сумела выдержать давления правозащитных неправительственных организаций, которые не уставали трубить о том, как западные нефтяники всячески помогают преступному правительству страны. Все три фирмы были вынуждены фактически отказаться от выгодных проектов.

И тут настал черёд третьей группы. Государственные малайская «Петронас», индийская ONGC и могущественная китайская CNPC руководствуются заветом римского императора Веспасиана, однажды заявившего, что деньги не пахнут. Лидеры азиатского бизнеса не обращают внимания на этнические чистки суданских властей, предпочитая подсчитывать свои прибыли – в общем, неплохо себя чувствуют в нефтеносном Судане.

Работа австрийских исследователей достаточно обширна и содержательна, чтобы её можно было кратко пересказать. Хочется порекомендовать ознакомиться с ней каждому, кто интересуется ролью ТНК в современных международных отношениях. Однако одно можно сказать с уверенностью даже после самого краткого знакомства с этим исследованием: мир в Судане наступит не скоро. Слишком серьёзны интересы международного нефтяного бизнеса, стремящегося к сохранению статус-кво.

Ссылки по теме:

Суданского президента подвел Дарфур

Африка становится китайской

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net