Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

27.04.2006 | Светлана Самойлова

Путин защитил Байкал и «Транснефть»

Вчера президент Владимир Путин на совещании по развитию Сибири в Томске лично вмешался в ситуацию вокруг строительства трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Он потребовал провести трубопровод севернее озера Байкал: именно экологические риски последнее время были главным аргументом противников «Транснефти» и проекта по строительству трубопровода. Президент «Транснефти» Семен Вайншток, как свидетельствуют журналисты, был всерьез расстроен. Однако если присмотреться, то именно «Транснефть» выиграла в данной ситуации: те, кто хотел «разыграть» экологическую карту и тем самым затянуть сроки строительства нефтепровода, будут вынуждены смириться с поражением. Цена победы «Транснефти» - около 1 млрд. долларов.

Нефтепроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» сооружается в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N1737-р и приказом Минпромэнерго РФ N91 от 26 апреля 2005 года. Первый этап проекта — строительство нефтепровода по маршруту г.Тайшет (Иркутская область) — район Усть-Кута (Иркутская область) — г.Казачинское (Иркутская область) — г.Тында (Амурская область) — г.Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн тонн нефти в год. Финансирование первого этапа в соответствии с упомянутым приказом Минпромэнерго РФ должно осуществляться за счет привлеченных ресурсов «Транснефти». По оценкам специалистов «Транснефти», стоимость работ по первому этапу ВСТО составит 6,6-7,9 млрд. долларов, а необходимые кредитные ресурсы — около 2 млрд. долларов. Планируется, что первый этап строительства нефтепровода будет закончен в 2008 году.Надо признать, что проект по строительству трубопровода из Восточной Сибири к Тихому океану самый масштабный за новейшую историю России. Его значимость для страны очевидна: реализация проекта позволит диверсифицировать поставки нефти, выйти на рынки АТР, хеджировать риски, связанные с конъюнктурными тенденциями и форс-мажорными обстоятельствами на других рынках, снизить зависимость от западных стран. Строительство нефтепровода также позволит получить возможности геополитического влияния на АТР, что значительно усилит роль России на мировой арене. Не говоря уже о создании инфраструктуры для развития регионов Восточной Сибири, о чем вчера и заявил президент Владимир Путин.

Однако одновременно проект является и самым «многострадальным». Столько разнообразных противников на самом разном уровне не было, наверное, ни у одного проекта за последние годы. Шла напряженная борьба Японии и Китая за российскую нефть, а следовательно, за маршрут трубопровода. Напомним, что сначала планировалось вести трубу на Дацин, в Китай. Потом нефть пообещали Японии, и трубу перенаправили на Тихий океан. При этом ни Китай, ни Япония не верили, что нефти хватит на всех, и каждая страна пыталась получить от России гарантии поставок. Этими гарантиями Россия успешно торговала, получив от Китая подписание протокола о вступлении в ВТО, а от Японии – дружеские отношения без передачи ей Курильских островов.

Ситуацию в конце концов разрешили, одобрив строительство трубопровода до Тихого океана с ответвлением в Китай. Все вопросы были урегулированы в ходе визита президента России в Поднебесную. Глава «Транснефти» Семен Вайншток тогда сообщил, что Китай намерен предоставить грант для прокладки экспортного нефтепровода до границы с КНР. Соответствующее соглашение подписано между «Транснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией. Вайншток заявил, что «ответвление действительно будет строиться. Мы с китайскими коллегами подписали документ, который определяет наши взаимоотношения. Мы долго шли к этому, около трех лет». В соответствии с предварительным планом ответвление протянется от города Сковородино в Амурской области до китайской провинции Хэйлунцзян. «Если проект будет реализован - а в этом сомнений нет, - то он позволит существенно увеличить объемы нефти, поставляемой из России в Китай», - отметил Владимир Путин на открытии пекинского форума.

