Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

13.04.2006 | Ольга Зевина

Выборы в Израиле – взгляд российского политтехнолога

Закончились выборы в Израиле. Об их результатах, влиянии на дальнейшее развитие ситуации в стране и на Ближнем Востоке, о возможных коалициях и предполагаемом правительстве аналитики уже сказали свое веское слово. В этой статье представлена еще одна точка зрения на выборную кампанию.За две недели до выборов у меня неожиданно появилась возможность по приглашению израильского МИДа съездить в Израиль на семинар «Демократия в Израиле и выборы». Возможность понаблюдать за выборами в другой стране мне как практику предвыборных кампаний в России, странах СНГ и Балтии показалась весьма заманчивой. Отмечу, что я не ставила перед собой цель дать системное, исчерпывающее описание технологий, используемых в кампаниях различными израильскими партиями. Более интересным мне показалось сравнить, как проходят выборные кампании у них и как – у нас.

Скажу сразу – общего много. Основной источник предвыборных технологий, в общем-то, один. Как в Россию 90-х, так и в Израиль, избирательные технологии перекочевали в основном из американских выборных кампаний. Есть и другие, оказавшиеся неожиданными и даже забавными, заимствования, о которых – ниже.

Для начала - многое удивило. В первую очередь, небывало низкая для Израиля явка, которая считается небывало высокой для России – 63,2%. Мы уже забыли, когда у нас столько народу на парламентские выборы ходило, а у них меньше было только на досрочных выборах 2001 года, когда голосовали 62,3% граждан. Хотя с 1999 года явка на выборах в Кнессет начала неумолимо падать: 1999 г. – 78,7%, 2003 – 68,9%, 2006 – 63,2%. Эксперты связывают это как с общемировой тенденцией, связанной со снижением интереса людей к политике, так и с актуальной в последнее десятилетие для общественности Израиля темой коррупции представителей власти.

Еще одна интересная особенность, связанная с прогнозируемой явкой, была отмечена мной до выборов. Традиционные вопросы, используемые социологами, журналистами и агитаторами «Пойдете ли Вы на выборы?» и «За кого Вы планируете проголосовать?», - в которых большинство россиян не видят ничего предосудительного, израильтянами воспринимается как потрясающая бестактность, как агрессивное вмешательство в их личное пространство. Как правило, если такие вопросы задать «в лоб», израильтяне вежливо уходят от ответа или говорят, что это их личное дело. Тем не менее, соцопросы, которые проводятся перед выборами, дают возможность достаточно уверенно спрогнозировать явку. Российские социологи знают, что, если 60% россиян выразили свою готовность участвовать в выборах, пойдут, в лучшем случае, 40%, а обычно и того меньше. Социально одобряемое поведение, которое декларируется в заявленной респондентом готовности пойти на выборы, далеко не всегда становится для российского избирателя личностно значимым. В отличие от россиянина, если израильский избиратель сказал социологу, что пойдет на выборы, значит, действительно, пойдет.

Расхождение между прогнозируемой и реальной явкой в Израиле составляет 4-5%, и то в основном за счет арабского и русскоязычного секторов. Арабы в Израиле в отношении готовности пойти на выборы ведут себя точно так же, как русские в России – обещают прийти и не приходят. Восток! Хотя уместным будет сравнение арабов как пасынков еврейского государства с похожим самоощущением россиян как «чужих детей» государства собственного. И действительно, есть что-то общее в отношении к выборам арабов и «голосующих ногами» россиян – раздражение и недовольство действующей властью и ее решениями; понимание, что в этой стране реально ты ни на что не можешь повлиять.

Как и в России, в Израиле во время выборов в большом количестве проводятся социологические исследования (этим занимаются 52 института). Оценивается размер «ядерного» и потенциального электората, выявляются электоральные группы, на которых следует сосредоточить pr-воздействие в ходе кампании, замеряются рейтинги конкурентов; выясняется эффективность проводимой работы и т.д. По сравнению с Россией есть отличие в методиках проведения исследований. Например, по словам израильских социологов, подавляющую часть опросов они проводят по телефону. «Уличники» и «квартирники», активно используемые в России в предвыборных социологических исследованиях, здесь не практикуются, в первую очередь, из-за того, что в Израиле люди крайне неохотно отвечают на вопросы анкеты в ситуации личного контакта. Что интересно: по словам местных социологов, коренные израильтяне открывают двери и общаются с исследователями охотнее боязливых «русских». В целом русский сектор – объект, наиболее сложный для исследования. Здесь чаще всего ошибаются и с прогнозами. Многие эксперты говорили, что русскоязычных сложнее всего опрашивать, да и строить выборную кампанию, рассчитанную на эту группу населения, существенно сложнее.

