Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

23.04.2006

Американское бремя лидерства

Сейчас, когда решение иранской проблемы не за горами, у США появилась необходимость в поддержке своих возможных действий в отношении Ирана, тем более, что некоторые страны, которые поддержали США в случае с Ираком, уже заявили о том, что в этот раз такой поддержки не будет. В мае начинается восточное турне вице-президента США Дика Чейни, цель которого,– поиск новых союзников. Каковы перспективы США на постсоветском пространстве? Ситуацию комментирует заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин:

- Действительно ли США сейчас особенно заинтересованы в поиске новых партнеров и союзников? Я думаю, что Америке необходимы партнеры. Даже если речь идет о стране, доминирующей в мире, то она не может тянуть эту доминантную роль одна, не опираясь на чью-то помощь. Даже у Римской империи были союзники. Конечно, там речь шла о побежденных правителях, сейчас ситуация все-таки совершенно другая. Но любая страна нуждается в системе союзов, иначе оказывается в изоляции.

Я думаю, что вряд ли Америка имеет какие-то иллюзии по поводу того, что она может сама реализовать свой проект доминирования без партнеров. Другое дело, что ситуация изменилась по сравнению с периодом холодной войны – существенно снизилась роль международных организаций. В частности, роль ООН. Военные операции в Югославии и Ираке были проведены без санкций ООН. Происходят подобные трансформации и с НАТО, что приводит к тому, что в ряде случаев Америка может меньше обращать внимания на своих партнеров по НАТО. То есть стопроцентной консолидации Запада нет. Но при этом Америка старается взаимодействовать со своими партнерами в рамках своего круга, где она чувствует себя комфортнее: на уровне «Большой восьмерки» или в рамках двухсторонних контактов.

Но и традиционные организации еще не исчерпали свою роль: недаром США по поводу Ирана апеллируют к Совету Безопасности. Конечно, США не хотят остаться в одиночестве, иначе бремя лидерства очень быстро станет невыносимым.

- Перспективно ли в этом смысле для США постсоветское пространство?

- Расстановка сил в СНГ уже определена. Есть страны - партнеры США, есть страны, которые важны для Штатов стратегически, и есть страны, отношения с которыми еще не определены. К первым относятся Украина, Молдавия и Грузия. Это страны, которые рассматриваются в качестве наиболее близких партнеров США в СНГ. Если говорить о Грузии, то там даже речь идет не только и не столько о партнерских отношениях, сколько о клиентских.

Есть в СНГ страны, которые важны США стратегически из-за их природных ресурсов. Например, Казахстан и Азербайджан. Америка очень аккуратно относится к политическим процессам, которые там происходят, и старается не делать резких движений (вроде тех, которые были сделаны в Киргизии). А эти страны, в свою очередь, максимально диверсифицируют свою политику и выстраивают ее, исходя из своих интересов по тому или иному вопросу.

Есть и третий тип стран, где США или не имеют интересов, или еще не определилась с ними, или сильно в них разочаровалось. Это Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Армения. Конечно, в этих странах американцы тоже работают и имеют интересы, но они не являются столь значительными, чтобы можно было говорить о проведении направленной политики.

Не случайно, когда у Каримова возникли проблемы, американцы осудили его режим, а не держались за него до такой степени, чтобы закрыть глаза на обстоятельства подавления мятежа. Американцы могли себе позволить испортить с ним отношения.

Или, например, в Киргизии они попытались поэкспериментировать, поддержать оппозиционное движение и поколебать режим Акаева. Они пытались изменить расстановку сил в клановом государстве, где куда более важна клановая идентичность, а не идеологическая: демократизм или коммунизм. Сейчас у США есть задача сохранить военную базу в Киргизии. Но насколько их присутствие будет долгосрочным, сказать пока сложно.

То есть сложно говорить о том, что у США есть сформировавшаяся линия по отношению к этим странам. И есть две страны в СНГ, отношения с которыми у США совсем особые. Одна из них Россия. С одной стороны, это партнер по «Большой восьмерке» и по антитеррористической коалиции, но соперник на постсоветском пространстве. Соответственно и отношения скачущие. И в последнее время количество спорных моментов в отношениях между Россией и США серьезно выросло, что создает сложный психологический климат. Россия считает, что Америка должна признать эксклюзивные интересы России на постсоветском пространстве, а Америка так не считает. Но никто не хочет подрывать систему диалога. И значительная часть политического класса США эмоционально настроена против России, но никто из высшего политического руководства не рассматривает всерьез исключение России из «Большой восьмерки».

Вторая страна – Белоруссия. Страна, которую США включили в список наименее демократических стран, страна, в которой Америка очень хотела бы сменить президента, но что сделать будет очень не просто, в том числе и потому, что Россия занимает противоположную позицию. Проблема Лукашенко в том, что он президент европейского государства. Был бы он президентом в азиатской стране, к нему не было бы столько претензий, ведь его режим куда более демократичен, чем, например, режим Туркменбаши. Но для Европы он выглядит фигурой архаичной, одиозной и раздражающей.

Делая вывод, можно сказать, что приоритеты Америки на постсоветском пространстве – укрепление своих позиций в тех странах, которые уже являются ее ближайшими партнерами, и противодействие Лукашенко.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net