Помимо конкуренции азиатских стран за российскую нефть, «Транснефти» пришлось столкнуться и с сопротивлением внутри России. Сначала развернулась битва за конечный пункт трубопровода: приморские депутаты и экологи хотели вести трубу в Находку, считая, что бухта «Перевозная» экологически более уязвима. При этом исполнительная власть Приморья, напротив, поддерживала планы по выведению трубы на «Перевозную». Строительство на Находку лоббировала «Роснефть». Сначала ей удалось «побороть» ЮКОС, который, еще будучи в силе, хотел строить трубу в Китай. Однако, после того, как ЮКОСа не стало, «Роснефть» и сама заинтересовалась китайским направлением.

Однако это вовсе не означало, что теперь «Транснефть» могла спокойно строить трубу. Между нефтяными компаниями началась активная борьба за активы Восточной Сибири. Константин Пуликовский, который поддерживал планы «Роснефти» и «Газпрома» по созданию консорциума по разработке месторождений Восточной Сибири, перешел на работу в «Ростехнадзор», после чего это ведомство вынесло отрицательное заключение на проект строительства ВСТО. Лишь недавно ТЭО все же было одобрено.Наконец, не повезло «Транснефти» и с отменой в России прямых выборов губернаторов. В прошлом году на пост губернатора Иркутской области пришел Александр Тишанин – человек, близкий к главе РЖД Владимиру Якунину. Последнего уже называли в числе возможных преемников Владимира Путина в 2008 году. Тишанин стал самым ярым противником строительства нефтепровода вблизи озера Байкал. Заметим, что сейчас нефть в Китай поставляется по железной дороге. Однако когда будет построен нефтепровод, рационально передать все экспортные объемы «в трубу». Вряд ли такая перспектива нравится РЖД: здесь уже чисто экономическая конкуренция.

В итоге, как вчера стало известно, «Транснефть» победила всех, хотя за это и придется заплатить определенную цену. При этом из слов президента следовало, что главными «врагами» проекта стали некие международные силы, которых Владимир Путин вспоминает время от времени и обвиняет в стремлении не допустить возрождения России. «Мы с вами прекрасно знаем, что различные проблемы, возникшие при реализации масштабных проектов, в том числе проблемы экологические, слишком часто связаны с нездоровой конкуренцией на мировых рынках», - заявил он. Видимо, в данном случае он имел в виду международные экологические организации, которые выступили против строительства трубы рядом с озером. «Нас пытаются ограничить то на севере, то на юге, то на западе. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона развиваются огромными темпами, и они нуждаются в нас!» - заявил Путин.Однако как только началось обсуждение самого проекта, выяснилось, что российский президент настроен учесть требования экологов. Он подошел к карте и показал, что трубопровод должен проходить севернее намеченного маршрута. Однако при этом отметил, что «надо начинать строительство трубопровода с двух сторон. Но когда подойдете к Байкалу, должна быть готова вся документация. Трасса должна пройти севернее той зоны, которую обозначил академик Лаверов... Если там хоть один процент есть опасности, мы должны подумать об этом одном проценте, и не со ссылкой на людей, которые далеко живут от Байкала».

Таким образом, предложение, которое сделал президент, заключалось вовсе не в том, чтобы заново переделывать проект. Президент, напротив, призвал начать строительство на тех участках, которые не вызывают протестов у экологов. За время, пока строительство подберется к Байкалу, будет готова и вся документация по строительству трубопровода в обход озера. Характерно, что президент особо оговорил, что работы останавливать нельзя и все должно окончиться в срок.Реакция Семена Вайнштока на требование Путина изменить маршрут обходной трубы была неоднозначной. С одной стороны, теперь предстоит большая бюрократическая работа, а также необходимо будет искать дополнительные средства для трубопровода. С другой, при этом теперь появилось больше ясности с проектом ВСТО в целом. Совещание закрепляет победу «Транснефти» над всеми противниками, которые на протяжении нескольких лет пытались отложить его реализацию. «Еще неизвестно, кто выиграл, а кто на самом деле проиграл», - многозначительно заявил Вайншток.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net