Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Интервью

23.04.2006

Американское бремя лидерства

Сейчас, когда решение иранской проблемы не за горами, у США появилась необходимость в поддержке своих возможных действий в отношении Ирана, тем более, что некоторые страны, которые поддержали США в случае с Ираком, уже заявили о том, что в этот раз такой поддержки не будет. В мае начинается восточное турне вице-президента США Дика Чейни, цель которого,– поиск новых союзников. Каковы перспективы США на постсоветском пространстве? Ситуацию комментирует заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин:

- Действительно ли США сейчас особенно заинтересованы в поиске новых партнеров и союзников? Я думаю, что Америке необходимы партнеры. Даже если речь идет о стране, доминирующей в мире, то она не может тянуть эту доминантную роль одна, не опираясь на чью-то помощь. Даже у Римской империи были союзники. Конечно, там речь шла о побежденных правителях, сейчас ситуация все-таки совершенно другая. Но любая страна нуждается в системе союзов, иначе оказывается в изоляции.

Я думаю, что вряд ли Америка имеет какие-то иллюзии по поводу того, что она может сама реализовать свой проект доминирования без партнеров. Другое дело, что ситуация изменилась по сравнению с периодом холодной войны – существенно снизилась роль международных организаций. В частности, роль ООН. Военные операции в Югославии и Ираке были проведены без санкций ООН. Происходят подобные трансформации и с НАТО, что приводит к тому, что в ряде случаев Америка может меньше обращать внимания на своих партнеров по НАТО. То есть стопроцентной консолидации Запада нет. Но при этом Америка старается взаимодействовать со своими партнерами в рамках своего круга, где она чувствует себя комфортнее: на уровне «Большой восьмерки» или в рамках двухсторонних контактов.

Но и традиционные организации еще не исчерпали свою роль: недаром США по поводу Ирана апеллируют к Совету Безопасности. Конечно, США не хотят остаться в одиночестве, иначе бремя лидерства очень быстро станет невыносимым.

- Перспективно ли в этом смысле для США постсоветское пространство?

- Расстановка сил в СНГ уже определена. Есть страны - партнеры США, есть страны, которые важны для Штатов стратегически, и есть страны, отношения с которыми еще не определены. К первым относятся Украина, Молдавия и Грузия. Это страны, которые рассматриваются в качестве наиболее близких партнеров США в СНГ. Если говорить о Грузии, то там даже речь идет не только и не столько о партнерских отношениях, сколько о клиентских.

Есть в СНГ страны, которые важны США стратегически из-за их природных ресурсов. Например, Казахстан и Азербайджан. Америка очень аккуратно относится к политическим процессам, которые там происходят, и старается не делать резких движений (вроде тех, которые были сделаны в Киргизии). А эти страны, в свою очередь, максимально диверсифицируют свою политику и выстраивают ее, исходя из своих интересов по тому или иному вопросу.

Есть и третий тип стран, где США или не имеют интересов, или еще не определилась с ними, или сильно в них разочаровалось. Это Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Армения. Конечно, в этих странах американцы тоже работают и имеют интересы, но они не являются столь значительными, чтобы можно было говорить о проведении направленной политики.

Не случайно, когда у Каримова возникли проблемы, американцы осудили его режим, а не держались за него до такой степени, чтобы закрыть глаза на обстоятельства подавления мятежа. Американцы могли себе позволить испортить с ним отношения.

Или, например, в Киргизии они попытались поэкспериментировать, поддержать оппозиционное движение и поколебать режим Акаева. Они пытались изменить расстановку сил в клановом государстве, где куда более важна клановая идентичность, а не идеологическая: демократизм или коммунизм. Сейчас у США есть задача сохранить военную базу в Киргизии. Но насколько их присутствие будет долгосрочным, сказать пока сложно.

То есть сложно говорить о том, что у США есть сформировавшаяся линия по отношению к этим странам. И есть две страны в СНГ, отношения с которыми у США совсем особые. Одна из них Россия. С одной стороны, это партнер по «Большой восьмерке» и по антитеррористической коалиции, но соперник на постсоветском пространстве. Соответственно и отношения скачущие. И в последнее время количество спорных моментов в отношениях между Россией и США серьезно выросло, что создает сложный психологический климат. Россия считает, что Америка должна признать эксклюзивные интересы России на постсоветском пространстве, а Америка так не считает. Но никто не хочет подрывать систему диалога. И значительная часть политического класса США эмоционально настроена против России, но никто из высшего политического руководства не рассматривает всерьез исключение России из «Большой восьмерки».

Вторая страна – Белоруссия. Страна, которую США включили в список наименее демократических стран, страна, в которой Америка очень хотела бы сменить президента, но что сделать будет очень не просто, в том числе и потому, что Россия занимает противоположную позицию. Проблема Лукашенко в том, что он президент европейского государства. Был бы он президентом в азиатской стране, к нему не было бы столько претензий, ведь его режим куда более демократичен, чем, например, режим Туркменбаши. Но для Европы он выглядит фигурой архаичной, одиозной и раздражающей.

Делая вывод, можно сказать, что приоритеты Америки на постсоветском пространстве – укрепление своих позиций в тех странах, которые уже являются ее ближайшими партнерами, и противодействие Лукашенко.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net