Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Аналитика

10.02.2005 | Алексей Макаркин

РОССИЯ И УКРАИНА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ ЮЩЕНКО: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Победа Виктора Ющенко на президентских выборах в Украине создает новые проблемы в российско-украинских экономических отношениях. При Леониде Кучме эти отношения развивались неровно - давалось много авансов, но реальных дел было куда меньше. Политические факторы превалировали над экономическими, так что оживление контактов часто были приурочено к очередным выборам. Уровень предсказуемости действий украинской стороны был невысок.

Сейчас ситуация может измениться. С одной стороны, сам победитель в ходе избирательной кампании всячески подчеркивал, что является сторонником развития контактов в этой сфере. По его словам, создание энергетического рынка, совместных проектов в выходе на оптовый энергетический рынок Европейского союза и активизация проекта строительства нефтепровода Одесса-Броды являются первостепенными вопросами в отношениях с Россией. "Украина хотела бы закрепить за собой интересы самого крупного транзитного государства в Европе", - сказал Ющенко, имея в виду совместные проекты с нефтегазовым комплексом России. Он также заверил, что все прежние межгосударственные двусторонние соглашения Украины останутся в силе в случае его прихода к власти.

С другой стороны, хорошо известно, что Россия ставила в ходе выборов на основного соперника Ющенко - Виктора Януковича. Эта ставка была связана не только с масштабной геополитической борьбой на постсоветском пространстве, но и с тем, что целый ряд двусторонних проектов при президенте Ющенко могут быть заторможены или даже заморожены.

Ющенко и ЕЭП

Так, новый глава Украины скептично оценивает участие Украины в едином экономическом пространстве (ЕЭП) Содружества и таможенной "четверке". Он считает, что с некоторыми из этих стран, в частности с Белоруссией, у Украины разные взгляды на фискальную, инвестиционную, бюджетную политику. "Наше участие в различных союзах не должно блокировать главную дорогу к европейской интеграции. Это самое главное", - подчеркивает свой внешнеполитический приоритет Виктор Ющенко.

Весьма скептически по отношению к ЕЭП высказывается новый министр иностранных дел Борис Тарасюк (у него к тому же нет никаких оснований быть пророссийски настроенным еще и потому, что был уволен с поста главы МИД в 2000 году не без участия России). По его мнению, предстоит глубокий анализ и проверка на соответствие национальным интересам в правовой и экономической плоскости. Министр напомнил о том, что соглашение о создании ЕЭП подавалось на экспертизу в Конституционный суд, но оно пока не рассмотрено.

Аналогичной позиции придерживается и вице-премьер Украины по вопросам евроинтеграции Олег Рыбачук, который является одним из доверенных лиц нового президента. Он прямо и четко заявил, что "подлежит пересмотру то, что противоречит выполнению сверхзадачи" (то есть вступлению ЕС). "В частности, я уже неоднократно говорил, что как член украинско-российской парламентской группы ни разу не видел ни цифр, ни расчетов, которые бы убеждали, что, к примеру, ЕЭП - структура, выгодная для Украины", - подчеркивает Рыбачук. "Мы не против региональных союзов, но не будем лукавить: проводить политику многовекторности только ради самого процесса - разве это продуктивно?", - добавил он, имея в виды явно ЕЭП.

Само введение такого поста свидетельствует о том, что приоритетом для новых властей Украины становится именно вступление в ЕС. При этом Европа пока ведет себя противоречиво: ее представители то призывают своих украинских коллег к осторожности (как глава Еврокомиссии Дурау Баррозу), то, напротив, обнадеживают. Причем последнее относится как к представителям "новой" Европы (например, польским официальным лицам), так и к главе МИД Франции Мишелю Барнье, который, впрочем, обратил внимание и на необходимость позитивного выстраивания российско-украинских контактов. Однако обращает на себя внимание сам контекст пожелания - хорошие отношения между Россией и Украиной нужны для того, чтобы лишь дополнять процесс интеграции Киева в Европу. В России считают, что логика должна быть противоположной.

