Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

28.03.2006 | Валерий Выжутович

Знаки отличия

Два законопроекта столкнулись на проезжей части. Дело было так. «Единая Россия» внесла в Госдуму свой пакет поправок в закон «О безопасности дорожного движения», а представители КПРФ, «Родины» и несколько независимых депутатов навстречу выкатили свой.

Оба проекта направлены на борьбу с дорожными привилегиями. В первом предлагается сократить число спецномеров до одной тысячи, а перекрывать движение - только для пропуска кортежей президента, премьера и глав иностранных государств. Второй - еще радикальнее: полностью запретить использование спецномеров, а спецсигналы оставить лишь оперативным службам (скорой помощи, милиции, МЧС, пожарным) и восьми государственным лицам (президенту, премьеру, председателям Совета федерации и Госдумы, председателям Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов и генпрокурору).На пленарное заседание эти законопроекты пока не вынесены. Оба направлены в «группу разбора» - в правительство. Именно правительственными постановлениями определяется список служб и должностных лиц, имеющих привилегии на дорогах.

Попытки поставить чиновников в общий дорожный ряд предпринимались и раньше. Последнее правительственное постановление о сокращении автопарка с «мигалками» и спецномерами готовилось около полугода. Слухи об этом ходили. Казалось, все логично: если в ходе административной реформы сократилось число министерств, значит, меньше должно быть машин с привилегиями. Рядовые автомобилисты в предвкушении восклицали: «Будет и на нашей улице праздник! По крайней мере, на проезжей ее части...». В конце концов, был утвержден список государственных органов и отдельных должностных лиц, имеющих право ездить не как все. Получилось занятно. Количество машин со спецсигналами и «мигалками» не сократилось, а возросло. Теперь их 633. У ФСБ - 95 (а было 90). У ФСО - 105 (а было 100). У МВД - 230 (ровно столько и было). Президентская администрация, правительство, Госдума, Совет федерации - вся чиновничья рать вновь сполна обеспечена. Каждый - согласно ранжиру.

Вспоминается и благородный почин предыдущей Госдумы. Ею были одобрены в первом чтении поправки к закону «О безопасности движения». Количество чиновников, удостоенных дорожных знаков отличия, предполагалось резко ограничить. Результат голосования получился феноменальным: только один был против. А 298 депутатов таким образом изъявили готовность поснимать спецномера и со своих машин. Правда, при более пристальном рассмотрении почин законодателей выглядел не столь впечатляюще. Закон - федеральный, а вносимые в него поправки на практике распространялись бы только на Москву. Региональное чиновничество не разъезжает с номерами, украшенными трехцветным флажком. В Хабаровске или Туле не водятся персоны из аппаратов Госдумы, Совета федерации, Конституционного суда и прочих верховных органов. У них там, в провинции, свое начальство и своя маркировка служебных машин. Авто из губернаторского гаража тоже не спутаешь с первой попавшейся «Ауди» или «Волгой». Любой гаишник наметанным глазом мгновенно расшифровывает сочетание букв и цифири и успевает взять под козырек. На эти спецномера законодатели не посягали. Зона действия одобренных ими поправок фактически не простиралась дальше Садового кольца. Впрочем, всерьез входить в эти подробности никому тогда и в голову не приходило. Было ж понятно: блажь, накатившая на депутатов, выветрится уже ко второму чтению. Именно так и случилось. Больше эти поправки не обсуждались.

Не будем делать вид, будто нам неведома первейшая причина, заставляющая начальников разного калибра оснащать свои служебные лимузины «мигалками», спецномерами, «крякалками» и прочей дребенью. «Мигалка» - способ преодоления чудовищных пробок. Спецномер - охранная грамота от произвола гаишника, который без всякого повода вас тормозит, а потом вдумчиво, чуть ли не на просвет разглядывает ваши документы в поисках какого-нибудь непорядка, обещающего мзду. И покуда движение в центре Москвы напоминает вавилонское столпотворение, пока инспектор ГАИ может делать с водителем все, что захочет, «мигалки» и спецномера неотменимы никакими законами - жизнь все равно возьмет свое.

Почему исчезли спецраспределители? Куда девались те кормушки, где отечественная номенклатура отоваривалась сервелатом, черной и красной икрой, прочей снедью, не входившей в «товары широкого потребления»? Элементарно, Ватсон: этого добра в супермаркетах теперь хоть завались. Как покончили с продовольственным дефицитом, так сама собой, без всяких законодательных новаций отпала нужда в кремлевских пайках, выдававшихся, если кто помнит, на улице Грановского. Впрочем, и съестное изобилие не упраздняет извечную тягу чиновничества к установлению иерархии все в том же, к примеру, застолье: на официальных банкетах накрывается отдельный стол «для президиума».

Еще - из этого же ряда. Управлением делами президента РФ было издано распоряжение «О залах официальных лиц, вновь организуемых в составе аэропортов». Это возвращение к пресловутым «депутатским комнатам». Аэропортам вменено в обязанность иметь специальные залы для VIP-персон. С «помещениями для отдыха, личной гигиены и питания». Ну понятно, Шереметьево-2 находится в отвратительном состоянии (таком же отвратительном, как дороги и движение по ним). Значит, людям, занимающим в государстве особое положение, следует обеспечить и особое обслуживание. И что же, как только построят Шереметьево-3 с европейским уровнем аэропортного комфорта, так «зал официальных лиц» будет тотчас закрыт за ненадобностью? Вряд ли. Нет такой силы, какая заставила бы наших «официальных лиц» отказаться от демонстрации своей «официальности». Зал спецобслуживания - это не только способ избежать толчеи при таможенном досмотре и прохождении паспортного контроля. Это - знак кастовой принадлежности. Такой же, как «мигалка», служебный БМВ, госдача, «вертушка» и т.п. И потому эти знаки неотменимы.

Валерий Выжутович – обозреватель «Российской газеты», ведущий программы «Газетный дождь» канала ТВЦ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net