Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

24.04.2006 | Наталья Ратникова

Небесная монополия

Монополия "Аэрофлота", существовавшая на рынке авиаперевозок в советские времена, может быть восстановлена. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом предложило передать под контроль авиакомпании все госактивы в авиации, одновременно увеличив долю государства в "Аэрофлоте" до 75%. Если это произойдет, то "Аэрофлот" получит контроль более чем над половиной всего авиарынка России.

СПРАВКА:"Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания России. В 2005 году она перевезла 6,7 млн. пассажиров. Выручка за прошлый год по российским стандартам бухгалтерского учета увеличилась на 10% до 61,99 млрд. рублей, при этом чистая прибыль снизилась вдвое - до 3,05 млрд. рублей. Государство владеет 51,2% акций "Аэрофлота", еще 30% принадлежит Национальной резервной корпорации (НРК).

Напомним, что в феврале текущего года совет директоров "Аэрофлота" вынес на годовое собрание вопрос о допэмиссии акций авиакомпании. Точные цифры озвучены не были, но рамочное предложение было следующим: акции, выпущенные в ходе допэмиссии, будут переданы государству в обмен на доли в крупных авиакомпаниях. В частности "Аэрофлот" намеревался получить 100% акций авиакомпаний "Пулково", "Россия" и "Дальавиа", контрольные пакеты KrasAir, "Владивостокавиа" и блокпакет "Сибири". Голосование по этому вопросу было вынесено на общее собрание акционеров, которое намечено на 17 июня текущего года.

Напомним, что по объему перевозок "Сибирь" занимает 2 место в России, "Пулково" - 3, KrasAir - 5. Если перевести эти данные в количество перевезенных пассажиров, то получается, что в случае реализации плана, предложенного топ-менеджментом "Аэрофлота", этот перевозчик будет контролировать почти 50% рынка и перевозить до 15 млн. пассажиров ежегодно (общий объем перевозок составляет порядка 30 млн.) В этом случае "Аэрофлот" займет не просто доминирующее положение на рынке - он станет фактическим монополистом, так как его ближайший конкурент - авиакомпания UtAir будет отставать по объемам перевозок почти в 10 раз.

Идею создания крупнейшей авиакомпании на базе "Аэрофлота" менеджмент перевозчика лоббировал уже как минимум полтора года. Однако до последнего времени эти предложения не находили поддержки среди чиновников. Те справедливо полагали, что ограничение конкуренции на рынке авиаперевозок может негативно сказаться на всей отрасли. Ярким примером неэффективности крупных государственных авиакомпаний были результаты деятельности самого "Аэрофлота", который, несмотря на то, что ежегодно получает примерно 200 млн. долларов в виде роялти за транссибирские перелеты иностранных компаний, закончил 2005 год отнюдь не блестяще. Если бы взимание роялти было прекращено уже в текущем году, то "Аэрофлот" оказался бы в существенном убытке. Кстати, о возможности отмены роялти говорят последние три года и по имеющейся информации спонсирование "Аэрофлота" может быть прекращено уже через семь лет. Возможно, именно поэтому авиакомпания так стремиться увеличить свою долю на рынке путем присоединения госактивов. Между тем некоторые аналитики полагают, что к тому времени, когда будет отменено роялти, "Аэрофлот" будет зарабатывать значительно больше, чем сейчас, и потеря 200 млн. долларов уже не скажется на деятельности компании.

Чиновники, поддержавшие идею менеджеров "Аэрофлота", пошли еще дальше. Они предложили не просто обменять доли в крупнейших авиаперевозчиках на акции "Аэрофлота", а передать под контроль компании все госактивы в авиации, увеличив долю государства в нем до 75%. Из 185 российских авиакомпаний государству принадлежит 57 государственных унитарных предприятий, а в 61 ФГУП государство владеет значительными пакетами акций, в том числе на 100% контролирует 28 авиакомпаний. Какова будет доля рынка у "Аэрофлота" в случае присоединения всех этих активов, аналитики прогнозировать не берутся. Однако они полагают, что авиакомпания может получить контроль над перевозкой до 18 млн. пассажиров, это более половины всего рынка.

Несмотря на всю неповоротливость подобной монополии, определенная логика в предложениях чиновников, конечно, есть: после вступления в ВТО российские авиаперевозчики столкнутся с жесткой конкуренцией со стороны западных авиакомпаний, которые уже сейчас, несмотря на повышенные тарифы для пролета над российской территорией и использование более современной техники, зачастую предлагают более интересные тарифы, чем российские авиакомпании. Зарубежные перевозчики агрессивно входят на российский рынок, а после вступления России в ВТО конкуренция лишь усилится, и выжить российским авиакомпаниям будет крайне сложно. Именно в конкурентной борьбе и должно помочь объединение авиакомпаний. Но вот станет ли от этого лучше пассажирам?

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net