Опросы по телефону имеют свои «издержки» - за полем зрения остается беднота, не имеющая телефонов (таким образом, несколько недооценивается электорат партий «Авода» и ШАС), а также молодежь, которая значительную часть времени не бывает дома.

Телефон активно используют и в агитации. Бывший сотрудник предвыборного штаба Эхуда Барака рассказывала, как еще в 1999 году «телемаркетинг» (агитация по телефону) в русском секторе, который на протяжении двух месяцев проводили 120 специально подготовленных «обзвонщиц», позволил существенно повысить известность партии Барака среди русскоязычных. (Напомним, что именно на тех выборах Э. Барак с поразительно высоким результатом обошел Б. Нетаниягу). При этом «телемаркетинг» был построен не как прямая агитация, а как беседа, в ходе которой выявлялись проблемы, волновавшие конкретного избирателя. В частности, русскоязычных беспокоила израильская система школьного обучения, в которой не принято задавать домашних заданий. Поскольку в России сидеть по нескольку часов над уроками считается нормой, родители были обеспокоены отсутствием домашних заданий. «Обзвонщицами» было выявлено, что в основе этого лежал родительский страх ухода ребенка из-под родительского контроля, уменьшения взаимопонимания в семье в связи с более высокими темпами интеграции ребенка в израильском обществе. Выход в телемаркетинге на такой глубинный психологический уровень позволил сделать агитацию по телефону очень эффективной.

В агитации очень широко используются и интернет-технологии, в связи с тем, что уровень компьютеризации в Израиле достигает 75% населения. При этом, как отмечали эксперты, основной акцент в интернет-агитации партии стараются сделать на обратной связи с избирателями – активном обсуждении на форумах (или при отсутствии общественного интереса – его имитации), организации на форумах групп поддержки и т.д.

В Израиле очень четко соблюдают адресность в кампании, работая преимущественно со своей целевой аудиторией, что существенно экономит силы и средства. Каналы воздействия на электорат выбираются, исходя из особенностей целевых групп. Например, в работе с ультраортодоксами (их в Израиле порядка 15%), которые не смотрят телевизор и не пользуются Интернетом, используются газеты и радио. Партия «зеленых» активно работает со своими целевыми группами через Интернет, молодежные объединения.

Что касается территориального аспекта, партии практически не работают в районах, где проживает «чужой» электорат. Когда едешь на машине по Тель-Авиву, складывается впечатление, что районы негласно «поделены» между партиями - в одних районах практически не встретишь рекламы на русском языке, в других висит преимущественно сине-оранжевая реклама противников размежевания, в третьих – нежно-голубые плакаты центристской «Кадимы».

Неожиданно много общего с Россией в названиях партий. Правая партия «Наш дом Израиль», ориентированная в основном на русскоязычный сектор, появилась в Израиле на свет уже после того, как партия «Наш дом Россия» канула в небытие. Партия со знакомым названием «Демократический выбор» имеет право родиться в любой демократической стране. А текст программы партии пенсионеров «Гиль», как говорят некоторые эксперты, представляет собой перевод на иврит программы российской Партии пенсионеров. Однако не только былые заслуги российских политтехнологов способствовали невероятному успеху этой партии на выборах в Кнессет 17-го созыва. Благодаря грамотной перестройке в партийных рядах ее лидером стал легенда израильской разведки, в прошлом начальник оперативного управления «Моссада», Рафи Эйтан. Это под его руководством в 1960 году выкрали в Южной Америке нацистского военного преступника Адольфа Эйхмана (которого потом судили и казнили в Израиле).

Есть также в Израиле партия с незнакомым россиянам названием «Лидер». Она мечтает заполучить электорат из 330 000 не евреев, и «примечательна» тем, что основана выходцем из ЛДПР, эмигрировавшим в Израиль. Партию поддерживает В. Жириновский, который, по слухам, даже приезжал в Израиль в период выборной кампании агитировать за «Лидера».

