Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Аналитика

03.02.2005 | Алексей Макаркин

"ОРАНЖЕВЫЙ БИЗНЕС" И НОВАЯ ВЛАСТЬ В УКРАИНЕ

"Оранжевая революция" в Украине привела не к "разрушению до основанья" системы власти в этой стране, а лишь к перегруппировке сил внутри правящей элиты. Это и неудивительно, так как сама революция явилась результатом не протеста со стороны низов, а стремления средних слоев населения и примкнувшей к ним образованной молодежи "жить в Европе". Ни дискредитировавший себя многочисленными скандалами Леонид Кучма, ни дважды судимый Виктор Янукович на роль проводников европейской интеграции не годились. Поэтому участники революции связали свои надежды с теми элитными группами, которые по разным причинам оказались оттеснены от власти и, в то же время, провозгласили свою "западническую" ориентацию. Эти два фактора должны способствовать тому, что на Западе их должны воспринять как "новых" и "европейских" политиков.

В то же время сами победители далеко не едины, что стало особенно очевидно в последнее время. Назначение Юлии Тимошенко и.о. премьера встретила явное неприятие со стороны другого возможного кандидата на этот пост - Петра Порошенко. В крайне резкой форме о фигуре Тимошенко отозвался еще один "обиженный", Роман Безсмертный, которого прочили на один из высоких постов в окружении нового президента. Кроме того, часть сторонников Ющенко (например, Украинская народная партия во главе с Юрием Костенко) не намерена вступать в "президентскую партию", которую планируется создать на базе "Нашей Украины" (с сохранением этого популярного бренда).

Стоит ли из всего этого делать вывод о том, что, только придя к власти, украинская оппозиция оказалась недееспособна, и проющенковская коалиция находится на грани развала? Подобный вывод был бы, по меньшей мере, преждевременным. Количество "обиженных" не достигло критической отметки, вслед за которой начинается развал. Митинговое единство, скрывавшее многие объективно существовавшие противоречия, закончилось, но опыт разрешения конфликтов внутри украинской элиты свидетельствует о том, что ресурс для нахождения компромиссов далеко не исчерпан.

Особенностью "оранжевой революции" был тот факт, что ее успех стал возможен благодаря не только активности улицы или поддержки со стороны Запада. Часть представителей политизированного украинского бизнеса инвестировали в этот проект свои ресурсы - организационный, финансовый, медийный. Принадлежа к элите, они, в то же время, были недовольны сложившейся при Кучме системой, в рамках которой политические и экономические преференции получили несколько олигархических кланов, знаковыми фигурами которых являются гражданский зять Кучмы Пинчук, Ахметов "патронировавший" Януковича, а также Суркис, близкий к экс-главе теперь уже бывшей администрации президента Медведчуку. Такими "обделенными" представителями бизнеса стали Юлия Тимошенко, Петр Порошенко и Евгений Червоненко. Отношения между ними далеки от идеальных, но, в то же время, есть и факторы, объединяющие их.

И это не только политическая ставка на Ющенко, сделанная ими в разное время. Никто из них не принимал участия в политической деятельности в первой половине 90-х годов и не имеет отношения к "руховской" традиции украинской политики, представителей которой немало в "Нашей Украине". Зато в это время они создавали свой капитал и занимали свое место в элите - подобно многим своим российским коллегам. Никто из них не принадлежит к числу пресловутых "западенцев" - все они родились и выросли в других регионах Украины. Экономически с западной части страны серьезно связан лишь Червоненко, одно из предприятий которого входит в число крупнейших налогоплательщиков Львовской области.

В то же время украинские оппозиционные бизнесмены отличаются как от российских антипутинских олигархов, так и от окружения Кучмы тем, что готовы были лично "идти на улицу", не просто финансируя политические акции, но и непосредственно участвуя в них. Создался необычный для постсоветского пространства феномен, когда представители бизнеса стали не просто влиятельными политиками, но и публичными фигурами, принимающими самое активное участие как в избирательное кампании, так и в массовых протестных акциях. При этом они не забывали и о закулисных консультациях, проводившихся в рамках кучмовской элиты и сыгравших значительную роль в успехе "оранжевой революции". Такая особая роль "опозиционного" (до последнего времени) украинского бизнеса делает актуальным изучение его феномена на конкретных примерах (В данном материале подробно не рассматриваются нынешние проблемы политической коалиции Ющенко в целом, анализ которых лучше проводить после сформирования нового правительства страны).

