Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

12.04.2006 | Алексей Рощин

Куда продолжается «Родина»?

Много комментариев в связи с уходом Рогозина с поста председателя партии «Родина». Некоторые называют эту отставку «сильным ходом Кремля», другие вообще договариваются до того, что называют Рогозина «сильным харизматическим лидером», уход которого, соответственно, сильно ослабит партию. На мой взгляд, все обстоит прямо противоположным образом. Дело в том несомненном обстоятельстве, что никакой харизмы у Рогозина нет и отродясь не бывало. Я бы даже назвал его откровенно «антихаризматичным» персонажем. Грешным делом, я полагал, что именно этим он Кремлю и ценен… Выходит, ошибся. Переоценил Кремль.

История возвышения и падения Рогозина последних двух с половиной лет весьма поучительна. Совершенно неверно втискивать ее в привычные рамки - «харизматичный лидер лепит из дерьма и выводит к вершинам доселе никому не известную партию». «Родина» – это вам не «Яблоко» и не ЛДПР. Можно смело сказать, что это первый после КПРФ пример создания «с нуля» настоящей идеологической партии – то есть партии, построенной на определенных и ясных идеях, а не на харизме лидера.

Каковы идеи ЛДПР или «яблочников»? А черт их знает, всякий раз разные и всегда не особо внятные. Обе партии, по сути, сделаны под глубоко инфантильное сознание части электората: мол, есть Сильный Лидер, «папа» - он знает, как надо, «чтоб было всё хорошо»… Или, на худой конец, «он покажет ЭТИМ, какие ОНИ сволочи». Вот и все, остальное «не нашего ума дело».

«Родина» же насквозь ПОНЯТНА: это партия социального реванша под националистическим соусом. Четкий антиолигархический пафос под радение о русском народе. Это код, который чуткое ухо сторонников и сочувствующих различает под любой словесной шелухой.

Таким образом, в лице Рогозина мы имели весьма необычную для российской политики ситуацию: не лидер сделал партию, а наоборот – партия из малоизвестного депутата и не слишком до поры удачливого карьериста сделала лидера. Однако вся известность и популярность Рогозина – это, на поверку, популярность «Родины», точнее, идей, которые за ней стоят. Назовем вещи прямо – идей ПЕРЕДЕЛА. Без них Рогозин превращается в то, кем он был до «Родины»…

Вспомним: ведь Дмитрий Олегович «тусуется» в политике аж с начала 90-х годов. По молодости был вроде бы близок к радикальным русским националистам, был в руководстве «Конгресса Русских Общин» (так и не сумевшего пройти в Думу) – но всегда в итоге оставался на обочине. Почему? Именно потому, что «нет харизмы». Слишком кругл и скользок, слишком много «комсомольского» в облике.

Как бы нам по-простому определить эту самую «харизматичность»? Проще начать с определения ее отсутствия: ее нет, если при взгляде на человека вы чувствуете, что при соответствующем давлении он уйдет с любой занимаемой позиции: откатится, станет «лавировать» и т.п. Именно с любой: вопрос только в силе давления. Другими словами, этой самой «харизмы» нет у подавляющего большинства людей – возможно, именно поэтому она так ценится.

Рогозин – и это сразу видно по его круглому толстощекому лицу с хитрыми веселыми глазками – во всем сразу отмечает «цену вопроса». Он, что называется, «договороспособен», у него хорошо подвешен язык – в общем, классический Политик в обычном понимании слова. Этим он отличается, скажем, от Явлинского, чья «недоговороспособность» стала чуть ли не его визитной карточкой; уже лет 15 она бесит всех, кто так или иначе вынужден иметь с ним дело; однако, объективно говоря, это ведь и есть важная часть его харизмы!

«На том стою и не могу иначе», «Гвардия умирает, но не сдается», «лопни, но держи фасон» - вот фразы из репертуара харизматиков. Действительно ли харизматики так тверды и непреклонны, как кажутся – или они «на самом деле» такие же хитрые и увертливые бестии, как мы сами? Вопрос абстрактный и вообще-то праздный: ведь вывод о наличии у человека «харизмы» мы делаем вовсе не на основании каких-то логических умозаключений, а ДО них. Переходя на язык Бёрна, скажем, что харизму в политике «видит» (или «не видит») Ребенок, а не рациональный Взрослый. С одной стороны, как раз эта «внелогичность» делает заключения о «харизматичности/нехаризматичности», объективно говоря, сомнительными; с другой стороны, известно, что наш внутренний Ребенок (на традиционном «неберновском» языке это еще зовется интуицией) крайне редко ошибается…

Все свои замечательные, с точки зрения Кремля, качества Рогозин и проявил в истории с «Родиной»: сказали возглавить – возглавил, сказали уйти – ушел. Сказали начать голодовку – начал, сказали «хватит» - перестал голодать… И т.д.

Вопрос в другом: зачем же понадобилось его убирать? Ведь очевидно, что это – игра с огнем. Для действующей власти относительно неопасны и харизматики во главе партий-«пустышек», и идеологические партии, возглавляемые послушными («договороспособными») Политиками. Рогозин во главе «Родины» был типичной «заглушкой»: партия поднимала его популярность, но сам он по определению ничего не мог дать партии. И такая «заглушка» может стоять на потенциально весьма опасной «идеологической» партии десятилетиями: самый яркий пример – это, конечно же, Зюганов…

Однако если во главе идеологической партии встанет политик-«харизматик» - это может быть «рок, который меняет мир». Таран, справиться с которым непросто даже царской охранке, КПСС, КГБ и «полным контролем над телеэфиром». Собственно, таким тараном и стал на рубеже 90-х Ельцин, объединивший рыхлых, но идеологически также вполне оформленных и, главное, ПОНЯТНЫХ «демократов» той поры.

«Родина», потерявшая Рогозина, собственно, ничего не потеряла. Идее «антиолигархического реванша» под лозунгом «Русских людей обижают!», вообще говоря, совершенно все равно, возглавляет Рогозин «Родину» или же самолично убирает на улице арбузные корки. А вот вакансия «во главе» партии «РЛО» освободилась: некая совсем уж серая личность, которая сейчас ее будто бы занимает, конечно же, ничего не значит: объективно говоря, на сегодня ВАКАНСИЯ ПУСТА.

Хорошо, если ее освободили под такую же, как и Рогозин, «повернутую на себя» Нарочницкую. Хорошо, что отодвинули от руководства человека с лицом фанатика – Глазьева.

Однако пока – ворота открыты. Кто в них войдет?

Алексей Рощин – ведущий эксперт ЦПТ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net