Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

28.03.2005 | Татьяна Становая

ВСТРЕЧА ВЛАДИМИРА ПУТИНА С БИЗНЕСМЕНАМИ

24 марта прошла встреча президента России с представителями бизнеса: формальная тема - обсуждение налоговой реформы. Главный итог встречи: Владимир Путин пообещал сократить сроки давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет.

Это вторая встреча президента и бизнеса в новом формате: с участием представителей не только РСПП, но и "Деловой России", ОПОРЫ, Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков и ТПП. После "дела ЮКОСа" власть изменила формат, разбавив встречи с представителями крупного бизнеса представителями малого и среднего, а также ряда других организаций, что делало состав участников встречи более противоречивым.

Центр тяжести в таком формате был смещен и выведен за рамки РСПП. Кроме того, сейчас появилось более четкое понимание "запретных тем" наряду с попытками свести повестку дня к узкоэкономической проблематике. Так, на прошлой встрече обсуждалась административная реформа, на этой - налоговая. Президенту важно показать, что он привлекает бизнессобщество к обсуждению принципиальных для него вопросов и готов учитывать его точку зрения.

Крупный бизнес на фоне "дела ЮКОСа" стал относиться к встречам с президентом более скептически, тем более что по итогам прежних диалогов основные идеи бизнеса не были приняты (хотя президент демонстрировал поддержку различных проектов, например, по административной реформе или по возврату НДС). Предприниматели понимали, что перед президентом можно поднимать лишь частные вопросы ведения бизнеса, касающиеся "работы" конкретных нормативно-правовых актов. Наиболее же острая проблема отношений власти и бизнеса - последствия "дела ЮКОСа" - оставалась за рамками обсуждения предпринимателей и президента.

В своем вступительном слове президент сразу сделал несколько "подарков" бизнесменам. Он заявил, что правительство намерено упростить процедуру создания новых предприятий, высказался за целенаправленную поддержку отечественного бизнеса на зарубежных рынках, поддержал принятие закона "О конкуренции" (против него, правда, выступают некоторые бизнесмены, опасающиеся, что применение закона может быть обращено практически против каждого крупного предприятия), наконец, пообещал регламентировать налоговые процедуры. Однако главным тезисом выступления президента стало поддержание идеи о сокращении срока давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет "в целях стабилизации отношений собственности и недопущения каких-либо возвратов к теме ее передала". После этого выступили глава "Северсталь-групп" Алексей Мордашов (по закону "О защите конкуренции"), президент "Евразхолдинга" Александр Абрамов (о размещении российских ценных бумаг на западных рынках), Александр Шохин (о налоговой реформе).

Последнее время именно налоговая реформа стала наиболее важной в отношениях между властью и бизнесом. У власти есть два рычага давления на бизнес: угроза пересмотра итогов приватизации и налоговые претензии. Однако первый механизм менее действенный. Во-первых, сроки давности по потенциально спорным сделкам заканчиваются в конце этого года. Во-вторых, с репутационной точки зрения, пересмотр итогов приватизации будет выглядеть как отход от либеральной рыночной экономики с вытекающими негативными последствиями для инвестиционного климата. В-третьих, это может коснуться добросовестных приобретателей - иностранных инвесторов, которые перекупали приватизированные предприятия, а также миноритарных акционеров, чьи претензии могут вылиться в международные судебные дела. Президент не раз говорил, что пересмотра итогов приватизации не будет, и его обещание сократить срок давности вполне укладывается в эту логику.

Второй, более универсальный, рычаг власть использует гораздо более активно: именно с помощью налоговых проверок и налоговых претензий можно решать вопросы собственности, как это было с компанией ЮКОС, лишившейся "Юганскнефтегаза". Данный инструмент не имеет срока давности и его применение не зависит от круга владельцев компаниями. Кроме того, налоговые претензии проще "продать" на Запад: ведь там налоговые преступления являются одними из самых преследуемых.