Похоже, что в Европе ориентированы на то, чтобы, не предрешая вопроса о вступлении Украины в ЕС (который, к тому же, не является темой для серьезного обсуждения в ближайшие годы), в то же время составить своего рода график интеграции с тем, чтобы не лишать украинскую сторону европейской перспективы. Первым этапом на это пути должно стать предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой, что может произойти уже в нынешнем году (режиму Кучмы в таком статусе было отказано). Затем возможна ускоренная интеграция в НАТО, после чего можно будет выйти на некий "особый статус" в отношениях с ЕС - вплоть до возможного ассоциированного членства на переходный период. Понятно, что такой вектор внешней политики практически "замораживает" участие Украины в ЕЭП.

Да и назначение главой украинского правительства Юлии Тимошенко также вряд ли станет новым импульсом для улучшения российско-украинских экономических отношений, в том числе в рамках ЕЭП. Немалый опыт, который Тимошенко имеет в качестве "переговорщика" с российской стороной по энергетической и газовой тематике в течение 90-х годов, "перечеркнут" возбуждением против нее уголовного дела Главной военной прокуратурой России и активными попытками подключить к ее преследованию Интерпол. Видимо, контакты российских официальных лиц с Тимошенко будут, по крайней мере, на первых порах, минимизированы, и придется искать другие способы выстраивания связей - например, через нового первого вице-премьера Анатолия Кинаха, который хорошо известен российской власти еще со времен своего премьерства в 2001-2002 годах. Кроме того, он имеет опыт взаимодействия и с крупнейшей российской предпринимательской организацией РСПП - в качестве главы ее украинского аналога.

Еще одним возможным кандидатом на роль переговорщика может быть секретарь Совета национальной безопасности и обороны Петр Порошенко. Однако неясно, насколько Тимошенко согласиться на такой параллелизм функций, особенно если учесть, что Порошенко был ее основным конкурентом в борьбе за премьерство.

"Одесса-Броды": проблема реверса

Напомним, что 5 июля кабинет министров Украины отказался от транспортировки нефти по нефтепроводу "Одесса - Броды" исключительно в направлении Бродов. Таким образом, были созданы условия для заполнения трубы российской нефтью компании ТНК-ВР. Контракт предусматривает транспортировку нефти марки Urals по маршруту в течение трех лет в объеме 9 млн. тонн в год на условиях "качай или плати". Причем вопрос о временном реверсивном использовании нефтепровода был согласован на личной встрече Владимира Путина и Леонида Кучмы.

Напомним, что нефтепровод Одесса-Броды был с самого начала ориентирован на работу с центральноазиатскими партнерами. Нефть должна была доставляться морем в Одессу к терминалу "Южный" и оттуда направляться к польской границе. Однако проблемы с поставщиками и, частично, потенциальными клиентами, привели к тому, что оказался задействован вариант реверса - транспортировка в Европу российской нефти из нефтепровода "Дружба" через нефтеналивной терминал в Одессе.

Виктор Ющенко еще в качестве лидера оппозиции резко критиковал украинские власти за непрозрачность решения о возможности использования нефтепровода "Одесса - Броды", за отсутствие его экономического обоснования. Ющенко также заявляет об отсутствии у правительства политической воли к использованию "Одесса - Броды" в северном направлении. "Нынешние министры не смогли найти партнеров среди поставщиков нефти в Казахстане и Азербайджане, так же как и ее потребителей в Центральной и Западной Европе, не подписано ни одного содержательного договора", - утверждал нынешний президент. Ранее председатель НАК "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко сообщил, что среди владельцев каспийской нефти нет желающих поставлять ее в Европу украинским нефтепроводом. Уже в ранге президента Ющенко подтвердил свою позицию: он полагает, что "назначение проекта - работать на каспийскую и киргизскую нефть", а на полную мощность нефтепровод заработает в скором времени.

Коллеги Ющенко по "Нашей Украине" прямо связывали реверс с влиянием России накануне выборов. Так, член парламентского Комитета по вопросам ТЭК Александр Гудыма считает, что "и Леонид Кучма, и Виктор Янукович ищут каких-то гарантий со стороны России. И они их получают за то, что сдают кусок за куском либо недвижимость, либо стратегические объекты Украины. Такая сдача властью стратегически важных украинских объектов делает невозможным для нашего государства меньшую зависимость от северного соседа". "Следствием реверсного использования трубы "Одесса - Броды" будет дальнейшая, уже стопроцентная зависимость по нефти, а потом Украина будет очень долго и тяжело выгонять россиян из своей нефтяной трубы", - без обиняков заявил Гудыма.