Предвыборные лозунги (по крайней мере, на русском языке) не отличались оригинальностью. «Израилю – безопасность! Алие – достоинство!» - Ихуд Леуми (Национальное Единство). «Да – «Кадиме». Сильное лидерство по дороге к миру». «Сильная «Кадима» – стабильный Израиль». (Так и напрашивается замена «Единая Россия» – стабильный Израиль» или «Сильная «Кадима» - единая Россия»).

При этом, как отмечали эксперты, сам бренд партии «Кадима» («Вперед!») является удачным. Название партии тестировалось на фокус-группах, и они показали, что слово «вперед» является одним из наиболее популярных и часто используемых в языке. Причем настолько часто, что, как выяснилось после, лидеры других партий, сами того не желая, повышают известность «Кадимы» и делают ей бесплатную рекламу. Как рассказывал один из экспертов, избранный главой партии «Ликуд» Беньямин Нетаниягу сказал: «А теперь мы пойдет вперед («кадима»)!

Лозунги различных израильских партий не только не отличались оригинальностью, но нередко почти дублировали друг друга. Например, партия «Ликуд», как и «Кадима», тоже ставила в агитационной кампании «силовой» акцент: «Сильный «Ликуд» – Израиль в надежных руках». «Сильный против ХАМАСА. Нетаниягу».

Более удачным из числа увиденных представляется лозунг левой правозащитной партии МЕРЕЦ: «МЕРЕЦ» в правительстве – человек в центре».

Визуально агитационная продукция разных партий отличалась только по цвету, и то далеко не всегда. Многие партии являются стойкими приверженцами сине-красно-белого, иногда разбавленного нежно-голубым цветом. Для агитационных материалов в целом было характерно отсутствие интересных образных решений. Пожалуй, самый яркий образ в наглядной агитации – наклейки «I love…» и колоритные усы А. Переца.

Обращает на себя внимание еще одна не вполне типичная для российских избирательных кампаний особенность – агрессивная критика конкурентов на страницах собственной агитационной продукции. Если только вся кампания не строится на контрходе (то есть критика основного конкурента становится основным содержанием кампании), в России критику используют дозированно, стараются, чтобы она шла от лица подставных кандидатов и партий или же выпускают листовки без каких-либо намеков на авторство. Иной раз можно лишь догадываться, КОМУ именно выгодно «очернить» партию N. Отметим, что кампании, основанные на контрходе, по сути, довольно рискованны. Объект критики, действительно, может потерять голоса, только голоса эти могут перейти не критику, а его «соседу» слева или справа. Обилие негативной информации в России всегда приводит к снижению явки, а кампания рискует при этом стать неуправляемой.

В Израиле критикой иногда увлекаются до такой степени, что выпады в адрес другой партии могут занимать первую полосу «белой» газеты-листовки. Больше всего удивляет, когда критиковать другие партии начинает «партия власти» – безусловный лидер предвыборной кампании. Так, первая страница газеты-листовки лидера выборов партии «Кадима» посвящена критике существенно отстающих Б. Нетаниягу и «Ликуда», в то время как программа «Кадимы» излагается, начиная со второй полосы. Не забывают авторы про конкурентов и в середине газеты, посвящая ее агрессивным нападкам на А. Либермана. Известно, что подобные действия лидерам кампании голосов не прибавляют, более того, могут вызвать повышенный интерес к критикуемой партии.

В целом «Кадима» набрала в полтора раза меньше голосов, чем ожидала (28 мандатов против 45, которые прогнозировали соцопросы в начале года), растеряв их в ходе кампании. В Израиле не было случая, чтобы правящая партия получила так мало. Не исключено, что подобный способ позиционирования мог сыграть определенную роль в неудачном выступлении партии на выборах.

Вот изданный партией «Ликуд» в виде симпатичной листовки с картинкой на плотной бумаге и адресованный молодежи манипулятивный опросник (судя по тексту, направленный против Э. Ольмерта и «Кадимы»). Как известно, манипулятивный опрос имеет своей целью не столь выявление, сколь формирование общественного мнения, и широко используется в российских выборных кампаниях. Однако в России он маскируется именно под опрос, о его реальных целях интервьюеры могут лишь догадываться. Зато чище работа и эффективнее воздействие. И естественно, «уши» заказчика опроса может увидеть лишь очень внимательный избиратель. Здесь же все непосредственно и от первого лица. На одной стороне – опросник, который начинается словами «Ты в своем уме? Проверь себя». На другой – тезисы программы партии «Ликуд» для молодежи.

