Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

11.04.2006 | Алексей Рощин

It doesn’t work

Страна уже который год охвачена старательным Православным Постом. Куда ни кинь – везде «постные меню», «постные торты» и «постные (то есть соевые) колбасы». Из телеящика не вылезают различные священники, Патриарх – один из главных ньюсмейкеров, в моде разговоры о «возрождении духовности», что почему-то прочно ассоциируется с предоставлением Православной Церкви все большего и большего места в нашей жизни. Не утихают (и даже становятся все агрессивнее год от года) разговоры о введении «Закона Божьего» в школах.

На робкие сомнения в необходимости такого бодрого «воцерковления» решаются немногие смельчаки, и, как правило, встречают их без всякого сочувствия. И ведь не скажешь, что сия перемена в общественных настроениях вызвана каким-то резким и всеобщим обращением доселе вполне атеистического населения в истово верующих. Скорее, такая повальная любовь к православию со стороны просвещенных слоев общества объясняется распространенным убеждением, что «так надо и полезно».

У меня всякие дискуссии о необходимости «возрождения православия» и «русской духовности» почему-то неумолимо ассоциируются с голосом и всем обликом «главного барина» русского кино, незабываемого Н. С. Михалкова. Так и вижу вальяжного Никиту Сергеича, развалившегося в какой-нибудь телестудии. Он смешно шевелит усами, вращает своими круглыми очами… и говорит, говорит об этой самой «русской духовности» - а перед ним мерно, в такт, кивает головой загипнотизированный телеведущий, толстенький и потеющий (то ли от жары в студии, то ли от почтения перед Мэтром). Слова льются, как елей в уши:

- Кругом, посмотрите, бездуховность… А раньше, раньше-то как было… У людей Страх Божий был… В церковь ходили, обязательно… Молитвы знали наизусть, «Отче наш, Иже еси на небеси»… Заповеди с детства чтили, в школе заучивали… На уроках – Закон Божий!.. Сколько церквей на Руси было – не сосчитать! А какая красота! И на службы было – не протолкнуться... Никакой тебе наркомании – потому что Бога чтили!... Сейчас что – нету ценностей у молодежи; без Господа нашего Иисуса Христа – какие могут быть ценности?… Попы по всей Руси были – носители духовности, окормляли паству… Народ был – богобоязненный, так и назывался – Богоносец… И семьи были крепкие – потому что браки Церковью освящались, вот как!...

И т.п. Очевидно, что Никита Сергеич способен говорить на эти темы часами. Это называется, кажется, «просвещенный консерватизм». Вкратце, без шелухи про «духовность», суть можно сформулировать так: «Народишко без религии совсем от рук отбился – сквернословит, ленится, пьет, колется, мрет, не размножается как следует; надо бы снова Православие внедрить, не считаясь с издержками – и будет бла-а-лепие, как на Святой Руси (вар. – в благословенной Российской Империи)».

Никакой ведущий на это медоточивому Никите Сергеичу, да еще запустившему на максимум свои фирменные бархатистые обертона, возражать не в состоянии. Он сидит, как кролик перед удавом, глядя влюбленными глазами…

А я долго слушать не могу. Все подмывает спросить: «Ну и во что оно вылилось-то, все это Ваше бла-а-лепие, Никита Сергеич? ИТОГ-то каков?»

А итог всем известен. Дикая резня Гражданской, коллективизация, «голодомор», ГУЛАГ. То ли 20, то ли 30, то ли еще больше миллионов погибших в ходе почти непрерывного САМОИСТРЕБЛЕНИЯ народа в период 1917 – 1940 гг. Тот самый «народ-богоносец» десятилетиями так самозабвенно резал себя, что все соседи, по слову классика, до сих пор «постараниваются»…

И церкви, как известно, рушили и разоряли по всей стране с примерным остервенением. По состоянию на 1939, кажется, год, во всем СССР осталась сотня (!) действующих церквей, и большевики уже намечали торжественное закрытие последнего «места раздачи опиума для народа». Кто же производил все эти бесчинства? Инопланетяне? Инородцы-иноверцы? Полноте! Все бесчинства и дикие, кровавые оргии совершались при полном равнодушии, а то и одобрении того самого православного, 1000 лет заботливо пестуемого Церковью БОЛЬШИНСТВА. Начинал все картавый отличник, у которого, как все мы с детства помним, было «из Закона Божьего – пять!», а доводил до совершенства – вообще семинарист, практически поп-расстрига. Увы, написанного не вырубить топором: «Святая Русь слиняла в 3 дня» - несмотря на все благолепие и «сорок сороков церквей».

