Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

03.05.2006 | Сергей Михеев

Законопроект «Родины»: бочка мёда и ложка дёгтя

Многие идеи законопроекта «Родины» о статусе «коренных народов» и о понятии «соотечественник» выглядят вполне разумными и логичными. Как минимум такой закон позволил бы снять остроту межнационального напряжения в России. Ведь одной из причин этого напряжения является убеждение большинства коренных жителей России в том, что многочисленные мигранты безосновательно пользуются такими же правами, как и они. Однако совершенно очевидно, что законопроект не пройдёт хотя бы потому, что тему межнационального экстремизма, видимо, решено активно использовать в ходе избирательной кампании 2007-2008 гг.

Согласно законопроекту, «коренным народом» можно будет считать всех, кто когда-либо был коренным россиянином. Список коренных народов, впрочем, в тексте авторы не приводят, поручая утвердить его правительству, но определение дают: «Коренной народ России – народ, чья исторически сложившаяся территория проживания полностью или преимущественно находится в пределах территории РФ». Авторы поясняют, что «данное понятие вводится в правовую систему РФ с целью недопущения нарушения в результате миграционных процессов этнического баланса состава населения РФ, что может привести к резкому обострению межнациональных отношений».

Принадлежность человека к соотечественникам предполагается подтверждать специальным свидетельством, получить которое можно будет в том случае, если его соискатель докажет, что был гражданином российского государства в любой его ипостаси и относится к коренным народам России или же может считаться прямым потомком таковых. Репатриироваться же в РФ, согласно законопроекту, смогут без особых проблем как выходцы из России и их родственники, так и принадлежащие «к народам, языки которых относятся к одной языковой группе с русским языком». Для последней категории потенциальных россиян обязательно будет владение русским языком, порядок выявления которого, а также список тех народов, которые будут считаться языково близкими к русскому, предстоит определить правительству РФ.

Бедным репатриантам «родинцы» предлагают платить пособие на переезд из федерального бюджета и, кроме того, жилищную субсидию. В этом случае, правда, они смогут жить только в тех регионах, которые им будут указаны. Величины всех репатриационных выплат установить должна исполнительная власть. Президенту законопроектом предполагается поручить установить порядок проведения конкурсов по получению российского гражданства (в том числе и за деньги) и процедуру его прямой покупки. Сколько за это надо брать – решать будет тоже глава государства. Авторы закона полагают, что раз российское гражданство и так покупается, то пусть средства от этого идут не в карман чиновников, а в государственную казну.

Тем иностранцам, которые едут в Россию на работу, положено будет в обязательном порядке иметь рабочую визу даже в том случае, если у их страны есть с РФ соглашение о безвизовом въезде. Данное правило, указывается в проекте, прекратит свое действие только тогда и лишь в отношениях с теми государствами, которые подпишут с Россией договоры о реадмиссии, то есть возьмут обязательство возвращать за собственный счет на свою территорию тех своих граждан, которые въедут в Россию незаконно.

В общем, большинство этих позиций выглядят вполне логичными и в известной степени возвращают здравый смысл в обсуждение данных проблем. В самом деле, необходимо вспомнить о том, что распад СССР сопровождался не просто образованием новых государств, а образованием новых национальных государств. Фактически все постсоветские страны кроме России являются национальными государствами, с самого начала строившими свою новую идеологию на основе национализма (умеренного или не очень), а также признания той или иной нации государствообразующей, коренной, имеющей приоритетное положение в сравнении с другими народами, населяющими данную страну.

Стоит напомнить и о том, что население постсоветских стран в своё время массово проголосовало на референдумах за обретение независимости, которую они и получили практически безболезненно. Как говорили в начале 90-х – «из советской коммуналки народы бывшего СССР разъехались по отдельным, национальным квартирам». То есть те нации и народы, которые стремились выйти из Советского Союза, обрести собственную государственность и самостоятельно определять свою судьбу дальше, смогли это сделать.

В этом контексте совершенно ясны чувства коренных россиян, которые искренне не понимают, почему же теперь огромные массы тех самых людей, которые в своё время так стремились покинуть общий советский дом, теперь с таким же упорством стремятся осесть в России. Причём подчас не просто осесть и пользоваться такими же правами, как и все, но порой претендуя и на некое привилегированное положение, иезуитски апеллируя к тому, что они являются меньшинствами.

