Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

В середине февраля Басманный суд заочно арестовал бизнесмена, владельца O1 Group Бориса Минца, а 31 января были заочно арестованы два его сына - Дмитрий и Александр. Причиной ареста стали обвинения в растрате 34 млрд руб. (ч. 4 ст. 160 УК) средств банка «ФК Открытие» и последовавшее обвинение в межгосударственный розыск. На данный момент Борис Минц и его семья с весны 2018 года проживают в Великобритании.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

28.02.2005 | Татьяна Становая

КРИЗИС В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

Внутри правительства РФ еще более обострился наметившийся еще в прошлом году раскол между премьером и министрами экономического блока. 22 февраля источник в правительстве РФ заявил, что Михаил Фрадков намерен сам возглавить межведомственную комиссию вместо министра финансов РФ Алексея Кудрина. 24 февраля на заседании правительства Михаил Фрадков раскритиковал деятельность министра экономического развития и торговли Германа Грефа и объявил о предстоящей корректировке экономической политики.

Первые на минувшей неделе концептуальные разногласия внутри правительства появились в период рассмотрения среднесрочной программы социально-экономического развития России. Михаил Фрадков посчитал ее чрезмерно пессимистической: на основании заложенных в ней прогнозах получалось, что удвоить ВВП возможно лишь к 2015 году. По мнению премьера, программа должна не просто прогнозировать, но и искать пути для создания условий быстрого экономического роста, тем самым, подстраиваясь под поставленные президентом задачи (удвоение ВВП к 2010 году). Герман Греф, готовивший программу, переписывать ее не спешил и к назначенному сроку представил в правительстве фактически ее прежний вариант, без учета позиции премьера.

В итоге конфликт между премьером и министрами экономического блока вылился в спор о содержании экономической политики, которая была бы способна привести к удвоению ВВП за 10 лет. Михаил Фрадков начал претендовать на формирование и расстановку приоритетов в этой политике, предложив использовать средства стабилизационного фонда для финансирования инновационных проектов и снижения НДС до 13% (при этом одновременно ужесточив налоговое администрирование).

Категорически против этого выступил министр финансов РФ Алексей Кудрин, который счел необоснованным растрату средств стабфонда на рискованные, по его мнению, решения по снижению НДС. В этом его поддержал и Герман Греф. По словам последнего, для ускорения экономического роста необходимо повышать доверие между властью и бизнесом, сокращать присутствие государства в конкурентоспособных отраслях экономики (нефтяной и газовой сферах), финансировать структурные изменения, а также проводить сопутствующие реформы, особенно в судебной сфере. Герман Греф осознанно включил в свою среднесрочную программу тезис о необходимости повышения экономической свободы, что подразумевает сокращение прерогатив силовиков в отношении хозяйствующих субъектов.

Михаил Фрадков, же, в данном случае, будучи близким к силовикам, отстаивает необходимость более жесткого администрирования, фактически защищая сохранение и где-то даже расширение полномочий силовиков. Наконец, Алексей Кудрин и вице-премьер правительства Александр Жуков настаивают на упрощении порядка налогового администрирования с целью предотвращения использования налоговых органов для давления на налогоплательщиков.

Попытки Михаила Фрадкова выстроить собственную "экономическую программу" как альтернативу экономическим позициям Германа Грефа и Алексея Кудрина стали, по всей видимости, началом его экспансии внутри правительства. С аппаратной точки зрения, прослеживается системный кризис правительства: глава кабинета министров не обладает достаточными властными ресурсами для воздействия на влиятельных министров, имеющих непосредственный выход на президента и часто действующих в обход своего руководителя. Тем временем, именно Фрадков в качестве премьера отвечает за реализацию тех задач, которые поставил перед правительством президент. На этом фоне премьер начал борьбу за расширение сферы своего влияния внутри кабинета министров, попытавшись лишить своих оппонентов возможности диктовать ему направления экономической политики. Начало такой экспансии было во многом обусловлено "политизацией" Фрадкова: он сумел избежать вотума недоверия в Думе, выступив на соответствующем заседании фактически с программной речью. Все это придало его деятельности "политическое измерение", дав возможности для политической экспансии внутри правительства.

Тактика Михаила Фрадкова состоит в перекраивании аппаратных возможностей министров. На одном из последних заседаний правительства в закрытом режиме рассматривался вопрос о руководстве специальной межведомственной комиссией по подготовке бюджета-2006. 22 февраля источник в правительстве РФ заявил журналистам, что главой комиссии станет сам Фрадков. По словам источника, в состав комиссии войдут две подкомиссии: финансовая, которую возглавит министр финансов РФ Алексей Кудрин, и экономическая, руководить работой которой будет глава МЭРТ Герман Греф. Ранее планировалось назначить руководителем комиссии Алексея Кудрина, который, собственно, и отвечает за бюджетный процесс в правительстве.

Однако, по задумке премьера, функции комиссии должны быть гораздо шире и включать в себя определение основных направлений экономической политики. Если раньше этим фактически занимался МЭРТ (министерство писало программы и затем по собственному усмотрению корректировало их, часто конфликтуя с главой правительства), то сейчас эти функции берет на себя комиссия Фрадкова. В итоге может получиться, что среднесрочная программа будет подгоняться под задачи экономической политики, а не под задачи, поставленные на основании возможностей, описанных в среднесрочной программе. По данным "Коммерсанта", в комиссии планируется также разработать некий промежуточный программный документ, которым будет руководствоваться правительство до тех пор, пока не будет принята среднесрочная программа.

Тем временем, премьер продолжил наступление на главу МЭРТа Германа Грефа. Как заявил Михаил Фрадков на заседании правительства 24 февраля, доклад министра о задачах экономической политики на 2005 год не отвечает требованиям правительства. Официально Михаил Фрадков возражает против структурного подхода МЭРТ к составлению программы, а также против пессимистичности прогнозов, не позволяющих даже ставить задачу удвоения ВВП.

При этом глава кабинета министров не исключил корректировку экономической политики правительства. 23 февраля прошло закрытое совещание у премьер-министра, на котором, по данным СМИ, Михаил Фрадков настоял на необходимости снижения НДС до 13% и дал указание формировать бюджет-2006 исходя именно из этой ставки. По данным "Ведомостей", ссылающихся на источник в Кремле, правительство может даже пойти на отказ от профицита, если выпадение доходов окажется в связи со снижением НДС весьма ощутимым.

Кризис в правительстве требует вмешательства президента России, который в итоге, скорее всего, будет вынужден искать компромисс между своими людьми в кабинете министров - известно, что Владимир Путин непросто расстается со своими сотрудниками. Само же правительство вновь показывают свою недееспособность: формирование бюджета-2006 может быть отложено, а единая экономическая политика так и не сформулирована. Однако в этот раз ситуация усугубляется активизацией деятельности самого премьера, который пытается аппаратно "обыграть" министров экономического блока, опираясь как на собственный аппаратный ресурс, так и на поддержку части президентского "питерского" окружения.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net