Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

24.04.2006 | Наталья Ратникова

Небесная монополия

Монополия "Аэрофлота", существовавшая на рынке авиаперевозок в советские времена, может быть восстановлена. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом предложило передать под контроль авиакомпании все госактивы в авиации, одновременно увеличив долю государства в "Аэрофлоте" до 75%. Если это произойдет, то "Аэрофлот" получит контроль более чем над половиной всего авиарынка России.

СПРАВКА:"Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания России. В 2005 году она перевезла 6,7 млн. пассажиров. Выручка за прошлый год по российским стандартам бухгалтерского учета увеличилась на 10% до 61,99 млрд. рублей, при этом чистая прибыль снизилась вдвое - до 3,05 млрд. рублей. Государство владеет 51,2% акций "Аэрофлота", еще 30% принадлежит Национальной резервной корпорации (НРК).

Напомним, что в феврале текущего года совет директоров "Аэрофлота" вынес на годовое собрание вопрос о допэмиссии акций авиакомпании. Точные цифры озвучены не были, но рамочное предложение было следующим: акции, выпущенные в ходе допэмиссии, будут переданы государству в обмен на доли в крупных авиакомпаниях. В частности "Аэрофлот" намеревался получить 100% акций авиакомпаний "Пулково", "Россия" и "Дальавиа", контрольные пакеты KrasAir, "Владивостокавиа" и блокпакет "Сибири". Голосование по этому вопросу было вынесено на общее собрание акционеров, которое намечено на 17 июня текущего года.

Напомним, что по объему перевозок "Сибирь" занимает 2 место в России, "Пулково" - 3, KrasAir - 5. Если перевести эти данные в количество перевезенных пассажиров, то получается, что в случае реализации плана, предложенного топ-менеджментом "Аэрофлота", этот перевозчик будет контролировать почти 50% рынка и перевозить до 15 млн. пассажиров ежегодно (общий объем перевозок составляет порядка 30 млн.) В этом случае "Аэрофлот" займет не просто доминирующее положение на рынке - он станет фактическим монополистом, так как его ближайший конкурент - авиакомпания UtAir будет отставать по объемам перевозок почти в 10 раз.

Идею создания крупнейшей авиакомпании на базе "Аэрофлота" менеджмент перевозчика лоббировал уже как минимум полтора года. Однако до последнего времени эти предложения не находили поддержки среди чиновников. Те справедливо полагали, что ограничение конкуренции на рынке авиаперевозок может негативно сказаться на всей отрасли. Ярким примером неэффективности крупных государственных авиакомпаний были результаты деятельности самого "Аэрофлота", который, несмотря на то, что ежегодно получает примерно 200 млн. долларов в виде роялти за транссибирские перелеты иностранных компаний, закончил 2005 год отнюдь не блестяще. Если бы взимание роялти было прекращено уже в текущем году, то "Аэрофлот" оказался бы в существенном убытке. Кстати, о возможности отмены роялти говорят последние три года и по имеющейся информации спонсирование "Аэрофлота" может быть прекращено уже через семь лет. Возможно, именно поэтому авиакомпания так стремиться увеличить свою долю на рынке путем присоединения госактивов. Между тем некоторые аналитики полагают, что к тому времени, когда будет отменено роялти, "Аэрофлот" будет зарабатывать значительно больше, чем сейчас, и потеря 200 млн. долларов уже не скажется на деятельности компании.

Чиновники, поддержавшие идею менеджеров "Аэрофлота", пошли еще дальше. Они предложили не просто обменять доли в крупнейших авиаперевозчиках на акции "Аэрофлота", а передать под контроль компании все госактивы в авиации, увеличив долю государства в нем до 75%. Из 185 российских авиакомпаний государству принадлежит 57 государственных унитарных предприятий, а в 61 ФГУП государство владеет значительными пакетами акций, в том числе на 100% контролирует 28 авиакомпаний. Какова будет доля рынка у "Аэрофлота" в случае присоединения всех этих активов, аналитики прогнозировать не берутся. Однако они полагают, что авиакомпания может получить контроль над перевозкой до 18 млн. пассажиров, это более половины всего рынка.

Несмотря на всю неповоротливость подобной монополии, определенная логика в предложениях чиновников, конечно, есть: после вступления в ВТО российские авиаперевозчики столкнутся с жесткой конкуренцией со стороны западных авиакомпаний, которые уже сейчас, несмотря на повышенные тарифы для пролета над российской территорией и использование более современной техники, зачастую предлагают более интересные тарифы, чем российские авиакомпании. Зарубежные перевозчики агрессивно входят на российский рынок, а после вступления России в ВТО конкуренция лишь усилится, и выжить российским авиакомпаниям будет крайне сложно. Именно в конкурентной борьбе и должно помочь объединение авиакомпаний. Но вот станет ли от этого лучше пассажирам?

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net