Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

01.06.2006 | Алексей Рощин

Телевизионный образ правосудия

У той весьма немногочисленной и противоречивой части аудитории, что любит смотреть телесериалы, но при этом все же не потеряла способности к анализу, уже давно были трудности при просмотре так называемых «детективных сериалов». Беда в том, что при комплексном просмотре разных сериалов целостная картинка работы нашей правоохранительной системы никак не складывалась.

Точнее, картинка получалась уж очень разной в зависимости от профессиональной принадлежности того, кто избран авторами в главные герои. Так, если герои – доблестные оперативники (как в популярнейших «Ментах»), то у зрителя складывается полное впечатление, что практически всю работу в РФ по ловле преступников осуществляют именно сотрудники оперативных отделов милиции, пресловутые «оперА». Что бы ни случилось – они, как известно, отвечают «Прорвемся!» - и действительно прорываются. Опера и расследуют, анализируют, допрашивают, задерживают, продумывают многоходовые комбинации, «колят»… Будь то весело-брутальные, размножившиеся простым почкованием «менты» или их коллега «для продвинутых домохозяек», но тоже оперативница Каменская. В лице «оперов» телевидение воспевает ПРОФЕССИОНАЛОВ, ненавязчиво давая понять, что, не будь их, мы все давно бы по уши погрязли в преступности.

При этом и в «Ментах», и в «Каменской», конечно же, где-то на заднем плане мелькают странные люди под названием «следователи», иногда даже звучит слово «Прокуратура»… Однако же, понять, кто такие эти «следователи», зритель, как правило, не успевает. От этих второстепенных персонажей остается только смутное ощущение, что они, похоже, только перебирают какие-то бумажки да порой путаются под ногами у доблестных «оперов».

Однако совсем иная картина предстает перед зрителями других, не менее популярных сериалов на ту же тему – ловли преступников. Достаточно назвать «Марш Турецкого» и «Тайны следствия». Тут уже другие популярнейшие артисты – неотразимый Домогаров и трепетная Маша Ковальчук (любимцы как раз женской и мужской части телеаудиторий) – изображают как раз следователей этой самой Прокуратуры. И, о чудо! Можно подумать, что речь в этих сериалах идет уже о каком-то другом государстве, с другой правоохранительной системой! Тут уже, наоборот – главная фигура в поимке злодеев – как раз Следователь, и никто иной. Он/она МЫСЛИТ, допрашивает, ходит «на захват», опять же, анализирует, проникает в преступные замыслы… Нет, «опера» в таких сериалах тоже присутствуют. Но – как-то «под сурдинку», тихо, незаметно. Зрителю сразу понятно, что роль «опера» - «подай-принеси». Второстепенная. А все решает ПРОФЕССИОНАЛ сыска… То есть СЛЕДОВАТЕЛЬ. Брутальная Маша Швецова или тонко чувствующий Турецкий… Или наоборот? Словом, они – а вовсе никакие не «оперативные работники».

Похоже, в последние полгода зритель, решивший все ж составить себе представление о правоохранении в России исходя из телевидения, окончательно запутался. Точнее, телевидение его запутало. По всем каналам стремительно расплодились телепередачи типа «Суд идет!», «Час суда» и т.п. Российским зрителям, видимо, уставшим лицезреть нелегкие будни телевизионных Каменских и Турецких, решили показать театрализованные судебные процессы. «Почти как в жизни». Да, «судят» там не совсем реальные судьи, стороны процесса изображают безвестные актеры – однако в основе всех «телепроцессов» лежат, тем не менее, совершенно реальные судебные процессы.

И здесь добросовестного зрителя детективного жанра подстерегает шок. На голубом экране вовсю разворачивается СУДЕБНОЕ следствие. То есть, очевидно, стороны обсуждают в суде линии обвинения, ранее (за кадром) добытые и сформулированные «в поте лица» всей прежней «телебригадой»: Каменскими, Знаменскими, «ментами» в полном составе, под руководством (или при попустительстве) Старшего Советника Юстиции Шевцовой и САМОГО «важняка» Турецкого.

Что же видит зритель? Он видит, как в ходе СУДЕБНОГО следствия то и дело происходят потрясающие вещи: «вдруг» вскрываются совершенно новые, неизвестные обстоятельства дел; давно «расколотые» свидетели отказываются от показаний, меняют их на противоположные, «вспоминают» вдруг такое, о чем в материалах дела нет ни намека. Зал бурлит, незримые чаши весов не то что колеблются – а прямо-таки раскачиваются! Убийцы оказываются не убийцами, воры – не ворами, гнусные изуверы – несчастными жертвами оговора…

У вновь появившихся на нашем ТВ псевдореалистичных «судебных» сериалов очень важная общественная функция. Они призваны (и пока успешно справляются с функцией) восстановить авторитет СУДА как института.

Потому что в годы засилья «сыщицкой» продукции наблюдался весьма опасный феномен. Сами того, возможно, не желая, создатели детективных саг о подвигах российских милиционеров и/или прокуроров сеяли сомнения в самой необходимости СУДА. Каждый читатель или зритель «Каменской», как и любого другого подобного сериала, волей-неволей приходил к выводу, что при наличии очаровательной героини Яковлевой-Марининой собственно суд и не нужен. Причем любой – хоть традиционный, хоть суд присяжных. Зачем суд, если все ясно, если Каменская вместе с Турецким все про всех разузнали и обо всем догадались? Надо просто внимательно прочитать материалы «Дела» и дать каждому «что положено» по УК.

Стойкое убеждение, что суды – это ненужная роскошь, пустило свои корни глубоко в сознание нашего общества. Именно на нем строит свои позиции многочисленная ныне (хотя и разношерстная) клика противников суда присяжных. Если «поскрести» иного такого «любителя профессионализма» и «ненавистника людей с улицы», то часто окажется, что на самом деле ему противна не то что идея присяжных – а вообще сама идея СУДА. «Менты» собрали данные, «Маша» подшила и сформулировала обвинение – что еще вы хотите? «Штампуйте» приговор!

Так думают люди из самых лучших побуждений. Те, которые обожают сериалы по Марининой и Донцовой.

Балаганные розыгрыши судебных процессов пока что в одиночку противостоят этому общему мнению. Дай бог, чтобы их было больше.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net