Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

26.12.2021 | Политком.RU

Законопроект о местном самоуправлении

ДеревняПредседатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас внесли на рассмотрение Государственной Думы законопроект о местном самоуправлении.

Депутаты считают, что новая система местного самоуправления сделает невозможным перекладывание ответственности с одной администрации на другую. Среди основных предложений ликвидация двухуровневой системы и предоставление губернаторам возможности отбирать кандидатов в мэры и отправлять их в отставку в случае «ненадлежащего исполнения обязанностей. Согласно законопроекту, переходный период, необходимый для постепенного внедрения изменений, продлится с 2023 до 2028 года.

Ликвидация двухуровневой системы местного самоуправления. Сейчас свои органы управления существуют на двух уровнях: в городских, муниципальных округах и в сельских, городских поселениях. Предлагаемый законопроект упраздняет муниципальные образования нижнего уровня, то есть поселения лишатся собственных глав и депутатов, а сами территории войдут в состав городских или муниципальных округов. Авторы считают, что это позволит «повысить эффективность органов местного самоуправления, укрепить финансовую основу их деятельности». В основе будет заложен не территориальный принцип, а привязка к населению. Подобные процессы уже происходят, например, в Московской области, где все сельские и городские поселения были укрупнены до городских округов на базе районов.

Должность главы муниципального образования. Сейчас существует три способа избрания мэра: прямые выборы, выборы депутатами муниципального парламента из своего состава и выборы депутатами из числа кандидатов, отобранных в ходе конкурса. Применяемый способ определяет региональное заксобрание. Наиболее распространенный вариант - конкурсная процедура, реже всего встречаются прямые выборы. Авторы законопроекта предлагают отказаться от конкурса и наделить губернатора правом отбирать кандидатов в мэры. Одновременно с этим губернатор сможет также объявлять мэру выговор и отправлять его в отставку за «ненадлежащее исполнение обязанностей. Похожая норма, связанная с отношением между президентом и главой региона, присутствует и в новом законе о региональном власти.

Среди других предложений - синхронизация сроков полномочий мэра и регионального парламента, единый срок полномочий в 5 лет для всех местных чиновников. При этом сохраняется разделение на городские и муниципальные округа, структура органов местного самоуправления и идентичный объем полномочий.

Проблема местного самоуправления в России – в деньгах, контроле и людях. Деньги сконцентрированы прежде всего на федеральном уровне – местные же нужды финансируются по остаточному принципу. Особенно это относится к самому нижнему уровню – сельским поселениям, бывшим сельсоветам. Для того, чтобы это изменилось, нужны изменения бюджетной политики и присутствие среднего класса, заинтересованного в развитии территорий. Ни того, ни другого в ближайшее время не предполагается. Средний класс, представленный в глубинке преимущественно в СНТ, заинтересован только в проектах, непосредственно их касающихся – например, провести асфальтовую дорогу до своего СНТ, но не метром дальше.

Раз нет денег – то нет и людей. Если в региональных центрах есть группы интересов, конкурирующие за власть и ресурсы, то в глубинке ничего такого нет. При этом местное депутатство может быть более значимым, чем местное руководство. Потому что если начальник должен отвечать за решение проблем, для которых у него нет средств, то депутат имеет статус, подтверждающий принадлежность к местной «низовой» элите. Этот статус важен и уже привычен и для владельца магазина, и для директора школы, и для других персонажей. Правда, и «низовая» элита постепенно размывается – с сокращением числа школ и закрытием торговых заведений.

И, наконец, контроль. Для современных российских реалий это ключевое слово. Новый законопроект о местном самоуправлении делает его максимальным со стороны губернаторов, которых, в свою очередь, в любой момент может уволить президент. Понятно, что приоритет – это областной центр, мэр которого теперь даже теоретически не сможет вступать в конкуренцию с губернатором. Однако и остальные муниципалитеты будут находиться под губернаторским контролем.

Такое укрупнение и концентрация внимания на агломерациях удобнее федеральной власти с точки зрения «достраивания» вертикали и контроля финансовых потоков, что ведет к фактическому упразднению самостоятельности местного самоуправления. Однако куда менее удобно для людей, живущих в отдаленных регионах, где поселения расположены очень далеко друг от друга. Если на местах не будет власти, это может усложнить решение рутинных, часто возникающих проблем, с которыми обычно помогают разбираться местные депутаты.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net