С чем связана такая "пассионарность" украинских бизнесменов (и "бизнесвумен")? Видимо, с особенностями украинской политической традиции, согласно которой представители бизнеса, подобно феодальным баронам, часто лично возглавляют свои политические группы, идущие на выборы (есть и исключения - Ренат Ахметов подчеркнуто державшийся в политической "тени" Виктора Януковича). Разумеется, в ходе революции эта публичная роль Тимошенко, Порошенко и Червоненко была доведена до предела, но не выглядела чем-то совершенно неожиданным.

Юлия Тимошенко

Инженер-экономист по научной организации труда, уроженка и жительница Днепропетровска, получившая в этом городе высшее образование, Юлия Тимошенко ушла в бизнес еще в 1989 году, начинала в молодежным центре, образованном в рамках так называемого "комсомольского бизнеса". Этот бизнес стал лишь первым этапом в предпринимательской карьере Тимошенко - вскоре она стала топ-менеджером корпорации "Украинский бензин" (КУБ). Уже в 1995 году Тимошенко возглавила одну из крупнейших украинских коммерческих структур - корпорацию "Единые энергетические системы Украины". В официальной биографии Тимошенко сказано, что за период ее руководства этой структурой удалось ликвидировать украинский долг перед Россией за природный газ, расширились международные экономические связи Украины.

В этот период началась и политическая карьера Тимошенко - вначале под патронажем Павла Лазаренко, амбициозного днепропетровского политика, недолго занимавшего пост украинского премьера. В середине 90-х годов она была главной соратницей Лазаренко, по списку его партии "Громада" в 1998 году была избрана в Раду, став председателем ее бюджетного комитета. В следующем году она вышла из "Громады", создав новую партию - "Батькивщина". Теперь Лазаренко находится под следствием в США по обвинению в экономических преступлениях, его политическая карьера рухнула. Тимошенко же стала союзником Виктора Ющенко: вначале в качестве вице-премьера по ТЭКу в его правительстве, затем - лидера партнера "Нашей Украины" в Раде - фракции "Блок Юлии Тимошенко". В 2004 году она подписала с Ющенко соглашение о создании предвыборной коалиции "Сила народа", отказавшись от самостоятельного участия в президентских выборах.

Параллельно с политическими успехами росли проблемы, связанные с уголовными делами против Тимошенко. Первые из них стали результатом ее столкновения с интересами крупных олигархических кланов во время пребывания на посту вице-премьера. В результате она вначале была уволена с занимаемого поста, а в феврале 2001 года арестована и провела в следственном изоляторе около полутора месяцев. Затем добавилось "дело Лазаренко", когда вопросы к Тимошенко оказались уже у правосудия США. Наконец, дело против Тимошенко было возбуждено и в России: в сентябре прошлого года российская военная прокуратура обвинила ее в неоднократной даче взяток сотрудникам Минобороны РФ и обратилась в Интерпол с просьбой о ее международном розыске.

Возникает вопрос о том, насколько мотивированными являются действия правоохранительных органов. Понятно, что любой представитель крупного бизнеса на постсоветском пространстве является уязвимым с точки зрения соблюдения правовых норм и в случае проявления им политической активности "компромат" против него может быть актуализирован. Равно как ясно, что действия правоохранителей здесь носят выборочный характер - в противном случае можно было бы "посадить" весь экономический истеблишмент нескольких государств. В этом отношении можно сказать, что "дела Тимошенко" имеют политический оттенок (равно как, к примеру, и "дело Ходорковского"). Для украинских властей и близких к ним олигархов Тимошенко была опасным конкурентом, для России - политическим союзником "прозападного" кандидата Ющенко. Американские же правоохранители, судя по всему, вышли на Тимошенко, стремясь расширить доказательную базу по "делу Лазаренко" (большинство обвинений в отношении экс-премьера, кстати, уже снято).