Аналогичным образом ведет себя правая поселенческая партия МАФДАЛ, которая в одном и том же буклете печатает фотографии представителей своего списка, Э. Ольмерта и «жертв» его (Ольмерта) политики. На наш сторонний взгляд критика конкурентов в ходе кампании является для израильских партий чем-то вроде национального вида спорта. Это увлекательное занятие превратило предвыборный выпуск еженедельного приложения «Вести-2» к популярной русскоязычной газете «Вести» в пухлый «том» компромата – одних партий на другие.

При этом выборная кампания характеризовалась всеми наблюдателями как вялая. Наиболее ярко это проявлялось в местном «гайд-парке» на одном из перекрестков в Тель-Авиве, где собираются активисты и сторонники различных партий, дебатируют, раздают агитматериалы. Во время одного из наших посещений этого «гайд-парка» кроме нас - десятка журналистов из стран СНГ и Балтии, местных пикетчиков и двух интересующихся выборами местных жителей - никого и не было. Отношения активистов противоборствующих партий выглядели крайне мирными – они сидели за одним столом, завтракали и доброжелательно общались друг с другом. Изредка по нашей просьбе ребята вставали из-за стола и выкрикивали предвыборные лозунги, либо отвечали на вопросы. Обращает на себя внимание хороший уровень подготовки пикетчиков – они четко излагали программу своей партии, чем сразу же вызывали к себе симпатию. При этом квалификация активистов, которые работали, по их словам, бесплатно, была существенно выше тех, чья работа оплачивалась. Сразу после общения с пикетчиками в нашей журналисткой группе появились сторонники всех представленных на лужайке партий. Вообще, практика бесплатной работы активистов партий на выборах является в Израиле широко распространенной. Так, в предвыборной кампании партии «МЕРЕЦ», как отметили в штабе партии, оплачивалась работа лишь 4-5 сотрудников, остальные работали «на энтузиазме».

Всплеск интереса к выборам произошел на последней неделе. Именно в этот период сторонники партии пенсионеров «Гиль» поняли, что партия сможет преодолеть электоральный барьер, и их голоса, отданные за партию, не пропадут. После этого рейтинг партии «Гиль» начал стремительно нарастать, что в итоге привело к получению семи мандатов в Кнессете.

То, что не вписывается ни в какие сравнения, может быть названо «местным колоритом». Колоритной является выборная история Шимона Переса. Как говорят, Ш. Переса за то, что тот настаивал на призвании в армию ортодоксов, в свое время проклял ребе. Проклятие заключалось в том, что Перес никогда не сможет выиграть выборы. И действительно, хотя все опросы общественного мнения неоднократно предрекали Пересу победу, когда дело доходило до подсчета голосов, он никогда не побеждал.

Еще одна особенность, свойственная Израилю, но никак не свойственная России. По ТВ крутили ролик «Кадимы», направленный против Б. Нетаниягу, содержание которого сводилось к следующему: «Биби остался тем же Биби». Текст ролика предлагал израильтянам вспомнить, кто такой Биби, и как он вел себя на должности премьер-министра в прошлый раз. Даже русскоязычным, приехавшим на волне последней алии в Израиль, не хватало информации, а что здесь собственно имелось в виду. Вместе с тем, коренным израильтянам достаточно было даже этого намека, чтобы вспомнить о слабых местах Нетаниягу-политика. Подобный ход на выборах в России возможен лишь в маленьком городке с населением в 10 тысяч человек, где все всех знают с рождения и всё друг о друге помнят.

Местный колорит в полной мере проявляется и в организации выборов. Здесь, например, не используется (и, видимо, в будущем тоже не будет использоваться) электронная система подсчета голосов и электронные приборы для голосования. Категорически против этого нововведения выступают религиозные круги, в представлении которых электронная система является «големом», который непонятно почему будет считать их голоса. Кстати, ортодоксы в отличие от молодежи, «русских» и арабов голосуют наиболее дисциплинированно. Выезд членов избирательной комиссии на дом к тяжелобольным практически не используется, поэтому даже умирающих представители этой группы приносят на избирательные участки.В Израиле нет избирательных бюллетеней в привычном для нас смысле этого слова – как списка партий. Израильтяне голосуют по марочной системе, скопированной с дореволюционного литовского сейма. Первоначально данная система имела смысл, поскольку в государстве было много неграмотных. Она заключается в том, что буквенный символ каждой партии наносится на специальную карточку – «петек» (переводится как «записка», «марка», «листок»). Всего «петеков» на данных выборов было 30 – по количеству партий.