Обращает на себя внимание тот факт, что негативная позиция ющенковцев по отношению к реверсу корреспондируется с аналогичной точкой зрения США. "Нет никакой обоснованной причины, чтобы даже краткосрочно использовать нефтепровод "Одесса-Броды" в обратном направлении. Использование "Одесса - Броды" в обратном направлении будет большим ударом по энергетической независимости Украины и ее попыткам интегрироваться в Европу", - отметил посол США в Украине Джон Хербст, комментируя решение, принятое кабинетом Януковича. При этом посол выразил убеждение, что реверс "Одесса - Броды" не приведет к увеличению транзита нефти через Украину из-за перегруженности пролива Босфор. "Мне кажется, что когда люди говорят об использовании нефтепровода "Одесса-Броды" в обратном направлении, они говорят о той нефти, которая и так уже транспортируется через Украину - только через другие нефтепроводы и через другие транспортные средства", - сказал он.

Аналогичную позицию озвучивал и высокопоставленный представитель Госдепа США Стивен Пфайфер, который полагает, что сегодня проблема Босфора приводит к тому, что танкеры простаивают по 30 дней в очереди для того, чтобы пройти проливы. Поэтому, по мнению дипломата, даже в краткосрочной перспективе реверс "Одесса-Броды" приведет к тому, что другие страны построят альтернативные нефтепроводы и заберут этот бизнес у Украины.

Поэтому когда Ющенко говорил о совместной деятельности России и Украины применительно к проекту "Одесса-Броды", то оказывается, что здесь между ним и российской стороной больше разногласий, чем общих позиций. Скорее всего, что новый президент и в качестве главы государства будет больше внимания уделять рекомендациям американских представителей - ведь именно жесткой позиции США в отношении первоначально объявленных результатов второго тура он в значительной степени обязан своей победой. Однако автоматического разрыва договора, видимо, все же не будет - обращает на себя внимание, что в одном из своих выступлений уже в качестве главы государства Ющенко упомянул о том, что реверс небезвыгоден для Украины, хотя тут же оговорился, что ситуация может измениться.

Не исключено поэтому, что срок реверса будет сокращен - но только в том случае, если украинским властям удастся договориться со своими центральноазиатскими партнерами о заполнении нефтепровода (что, однако, далеко не гарантировано). Не говоря уже о том, что продление реверса выглядит сейчас крайне маловероятным.

Газопроводный консорциум

ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины" был создан на паритетных началах "Нефтегазом Украины" и "Газпромом" во исполнение заявления глав государств и межправительственного соглашения о стратегическом сотрудничестве в газовой области от 7 октября 2002 года. В рамках прединвестиционной фазы было подготовлено ТЭО инвестиционного проекта, в котором определен вариант прохождения трассы нового газопровода; была согласована схема финансирования, предусматривающая привлечение собственных и кредитных средств под отдельные корпоративные гарантии учредителей в соотношении 50/50.

Еще в 2002 году Виктор Ющенко заявлял о том, что "правовая плоскость" создания международного газотранспортного консорциума "полностью проигнорирована". "Я считаю, что в условиях затяжного политического кризиса, внутренних и международных скандалов вокруг руководства Украины принимать решения о судьбе ключевого имущественного комплекса Украины несвоевременно. Потому что в таких обстоятельствах экономическая конъюнктура для украинской газотранспортной системы максимально неблагоприятна", - утверждал Ющенко. Таким образом, он не выглядел принципиальным противником проекта (в отличие от Юлии Тимошенко), но подчеркивал свою дистанцию от него. По мнению Ющенко, перед тем, как реализовывать проект, необходимо было подготовить серьезное экономическое обоснование проекта консорциума, а России при его создании исходить не только собственных, но и из двусторонних интересов. Кроме того, Ющенко выступал за активное подключение к проекту европейцев, в частности, Германии. Борис Тарасюк полагает, что соглашение о создании консорциума было заключено с нарушением конституционных требований, так как из него было в последний момент изъято положение о ратификации Верховной Радой.

В последнее время идея консорциума, казалось, получает новый импульс. 27 октября, в ходе "предвыборного" визита Путина в Украину руководители "Нефтегаза Украины" Юрий Бойко и "Газпрома" Алексей Миллер подписали соглашение о взаимодействии в реализации инвестиционной фазы деятельности консорциума. Соглашение определяло условия взаимоотношений партнеров и их обязанности по финансированию проекта. Подписание документа дало возможность осуществлять строительство и дальнейшую эксплуатацию магистрального газопровода Богородчаны-Ужгород и обеспечивало условия для транспортировки по нему природного газа в сроки и объемах, определенных межправительственным соглашением, подписанным в августе 2004 года.