Политическое развитие "дела Тимошенко" получили и в дальнейшем, когда она оказалась в числе победителей. Неудивительно, что уже в январе генпрокуратура Украины закрыла уголовные дела в отношении Юлии Тимошенко (между прочим, эту операцию провел тот же генпрокурор, который ранее обвинял ее в совершении преступлений). Интерпол прекратил международный розыск ее бывших партнеров по бизнесу, в том числе супруга, Александра Тимошенко (в их отношении дела также прекращены в Украине). Что касается самой Юлии Тимошенко, то объявление о ее розыске "продержалось" на сайте Интерпола лишь несколько часов, а официального подтверждения о том, что эта организация готова выполнить просьбу российских властей, нет до сих пор. США также в настоящее время не имеют претензий к ней в рамках "дела Лазаренко". Только российские прокуроры, как свидетельствует выступление Виктора Устинова, не собираются прекращать ее уголовное преследование.

Для путинской России Тимошенко стала неприемлемой политической фигурой, причем не из-за "антироссийских" взглядов и не из-за обиды в связи с возбуждением уголовного дела. Что касается политической ориентации, то в окружении нового украинского президента присутствует много политиков, относящихся к России еще более жестко. Фактор обиды также не является столь важным в условиях, когда все основные политические игроки являются сугубыми прагматиками. Проблема в том, что нынешняя российская власть не может без потери лица дезавуировать позицию собственной прокуратуры - подобное действие поставит под вопрос оправданность и ее внутрироссийских расследований. Кроме того, назначение Тимошенко и.о. премьера в Москве расценили как политический вызов со стороны победителя украинских выборов.

В то же время в украинской политике присутствуют как бы "две Тимошенко". Одна - митинговый оратор и организатор антикучмовских акций: от "дела Гонгадзе" и до создания палаточного городка на Майдане Незалежности. Вторая - активная участница украинского истеблишмента, несмотря на уголовные дела, которые не сделали ее маргинальной фигурой, изгоем. Ее принимают даже в Донецке, куда Тимошенко летала по приглашению Ахметова. Поэтому ее возвращение в правительство было воспринято в элите как вполне предсказуемый шаг, приемлемый для многих "статусных" персон.

Такое положение дел оказалось возможным ввиду плюралистического характера украинской политической и экономической элиты. Леонид Кучма так и не выстроил "под себя" моноцентрическую систему - его основной ресурс заключался в маневрировании между различными кланами. В этой ситуации у президента и его окружения не хватило возможностей не только для того, чтобы превратить Тимошенко в изгоя, полностью вытеснить ее "на улицу", но и даже предотвратить прохождение ее блока в Раду, где он выступал в качестве союзника "Нашей Украины".

Что же до Ющенко, то его выбор Тимошенко в качестве премьера может быть объяснен несколькими соображениями. Во-первых, она принадлежит к числу тех политиков, которых удобнее держать внутри правительства, а не вне его (в противном случае, она могла бы стать одним из лидеров оппозиции). Во-вторых, Тимошенко как жесткий антикризисный менеджер, способна не только противостоять многочисленным лоббистским влияниям, но и выступить в качестве проводника экономической программы новой власти. Для самой же Тимошенко премьерство может быть этапом для продолжения карьеры - вряд ли она утратила свои президентские амбиции. Однако они будут актуальны лишь в случае проведения эффективной экономической политики, а также отсутствия новых скандалов.

Петр Порошенко

Родился в Одесской области. Как и Тимошенко, он начал свою карьеру в бизнесе в перестроечное время. Выпускник Киевского университета (экономист-международник), он в возрасте 25 лет стал гендиректором компании "Биржевой дом "Украина", в 28 - возглавил Украинский промышленно-инвестиционный концерн ("Укрпроминвест"), в настоящее время контролирующий крупные пакеты акций четырех кондитерских фабрик и ряда других предприятий. Кроме того, Порошенко контролирует "Пятый канал" украинского телевидения.

Политическая карьера Порошенко началась в конце 90-х годов, когда преуспевающий бизнесмен вступил в Социал-демократическую партию Украины (объединенную) - СДПУ (о), партию Медведчука-Суркиса. Характерно, что именно эта партия сейчас наиболее оппозиционно настроена по отношению к новой украинской власти, а ее деятели, входящие в состав исполнительной власти, стремятся максимально дистанцироваться от нее (министр образования объявил о выходе из партии, а глава Государственного агентства по резервам - об отказе от всех руководящих должностей в ней).