Я не понимаю, какие, собственно, еще нужны основания для того, чтобы считать русский православный проект провалившимся. «900 лет христианства на Руси» - и вот такой, соглашусь, обескураживающий финал. Не остановили, не смогли. То, что сами стали жертвой – не оправдание. Если пожарная команда сгорела при тушении пожара – сие не означает, увы, что пожарные хорошо знали свое дело. Хороший пожарный – тот, кто ПОТУШИЛ или вообще не допустил пожар.

И потому мне претят все разглагольствования о «подъёме роли Церкви в современном обществе», все эти «пишем - «народу нужна духовность», а подразумеваем – народу нужна узда». К сожалению, Церковь уже ДОКАЗАЛА свою неэффективность, убедительней некуда. И особенно поражает, что она после всего и нисколько не изменилась! Те же попы, те же ризы, та же пышность и церковнославянский, та же риторика и стремление «влиять». Похоже, Церковь не то что не осознает себя банкротом – она даже вопроса такого не понимает!

Если бы попы начинали и заканчивали службы проходом вокруг алтаря вприсядку, а во всех семинариях в качестве обязательного предмета ввели бы преподавание гопака – это даже можно было бы считать, с определенной точки зрения, хоть каким-то шагом вперед: ведь это продемонстрировало бы понимание необходимости каких-то изменений! Однако пока мы видим противоположное: вместо осознания банкротства – потрясающее самодовольство, поучающий тон, убеждение в непогрешимости, любовь к сусальной «старине».

Конечно, может быть и прагматичный «мужицкий» подход по типу «все в хозяйстве сгодится»: мол, ну не оправдала себя Русская Православная, дала, так сказать, маху в 1917 и прочих годах. Но, с другой стороны, все ж старинный, можно даже сказать, многовековой бренд. Может, полностью и не спасает – но В ЦЕЛОМ ведь работает правильно, не так ли? Не удержал пастырь свое «стадо» - но ведь пытался? Значит, надо дать еще шанс – коль пока ничего лучшего не придумано?

Для иллюстрации рассмотрим такую аналогию.

Допустим, что в былинные времена существовала «фирменная пропитка» с брендом «РПЦ», «обеспечивающая несгораемость деревянных сооружений». Предки пользовались, дровяной сарай пропитали; правда, когда и впрямь пожар случился – сгорел сарай, да так заполыхал, что и головешек, почитай, не осталось…

И вот спустя 80 лет стоит та же задача, уже перед нами – уберечь новые пластиковые, но, как мы понимаем, не менее горючие сооружения. Взять, что ли, старую пропитку, «коей еще наш прадед пользовался»? Стиль «РЕТРО», опять же, в моде. И вроде бы рекомендации не очень хорошие, но, во-первых, за давностию лет кто там что точно помнит? И потом, если даже и не защищает она от возгорания – так, может, хоть задерживает распространение?

Все так, но нельзя отклониться и от еще более неприятного вопроса: если пожар был особенно жуток, могуч и разрушителен – не могло быть так, что разгорелся он так ярко именно из-за «защитной пропитки»? Уж не оказалось ли в конечном итоге, что бревна старой российской государственности заполыхали так ярко благодаря тому, что были насквозь пропитаны этой якобы «защитной» смесью под названием РПЦ?

Вопрос непопулярный. Кому-то он, уверен, может показаться даже кощунственным. И тем не менее – его надо задавать, и надо искать на него ответ.

Говорят, американцы, когда различные сторонние критики указывают им на нелогичность, противоречивость, а то и просто абсурдность тех или иных применяемых или концепций или планов общественного устройства, частенько отмахиваются, просто отвечая «it works!», то есть «Это работает!» И такой аргумент в нашем прагматичном мире нельзя не признать очень сильным.

К сожалению, о Русской Православной Церкви и ее предполагаемой роли в обществе того же самого сказать никак нельзя. Все обещания «просвещенных консерваторов» и ученых священников типа «о. Андрея Кураева» на бумаге выглядят весьма гладко, но…Это не работает. Пора бы, наконец, это осознать - да и поставить на всей этой михалковско-кураевской маниловщине большой и жирный крест.

Редакция «Политком.Ру» напоминает, что точки зрения авторов могут не совпадать с редакционной

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net