Кроме того, тогда же был подписан контракт между "Газпром" и консорциумом на транспортировку дополнительных объемов природного газа, который будет привлекать консорциум. Контракт на условиях "качай или плати" заключен с целью удовлетворить возрастающий спрос на природный газ в Европе, учитывая увеличение транзитных мощностей на территории Украины. По мнению сторон, он позволит обеспечить увеличение транзита природного газа по территории Украины в страны Западной Европы, дополнительно к существующим объемам, на 5 млрд. кубометров в 2005 до 19 млрд. кубометров, начиная с 2010 года.

Понятно, что такое развитие событий объективно выгодно Украине, так как укрепляет ее роль транзитного государства и может существенно пополнить национальный бюджет. Поэтому существуют обоснованные сомнения, что новые власти начнут ломать выстроенную при Кучме и Януковиче управленческую схему. Не случайно, что назначенный Ющенко госсекретарем (аналог главы президентской администрации) Александр Зинченко достаточно осторожно заявил, что "мы готовы предложить несколько новую схему самого подхода, потому что считаем не до конца совершенной ту схему, которая была предложена в модели консорциума". Возможно, что речь будет идти об уже известной идее привлечения к проекту западных партнеров. Однако словацкий вариант (при котором в ходе приватизации 51% акций национальной газопроводной системы остался у государства, а оставшаяся часть на паритетных началах перешла в собственность России, Германии и Франции) выглядит сейчас не слишком реальным. Для России в украинском случае такая формула выглядит явно невыгодной - поэтому если иностранцы и будут участниками консорциума, то, скорее всего, на пропорциональной основе будут сокращены доли обеих участников.

Разрыв соглашения становится менее реальным еще и потому, что во главе украинской энергетики встает не идеологизированный политик из Галичины (такой, как уже упоминавшийся Гудыма, которого считали одним из основных кандидатов на пост министра топлива и энергетики), а прагматичный киевлянин Иван Плачков, который вряд ли будет идти на резкие политические шаги. Тем более, что он имеет опыт общения с российскими партнерами в качестве члена правительства: он уже занимал аналогичный пост в 1999 году.

Вряд ли Россия будет всерьез переориентироваться в своей газопроводной политике на Белоруссию, президент которой хотя и политически ближе к ней, но отличается крайне непредсказуемым характером, а транспортировка газа по белорусскому маршруту может сталкиваться с проблемами из-за жестких разногласий сторон. Год назад результат этих разногласий ощутили на себе европейские потребители газа, когда его поставки были (хотя и ненадолго) прерваны.

Основная проблема может быть в другом: за последнее время руководство "Газпрома" выстроила деловые отношения с нынешним топ-менеджментом "Нефтегаза Украины". Соратники Ющенко могут серьезно поменять его состав, и тогда придется налаживать контакты уже с новыми людьми.

Российский бизнес и Ющенко

В течение бурной украинской предвыборной кампании неоднократно возникала тема участия в ней российского бизнеса, причем на стороне обеих кандидатов. Так, Глеб Павловский еще в августе утверждал, что если Путин сделал свою ставку, то бизнес-элита, "как всегда, исподтишка пытается играть на двух столах". "Ряд крупных наших промышленно-финансовых групп пытаются играть и за Януковича, и за Ющенко. А поскольку наши позиции в экономике Украины достаточно сильны, это особенно опасно там, где эти группы имеют влияние на работающих у них граждан. То, что бизнес хочет и там поиграть, и здесь, нормально. Но есть ситуации, где надо бизнес остановить. И я надеюсь, что Путин это сделает", - утверждал Павловский. Правда, никаких признаков "остановки" бизнеса наблюдатели не заметили, но попытки диверсификации политических интересов бизнеса выглядели вполне логичными с точки зрения минимизации политических рисков в Украине. Другое дело, что в условиях "антиолигархической компании" в самой России подобные риски могут вырасти.