Однако Порошенко покинул СДПУ (о) довольно давно - в 2000 году. Однако тогда он не присоединился к оппозиции, а первоначально возглавил собственную, лояльную Кучме Партию солидарности. Вскоре он стал одним из лидеров Партии регионов Украины, возглавляемой Виктором Януковичем. К этому времени относят и начало его контактов с Николаем Азаровым, который позднее был "человеком номер два" в кабинете Януковича, а затем исполнял обязанности премьера. Примечательно, что в конце прошлого года Азаров, который в течение всего кризиса "примиренчески" относился к "оранжевым", вместе с Порошенко посетил Майдан. Еще одним его политическим партнером в это время был Виктор Литвин, возглавлявший администрацию президента.

Переход Порошенко в оппозицию можно отнести к концу 2001 года - именно тогда бывший соратник Медведчука и Януковича стал главой предвыборного штаба "Нашей Украины" - блока Ющенко. Но и после этого он продолжал быть "персоной грата" для части украинской власти - для таких фигур как Азаров и Литвин. Причем не только "по должности" - как председатель бюджетного комитета Рады (по квоте блока Ющенко), но и в качестве представителя элиты, сформировавшейся в период правления Кучмы. Этот ресурс пригодился "оранжевым" в дальнейшем, когда надо было обеспечивать лояльное отношение к революции со стороны знаковых властных фигур, в частности, в ситуации, когда речь шла о возможном силовом решении вопроса. Очевидно, что вероятность такого сценария была минимизирована не только из-за влияния Запада, но и потому, что по обе стороны "баррикад" были, по сути дела, свои.

Неуверенные попытки кучмовской власти нанести ущерб бизнесу оппозиционера не привели к каким-либо значимым результатам. Например, когда налоговая инспекция возбудила уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов в отношении руководства контролируемого Порошенко Луцкого автозавода, "фигуранты" обратились в суд и выиграли дело. Такой же неудачей закончилась и попытка сорвать вещание "Пятого канала", выступавшего в качестве "коллективного организатора и коллективного пропагандиста" для оппозиционных сил.

В ходе революции Порошенко играл активную публичную роль, причем как в вопросах обеспечения жизнедеятельности Майдана, так и непосредственно участвуя в массовых акциях. Во время демонстрации сторонников Ющенко у Центризбиркома 28 октября он лично вступил в конфликт со спецназовцами, не пропускавшими депутатов от "Нашей Украины" в здание ЦИКа (куда они имели право беспрепятственного прохода в соответствие со своим статусом). Результаты этого конфликта украинское общество трактовало по-разному: одни сочувствовали "избитому" милиционеру, другие - "смелому" депутату.

С учетом активной роли, которую Порошенко играл в составе "Нашей Украины", он мог рассчитывать на самые высокие посты, вплоть до премьерского. Именно он выступил главным конкурентом Тимошенко в борьбе за премьерство. В этой ситуации пост секретаря Совета по национальной безопасности и обороны, который Ющенко предложил ему без предварительного согласия самого назначенца, выглядит определенной компенсацией, а также "зачислением в резерв" - на тот случай, если правительство Тимошенко окажется неэффективным. Впрочем, почти сразу же после назначения Порошенко начались слухи о том, что он может отказаться от "секретарского" поста, но они пока не подтверждаются.

Евгений Червоненко

Родился в Днепропетровске, где окончил горный институт (в московский физтех не приняли по "пятому пункту"). Был профессиональным мотогонщиком, в годы перестройки создал транспортную компанию. Затем создал многопрофильную компанию "Орлан", в которую входят как предприятия пищевой промышленности (в связи с чем некоторые называют его "лимонадным королем"), так и традиционная для него транспортная составляющая.

В качестве бизнесмена в течение длительного времени был близок к власти - напрашиваются определенные параллели с Порошенко. Правда, в политические партии не входил, но занимал ряд постов в системе власти. Вначале возглавлял совет по предпринимательству при кабинете министров Украины, причем возглавлявшегося не Ющенко, а его предшественником Пустовойтенко. Затем был советником президента Украины (на общественных началах). В 2000-2001 годах руководил Государственным агентством по резервам в правительстве Ющенко. В этот период он находился в непростых отношениях с некоторыми представителями кабинета министров - в первую очередь, с Тимошенко (это время он позднее характеризовал как период "диких войн" с тогдашним вице-премьером).

