Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Информационные технологии

31.03.2006 | Михаил Сергеев

Национальные проекты и информационная открытость власти

Одним из препятствий для реализации приоритетных национальных проектов является неэффективность и коррумпированность бюрократии, преодолеть которую можно с помощью гарантированной информационной открытости органов власти. При этом информационную открытость власти нужно обеспечить на уровне требований закона, который, в свою очередь, должен учитывать содержание раскрываемой информации. К таким выводам пришли участники «круглого стола», состоявшегося 30 марта в Центре развития информационного общества (РИО-Центре).

С докладом «Информационная открытость власти: международный опыт и концептуальные вопросы правового регулирования» в РИО-Центре выступила руководитель проектов и программ «Фонда правовых проблем федерализма и местного самоуправления» к. полит. н. Ольга Афанасьева.

В качестве примеров проблем реализации нацпроектов, которые легко можно решить с помощью информационной открытости, Ольга Афанасьева привела отсутствие публичной информации об эффективности реализации проекта «Здоровье» и возможность коррупции при распределении земельных участков под жилищное строительство. Как известно, в конце февраля первый вице-премьер Дмитрий Медведев назвал недопустимой ситуацию, когда «в стране катастрофически не хватает жилья, а земля служит средством наживы для огромного количества служащих», так как «сегодня есть случаи прямого уклонения муниципалитетов от процедуры предоставления участков на открытых аукционах». По мнению Ольги Афанасьевой, в случае гарантированной законом информационной открытости муниципалитетов и федеральных ведомств названных проблем можно было бы избежать.

На примере законодательства Канады и Великобритании Ольга Афанасьева рассказала о различных способах организации доступа гражданского общества к официальной информации. По словам докладчика, результативные административные реформы во многих странах были основаны на принципе «транспарентности процесса принятия решений».

Этой же цели служит российский законопроект «Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который должен законодательно оформить информационную открытость органов власти и закрепить презумпцию открытости информации. Как отметила докладчик, этот законопроект не лишен множества недостатков, которые, впрочем, могут быть устранены в процессе его доработки в парламенте. Однако этот законопроект до сих пор не внесен на рассмотрение в Госдуму.

Все участники обсуждения согласились с мнением О. Афанасьевой о положительном влиянии информационной открытости на качество госуправления в целом, и на эффективность реализации национальных проектов в частности. Так, ведущий «круглого стола» директор Института экономики РАН проф. Руслан Гринберг назвал информационную открытость необходимым элементом информационного и гражданского общества.

При этом, по мнению замдиректора Института экономики РАН проф. Сергея Сильвестрова, информационная открытость должна предполагать обязательный ответ органов власти на запросы граждан.Руководитель Центра анализа рисков и кризисов ИМЭПИ проф. Борис Порфирьев считает, что при существовании реальных ограничений на доступ граждан к официальной информации важен не только закон, но и реальная правоприменительная практика. По мнению ректора Института бизнеса и права, проф. Эдварда Абгаряна, важно ограничить возможность произвольного и расширительного толкования требований сохранения государственной тайны и охраны конфиденциальной информации. В свою очередь, главный научный сотрудник ФГУП «Центр информационных технологий и Систем органов исполнительной власти», проф. Олег Юнь напомнил, что количество информации есть мера организованности, и этот принцип можно распространить на организацию госуправления.

Самостоятельной темой дискуссии стал принцип бесплатности предоставления официальной информации. По мнению руководителя Центра инвестиций и инноваций Института экономики РАН, д. э. н. Николая Новицкого, платное предоставление данных госстатистики или текстов законов нарушает условия информационной открытости власти.

Однако директор Института социальной экономики, проф. Александр Рубинштейн считает главным требованием информационной открытости не бесплатность доступа, а содержательную ценность публикуемой информации. По мнению А. Рубинштейна, открытость органов государственной власти даже снизилась в последние годы. Министерства — лидеры информационной открытости грешат публикацией неполных данных. Так, например, полную информацию о госбюджете России нельзя найти фактически ни на одном сайте.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net