«Петек» каждой партии печатается в количестве 5 с лишним млн. экземпляров (хотя заранее известно, что за некоторые партии проголосует не более тысячи человек), затем их развозят по избирательным участкам. Каждому избирателю на участке выдают конверт (конвертов - по числу зарегистрированных избирателей), который гасится печатью. После этого избиратель проходит в кабинку для голосования, выбирает один «петек», кладет его в конверт и опускает в урну. Надорванный или проткнутый иглой «петек» считается недействительным.

Соответственно, в предвыборной агитации вместо нашей традиционной «галочки» в клетке напротив названия партии используют изображение конверта, в который вкладывают «петек» с нужным символом. С буквенными обозначениями партий связан ряд курьезов. Понятно, что малоизвестная партия старается выбрать буквенный символ, наиболее близкий к символу «раскрученной» партии, и на ее известности «въехать» в Кнессет. Подобной ситуацией однажды воспользовалась партия «Але ярок» («Зеленый лист»), выступающая за легализацию легких наркотиков. Электрат этой партии составляют 70000 молодых израильтян, которые редко доходят до избирательных участков. Партия «Зеленого листа» использовала буквенный символ, похожий на символ одной из лидирующих партий. Каково же было всеобщее удивление, когда «Зеленый листик» поддержала значительная часть пожилого электората небольшого зажиточного городка. Хотя для победы на выборах голосов этой части пенсионеров оказалось недостаточно. На последних выборах «Зеленый листик» выбрал символ, похожий на символ партии «Кадима», но это по-прежнему не помогло ему преодолеть 2-х процентный барьер.

В каждой системе голосования скрыты пути ее нарушения. Типичные нарушения на выборах в Израиле – стопка «петеков» протыкается иголкой, что делает их недействительными; «петеки» определенных партий выносят из кабинки для голосования. За тем, чтобы в каждой кабинке было примерно одинаковое количество «петеков» каждого вида, должен следить глава избирательной комиссии. По закону проверять содержимое избирательных кабинок следует после каждого третьего голосующего, хотя в реальности это происходит несколько реже.

Манипуляций при подсчете голосов не происходит, но, как и в России, делаются попытки голосовать по чужим удостоверениям личности, как правило, за родственников. Иногда голосуют за умерших. В этой связи появился анекдот: «Коэнам просьба с 15 до 17 на избирательном участке не появляться: голосуют мертвые» (как известно, коэнам - священнослужителям - нельзя соприкасаться с умершими). В день выборов нарушений с «петеками» было немного. На отдельных участках уносили «чужие» «петеки». Так, представители партии МЕРЕЦ пожаловались, что из избирательного пункта в Ришон ле-Ционе были вынесены бланки их партии. По словам представителя партии, бланки были размещены лишь после того, как один из избирателей сообщил о происшествии наблюдателям. Типичным нарушением в день выборов была раздача активистами неподалеку от избирательных участков агитационной продукции, часто с вложенными в нее «петеками». Подобные нарушения мы наблюдали рядом с большинством посещенных нами избирательных участков Тель-Авива, что дало основания некоторым нашим коллегам предположить, что агитация разрешена в Израиле и в день выборов. Тем не менее, жалоба на этот вид нарушения в день выборов была подана лишь одна.

В целом выборы оставили хорошее впечатление. Это и либеральное избирательное законодательство (хотя израильтяне уверяют, что это не так), и отношение людей к выборам, большая свобода действий для избирательных штабов, реальная соревновательность партий и команд.

В заключение хочу поблагодарить Эдди Шапира, Берту Гройсман, Анну Поволоцкую, Людмилу Урицкую за организацию нашей поездки, за возможность познакомится со страной и людьми, за теплый прием. Отдельное спасибо Александру Эттерману и Элиэзеру Фельдману за возможность сунуть нос в чужую «политическую кухню». Не скажу, что запахи вкуснее и продукты аппетитнее, зато процесс готовки приятнее и легче. А главное, шеф-повар – его величество Административный Ресурс – отсутствует, а потому не вмешивается в процесс приготовления и раздачи кошерной предвыборной «пищи».

Ольга Зевина – руководитель департамента корпоративных исследований Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net