Значительная часть современной украинской экономики принадлежит российским инвесторам - это относится и к сфере ТЭКа. Так, Одесский НПЗ и компанию "Ориана" (теперь "ЛУКОР") приобрел ЛУКОЙЛ, ТНК стала владельцем Лисичанского НПЗ (ОАО "ЛиНОС"). В марте 2004 года компания ТНК-ВР создала ООО "ТНК-ВР Украина" (Киев) для координации и контроля над деятельностью своих структур в республике. Выше уже упоминалось участие ТНК-ВР в "реверсивном" проекте нефтепровода "Одесса-Броды". Судя по всему, стратегические российские инвесторы вряд ли пострадают от прихода к власти оппозиционных сил. Дело в том, что новые украинские власти вряд ли заинтересованы в ухудшении инвестиционного климата и в переделе собственности, принадлежащей иностранцам. Поэтому заявления представителей "Нашей Украины" и Блока Юлии Тимошенко о возможности пересмотра украинской приватизации актуальны лишь для предприятий, контролируемых местными "олигархами", чьи интересы, кстати, неоднократно входили в конфликт с позициями российских инвесторов

(например, в ходе недавнего скандала вокруг приватизации "Криворожстали"). Первые решения украинского правительства, кстати, связаны именно с отменой приватизации одного их крупнейших украинских предприятий, которое намеревались купить такие крупные участники российского рынка как "Северсталь" и "Евразхолдинг".

Впрочем, в одном случае "ревизия" крупных сделок, совершенных при режиме Кучмы, может затронуть и интересы россиян. Речь идет о судьбе ЗАО "Укртатнафта". Эта компания является украинско-российским предприятием, 43.054% акций которого находится в государственной собственности Украины, 28% акций принадлежат министерству имущества и земельных ресурсов Татарстана и 8.6% - ОАО "Татнефть", 9.96% акций принадлежат компании SeaGroup International plc. и 8.336% - аналогичной структуре AmRuz Trading. В сентябре 2004 г. согласно указу президента Украины Леонида Кучмы принадлежащий государству пакет акций ЗАО "Укртатнафта" был передан в уставный фонд НАК "Нефтегаз Украины" для создания на ее базе национальной вертикально-интегрированной нефтяной компании. Доля "Укртатнафты" в общем объеме переработки нефти на Украине в 2003 г. составила 31.3% - за счет Кременчугского НПЗ, который был передан в ее уставной фонд правительством Украины еще в 1994 году.

В нынешнем декабре члены Верховной Рады от "Нашей Украины" Владимир Черняк и Владимир Стретович обратились с депутатским запросом к правительству и спецслужбам Украины с требованием проверить информацию о вхождении в число акционеров "Укртатнафты" братьев Черных. По информации депутатов, известная "Trans World Group контролирует офшорную компанию Sea Group International и ведет переговоры о покупке офшорной компании AmRuz Trading" (таким образом, речь идет о структуре Льва Черного - его брат Михаил, насколько известно, не имеет ныне отношения к TWG). Глава Фонда госимущества Украины Михаил Чечетов, в свою очередь, не исключал, что Верховный суд Украины может еще раз рассмотреть вопрос о правомерности включения этих компаний в число собственников "Укртатнафты". Возможно, что при новых властях это дело получит дальнейшее развитие, но нет гарантии, что позиции "нашеукраинской" власти будут такими же, как и во время пребывания сторонников Ющенко в оппозиции.

Туманные перспективы

Таким образом, российско-украинские отношения в сфере ТЭК, несмотря на политические разногласия, скорее всего, будут иметь достаточно прагматичный характер. В тех случаях, когда интересы России (или ее компаний) не будут сталкиваться с принципиальными позициями других иностранных партнеров Украины - например, американских - то они могут быть защищены даже лучше, чем при предыдущей власти. Если Ющенко действительно хочет вести свою страну в Европу, то он должен заботиться о прозрачности и предсказуемости в отношениях с инвесторами вне зависимости от возможных предпочтений своей команды в сфере политики.

Другое дело, что прагматичные отношения (как в области ТЭК, так и в других отраслях экономики) будут означать отсутствие статуса эксклюзивного политического партнера, на который, видимо, надеялись в Кремле. Геополитический выбор Виктора Ющенко можно корректировать (например, за счет поощрения развития отношений с Россией, постепенной нормализацией отношений с премьером Тимошенко), но нельзя игнорировать. Иначе можно усугубить проблемы, созданные неудачным вмешательством в политические процессы в соседней стране, которое имело место в Украине в период прошлогодней избирательной кампании.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net