Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

06.06.2005 | Татьяна Становая

РОССИЯ И ГРУЗИЯ ДОГОВОРИЛИСЬ О ВЫВОДЕ ВОЕННЫХ БАЗ

30 мая в Москве прошлом переговоры между министрами иностранных дел России и Грузии: по их итогам было принято совместное заявление, предусматривающее вывод российских баз из Грузии до конца 2008 года.

Катализатором переговоров по выводу российских баз стало постановление парламента Грузии, которое фактически признавало базы вне закона, если до 15 мая не будет подписано соглашение о выводе баз до 1 января 2006 года. 26 апреля министры иностранных дел двух стран Сергей Лавров и Саломе Зурабишвили заметно продвинулись к компромиссу: Россия согласилась на вывод баз до 1 января 2008 года. Однако в тот момент срок вывода был не принципиальным, так как Россия требовала "в пакете" оформление договором запрета на размещение военных баз третьих стран на территории Грузии и создание антитеррористических баз на основе дислоцируемых военных объектов.

26 мая состоялся телефонный разговор между президентами России и Грузии Владимиром Путиным и Михаилом Саакашвили. Тогда пресс-служба главы российского государства от имени Владимира Путина заявила, что Россия и Грузия вплотную подошли к компромиссному решению по срокам вывода баз, учитывающее реальные возможности организованного и цивилизованного вывода баз. Суды по всему, именно тогда президенты приняли окончательное политическое решение о выводе баз.

30 мая министры иностранных дел России и Грузии подготовили совместное заявление. Вывод российских военных баз из Грузии завершится в течение 2008-го года, сообщил глава МИД России Сергей Лавров. "Особое внимание в заявлении уделяется выводу российских военных баз сначала из Ахалкалаки, потом из Батуми", - сказал он. "В заявлении расписано, что вывод будет поэтапным - сначала тяжелой техники, личного состава, потом состоится передача российских военных объектов Грузии", - уточнил министр. Со своей стороны, Зурабишвили отметила, что подписание соглашения - это важный и конструктивный шаг. "Мы добились той цели, над которой так долго работали", - заявила она. С 30 мая российские базы в Грузии прекращают свое функционирование и переводятся в режим вывода.

Первая уступка со стороны Грузии - это увеличение срока вывода баз до 1 января 2008 года. Ранее грузинская сторона настаивала максимум на сроке до 1 января 2007, так как в 2008 и 2009 гг. состоятся соответственно парламентские и президентские выборы, и нынешняя власть хотела подойти к этому сроку без российского военного присутствия.

Вторая, более значимая уступка со стороны Грузии - это формат соглашения в виде заявления, а не договора. Если бы оно касалось не только вывода баз, но и других удовлетворенных требований российской стороны, то Россия настаивала бы на договоре, а Грузия - на заявлении, который проще дезавуировать. Сейчас ситуация обратная. Так как заявление касается преимущественно баз, России выгоднее оформить это заявлением, имеющим значительно меньшую юридическую силу. Это предоставляет Москве возможность занимать более гибкую позицию в зависимости от контекста отношений с Грузией: в случае резкого ухудшения отношений и отсутствия соответствующих соглашений, Россия может, ссылаясь на декларативный характер заявления, приостановить вывод. Здесь уже заложено противоречие, так как Грузия расценивает заявление как обязывающий документ.

Однако, с другой стороны, выбор формата заявления стал следствием того, что Россия не сумела добиться уступок по принципиальным для себя вопросам. Их решение фактически отложено: в ближайшее время только начнется подготовка соответствующих соглашений, которые уже будут иметь юридическую силу. Тем временем вывод баз уже начался.

Тем самым, Россия рискует оказаться в ситуации, когда она не сможет добиться защиты собственных интересов. Речь идет, во-первых, о создании антитеррористических центров. В подписанном заявлении говорится, что часть российского воинского контингента и материально-технических средств, а также инфраструктура российской базы в Батуми будут использованы для создания грузино-российского антитеррористического центра. Однако ни формат, ни сроки, ни объемы российского участия в его создании не оговаривается. Все это планируется оформить отдельным документом, а, значит, остается предметом разногласий. Правда, теперь Россия уже не сможет четко привязывать это к решению о выводе баз. Кроме того, Грузия заявила, что намерена привлекать для работы в антитеррористическом центре иностранных экспертов, что означает возможность привлечения и американских военных и представителей ОБСЕ. "Сейчас речь идет о военных базах. Вопрос о присутствии в Грузии военных специалистов - это совсем другое дело", - сказала министр иностранных дел Грузии Зурабишвили.

Россия также не сумела договориться об оформлении договором запрета на присутствие в Грузии военных баз третьих стран. Правда, Саломе Зурабишвили заявила, что "Грузия обладает туристическим и транзитным потенциалом и не заинтересована в размещении на своей территории военных баз других стран". Однако оформить военное присутствие США в стране в перспективе можно будет, не называя официально военные объекты базами.

Наконец, не до конца ясен вопрос и о финансировании вывода баз. Россия настаивала на участии Грузии и называла сумму в $500 млн. Здесь "уступка" Грузии весьма условна. С одной стороны, министр финансов Грузии Валерий Чечелашвили заявил, что грузинская сторона готова принять участие в мобилизации средств для вывода российских баз. Однако он здесь же добавил, что "у грузинской стороны нет обязательств такого характера - мы просто сказали российским партнерам, что готовы вместе с ними найти соответствующие средства и мобилизовать помощь на международной арене". По его словам, ранее ряд стран, в частности, США, заявили, что в случае необходимости окажут финансовую помощь в процессе вывода баз из Грузии. "Что касается выделения средств из грузинского бюджета, то это не предусмотрено", - отметил министр.

Еще одна проблема касается места дислокации выводимых баз. Неофициально Россия договорилась об этом с Арменией, вызвав резкую реакцию со стороны Азербайджана. В то же время Москва рассчитывала, что и Грузия разделит ответственность за место вывода баз, однако и здесь не удалось добиться успеха. "Мы пошли на все (продление срока вывода до 2008, - прим.) именно потому, чтобы затем нам не могли сказать: мы были вынуждены вывести базы в сторону Гюмри (российская база на севере Армении, - прим.) потому, что вы не согласились на дополнительные сроки, - подчеркнула глава МИД Грузии. - Так что мы сделали все, чтобы базы были выведены в сторону России". Как отметила Саломе Зурабишвили, теперь "если какая-то часть выйдет в направлении Гюмри, то это уже будет зависеть не от нас, а от решения России". 2 июня США выразили свою обеспокоенность переброской военных баз в Армению.

Неслучайно в Грузии заявление приветствовали самым теплым образом. Парламент Грузии убежден, что вывод российских военных баз с территории Грузии будет содействовать утверждению безопасности и стабильности в регионе, также как и оздоровлению и нормализации грузино-российских отношений. "Грузия начинает строить совершенно новые отношения с Россией", - заявил президент Грузии Михаил Саакашвили. "Этим решением мы наладим гораздо более конструктивные отношения и забудем прежние обиды", - заявил он.

Теперь России будет гораздо сложнее добиваться от Грузии уступок по другим принципиальным вопросам, которые ранее были четко привязаны к вопросу вывода баз. Теперь, когда это вопрос решенный, у Москвы не осталось козырей для влияния на Грузию, исключая угрозу приостановки вывода, что может вызвать международный скандал и ударить по репутации России. Таким образом, можно сказать, что достигнутый компромисс носит лишь условный характер, и Грузия сумела добиться максимально возможного для себя результата.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net