Надо признать, что в подавляющем большинстве случаев мигранты едут в Россию отнюдь не из-за любви к российской культуре, а затем лишь, чтобы удобнее и сытнее устроиться, чем в своих «национальных квартирах». Коренным россиянам вполне резонно всё это кажется элементарно несправедливым. Данное обстоятельство, несомненно, является одной из серьёзных причин объективного роста в России межнационального напряжения.

Авторы законопроекта совершенно справедливо считают, что исключение можно сделать лишь для представителей коренных народов России, волею судеб оказавшихся в других государствах и теперь стремящихся вернуться на «историческую родину». Ведь чаще всего это происходит потому, что в постсоветских государствах этих людей совершенно открыто подвергают дискриминации по национальному признаку, о чём сейчас практически престали публично вспоминать. В постсоветских государствах, в отличие от России, это с самого начала было общепринятой практикой. Кстати, и это обстоятельство тоже способствует росту враждебности россиян в отношении представителей бывших советских республик.

В чисто технологическом плане реализация положений законопроекта позволит коренным жителям России почувствовать себя более психологически комфортно, уверенно. Без сомнения, это скажется и на смягчении их неприятия мигрантов из других стран и ослабит базу потенциальных сторонников экстремистов. В этом вопросе будут как бы расставлены «точки над i», что без особых затрат поможет разрешить многие проблемы в сфере общественно-политических настроений россиян, которые, по данным социологических исследований, всё более склонны одобрять разного рода ксенофобию. Одними репрессивными мерами данную проблему не решить.

Да и в целом, что страшного в том, что государство защитит права коренных жителей страны? Разве не это в принципе является одной из основных функций любой государственной власти? И разве не поступают сходным образом в этой сфере многие другие страны мира? Достаточно вспомнить те же США, где процесс натурализации и получения гражданства является очень непростым.

Представляются вполне здравыми и другие предложения законопроекта. К примеру, о распределении мигрантов по регионам России. Всем известно, что у нас есть места, тихо умирающие из-за массового переселения коренных жителей в города. Некому работать на селе, некому осваивать труднодоступные районы страны. Если желание переселиться в Россию у некоторых людей столь непреодолимо, то почему бы им не заняться именно этими проблемами?

Впрочем, как уже говорилось выше, законопроект, почти наверняка не пройдёт. Ведь на самом деле борьба с межнациональной рознью и экстремистами - это выгодная тема, которую уже в полной мере используют в политических целях и, видимо, будут ещё активнее использовать по мере приближения выборов 2007-2008 гг. Если острота этой темы вдруг заметно снизится, то некоторым политикам и партиям будет не о чем говорить.

Однако, учитывая слухи о подконтрольности «Родины», не могло обойтись и без «ложки дёгтя», которая должна была априори испортить всю «бочку мёда». Видимо, для того, чтобы законопроект гарантированно не прошёл, в него включили предложение о замене паспортов на удостоверения личности. Мера слишком спорная для того, чтобы не вызвать многочисленные дискуссии. Скорее всего, именно на этом основании многие будут доказывать абсурдность предложений законопроекта. Заодно и населению нетрудно объяснить то, каким ужасным неудобством может стать для них очередная кампания по замене документов. Население, несомненно, это поймёт. Скорее всего, у многих вызовет естественное неприятие и предложение о покупке гражданства за деньги.

В то же время хорошо уже то, что здравые идеи законопроекта публично представлены на суд граждан и введены в информационное пространстве для обсуждения. Не исключено, что таким образом они рано или поздно будут признаны необходимыми и полезными большинством россиян.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Центр политических технологий подготовил первый выпуск аналитического мониторинга «Выборы2018», посвященный конфигурации политических сил на старте кампании. В докладе проведен экспертный анализ избирательной кампании по следующим измерениям: партийно-политическая рамка, региональное измерение, а также политические портреты кандидатов. Авторский коллектив: Игорь Бунин, Борис Макаренко, Алексей Макаркин и Ростислав Туровский.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net