Неслучайно еще до начала встречи появилась информация, что бизнесмены намерены поднять вопрос о налоговой амнистии, однако в ходе встречи эта тема вообще не была затронута. В то же время именно налоговая реформа сегодня находится в центре внимания правительства, в котором идет концептуальный спор о ее проведении. Председатель правительства Михаил Фрадков настаивает на снижении налогов (в частности, НДС). Министры экономического бока предлагают упрощать налоговое администрирование, более четко прописывать регламент проведения налоговых проверок, которые стали главным инструментом давления на бизнес.

Владимир Путин назвал справедливыми упреки в адрес правительства РФ по поводу того, что оно затягивает изменения в налогообложении. "Что касается ставок налогообложения и готовящихся правительством предложений, Вы справедливо упрекнули правительство в некоторых затяжках", - заявил он в ответ на выступление председателя координационного совета предпринимательских союзов РФ Александра Шохина. Путин сообщил, что правительство готовит предложения по регламентации целого ряда налоговых процедур. "Известно, что у предпринимательства в целом есть немало обоснованных претензий к фискальным органам, в последнее время руководство правительства обращало внимание на это, и сейчас правительство готовит предложения по регламентации целого ряда налоговых процедур", - сказал глава государства.

Путин уточнил, что "речь идет, в первую очередь, о процедурах налогового контроля и налогового администрирования". Он призвал "бизнес-сообщество принять участие в обсуждении и экспертизе этих документов". Президент высказался за корректировку налогового администрирования. "Но в руках государства налоговое администрирование, налоговая служба должны быть эффективным инструментом решения государственных проблем. Мы не можем обесточить налоговую службу, сделать ее никчемной организацией", - подчеркнул президент.

Последнее заявление президента весьма показательно: недавно образовалась ситуативная коалиция между министрами экономического блока и частью крупных бизнесменов, которые раскритиковали предложение премьер-министра по радикальному снижению НДС, потребовав упорядочивания и упрощения налогового администрирования. Накануне встречи РСПП провел переговоры с вице-премьером правительства Александром Жуковым, подтвердив свою позицию относительно приоритетности реформы налогового администрирования и выразив намерение говорить об этом с президентом (правда, региональные отделения РСПП продолжают требовать снижения НДС). Как видно, сам президент высказался весьма двусмысленно, очевидно, поддержав налоговую службу, выступившую за снижение НДС и крайне не заинтересованную в упрощении налогового администрирования (по ее мнению, это может сказаться на снижении собираемости налогов).

Кажущиеся уступки власти бизнесу (сокращение сроков давности по приватизационным сделкам, внимание к проблемам налогового администрирования) происходят на фоне состоявшейся недавно встречи президента Украины Виктора Ющенко с представителями российского бизнеса. Тогда Ющенко дал понять, что готов создать для российского бизнеса более комфортные условия, чем в России. Таким образом, создается некий демонстрационный эффект в "соревновании" двух президентов за симпатии бизнесменов. Однако в действительности встреча российского президента готовилась давно и не была "привязана" к встрече президента Украины с бизнесменами.

По некоторым данным, на закрытой части встречи поднимался и ряд других вопросов. Например, президент подчеркнул, что "дело ЮКОСа" является исключением (впрочем, такие же заверения давались и ранее). Кроме того, обсуждалась тема инвестиций российских компаний в страны СНГ, и президент высказался в их поддержку.

Новый формат встречи, предусматривающий плюрализацию состава предпринимателей, судя по всему, укореняется и сохранится в таком виде еще длительное время. Если раньше предприниматели приходили для того, чтобы выслушать мнение президента по наиболее важным для них вопросам, то сейчас президент задает вопросы по "своим" темам. Тем временем "дело ЮКОСа" близится к концу, и его влияние на атмосферу встреч бизнеса с президентом будет все более снижаться.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net