В 2002 году Червоненко вошел в список избирательного блока "Наша Украина", организовывал встречу Ющенко с представителями еврейских организаций США, что было особенно важно ввиду участия в блоке Ющенко западноукраинских националистов. В этот период против него была развернута негативная кампания: в СМИ появилась информация о том, что он имеет израильское гражданство (в том же году он вошел в состав руководства Евро-Азиатского еврейского конгресса), а прокуратура начала расследование в связи с его деятельностью на госслужбе - его вызывали в качестве свидетеля. Однако скандалы "рассосались, зато начались конфликты между "Орланом" и налоговыми органами, так и не приведшие, впрочем, к разорению компании.

В период избирательной кампании 2004 года и последующей революции Червоненко выполнял функции руководителя службы безопасности Ющенко. В ходе конфликтов с власти был в первых рядах. Во время поездки Ющенко в Кировоградскую область местные власти пытались разрушить сцену, с которой должен был выступать кандидат в президенты: Червоненко в ответ демонстративно лег под бульдозер. Во время уже упоминавшейся демонстрации у ЦИКа, он вместе с другими депутатами "скрутил" нескольких переодетых милиционеров. В качестве главы службы безопасности первым пробовал все блюда, которые подавались Ющенко - исключение составило лишь рандеву у первого заместителя главы украинской спецслужбы Сацюка, куда Червоненко допущен не был. Зато, совместно с казначеем избирательной кампании депутатом Александром Третьяковым (ныне первый помощник президента) организовывал направление Ющенко в австрийскую клинику, где ему и был поставлен широко известный диагноз "отравление диоксином".

В результате за время избирательной кампании Червоненко стал одним из самых близких к Ющенко людей. В том числе и потому, что он был одним из тех представителей его окружения, которые сочетали публичные действия и неофициальную дипломатию, контактируя с людьми из кучмовской власти. Контактов с ее представителями у него не меньше, чем у Порошенко - в том числе и с Литвиным, и с бывшим руководителем избирательного штаба Януковича Сергеем Тигипко. Показательна парадоксальная, но характерная для Украины ситуация - в прошлом декабре один из лидеров "оранжевых" Червоненко был награжден президентом Кучмой одной из высших государственных наград - орденом "За заслуги" первой степени (вторую и третью он получил от Кучмы ранее).

В новой власти Червоненко, как утверждают наблюдатели, получит один из важных постов - называют должность вице-премьера. Если это назначение состоится, то он, как "человек президента" будет определенным противовесом Юлии Тимошенко.

Бизнес во власти

Очевидно, что наличие в новой украинской власти нескольких амбициозных и "пассионарных" представителей бизнеса вряд ли способно привести к созданию единой сплоченной команды. Возможен иной вариант - президент Ющенко выстроит систему сдержек и противовесов, не позволяющую кому-либо из них слишком усилиться. Эта же система должна, в принципе, минимизировать опасность слишком серьезного передела собственности в интересах кого-либо из действующих игроков. Не случайно, что сейчас действительно серьезное беспокойство за свое будущее высказывают лишь представители социал-демократов, лидер которых, Медведчук, за последние годы успел испортить отношения с большей частью политико-экономического истеблишмента. Кроме того, "победители", как уже неоднократно отмечалось, сами являются частью весьма плюралистично организованной элиты и не заинтересованы в ее радикальной трансформации. "Точечные" акции типа весе более вероятной "переприватизации" "Криворожстали" и возбуждения отдельных уголовных дел вряд ли будут признаками такой трансформации.

Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что новая власть не исчерпывается перечисленными выше яркими фигурами. В окружении Ющенко немало и других действующих лиц, которые займут ключевые посты в президентских (Третьяков, госсекретарь Зинченко) и правительственных структурах. Кабинет министров неизбежно будет носить коалиционный характер и включать в себя представителей различных политических сил, принявших участие в "оранжевой революции". Среди них, очевидно, будут и члены УНП Костенко, которых пресса уже зачислила в число "обиженных". Таким образом, полностью разочаровано будет лишь меньшинство сторонников Ющенко. Пока что действительно серьезные проблемы возникли лишь у Безсмертного, но они начались не в нынешнем январе - еще в середине прошлого года он был отстранен от руководства избирательным штабом будущего президента.

Таким образом, новая система власти будет носить коалиционный характер и не является априори слабой и неустойчивой. Многое будет зависеть от того, насколько эффективно (в том числе и по состоянию здоровья) Ющенко сможет выполнять арбитражные функции в ее рамках, "разруливая" те противоречия, которые неизбежно будут возникать, а со временем, очевидно, обостряться.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net