Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.06.2006 | Георгий Ковалев

Совет Федерации не поддается реформированию

Страсти, разгоревшиеся в последнее время вокруг верхней палаты Федерального собрания в связи с отставкой четырех сенаторов, привели к тому, что в очередной раз в СМИ заговорили о том, что реформа Совета Федерации назрела. Однако если весной этого года отечественная пресса тиражировала мнения экспертов, то вчера со своей идеей реформирования выступил один из региональных тяжеловесов - президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев. Ситуация конца мая этого года, по сути, вскрыла один из многих нарывов, которые существует в нынешней системе законодательной власти, и активный губернаторский корпус не преминул этим воспользоваться.

Реформа Совета Федерации образца 2000 года, когда был изменен принцип формирования верхней палаты парламента (вместо губернаторов и председателей заксобраний сенаторами стали их назначенцы, часто не имеющие никаких реальных связей с делегировавшим их регионом), вызвала массу споров. Позиция, отстаиваемая Кремлем, заключалась в том, что прежняя схема комплектования сенаторского корпуса нарушает принцип разделения властей (мол, главы региональных администраций, будучи представителями исполнительной власти на местах, не могут входить в Совфед). Реальной же причиной реформирования верхней палаты явилось то, что в ней в конце 90-х, накануне большого избирательного цикла, образовалась межрегиональная группа сенаторов во главе с мэром Москвы Юрием Лужковым, что в дальнейшем послужило основой для создания тогда оппозиционного движения «Отчества». Придя к власти, Владимир Путин, которому досталось нелегкое «ельцинское наследство», в том числе и в виде «парада суверенитетов», инициировал реформу Совета Федерации, который тогда являлся слабо контролируемым органом, мешающим проведению политики «вертикализации власти». В итоге «региональные бароны» были изгнаны из верхней палаты парламента, а на их место пришли люди, с которыми уже «можно было работать».

Нынешний спикер Совета Федерации Сергей Миронов, сменивший на посту председателя палаты Егора Строева, довольно быстро вошел в отведенную ему роль и благодаря своим небесспорным законодательным инициативам, направленным на дальнейшее реформирование палаты, фактически создал систему личной зависимости сенаторов от своей фигуры. В результате губернаторы, покинувшие Совфед, но в душе все же надеявшиеся на то, что им удастся сохранить рычаги влияния на делегируемых ими же представителей, оказались ни с чем. Верхняя палата превратилась в столь же послушную «машину для голосования», как и Госдума, депутатское ядро которой составляют лояльные Кремлю единороссы.

Но одно это еще полбеды. Другой проблемный аспект прошедшей реформы Совета Федерации заключается в том, что в нем оказались люди, по сути, не имеющие никаких связей с регионами, интересы которых они должны представлять. Более того, СФ приобрел чисто декоративные формы: его стали называть «кладбищем слонов» (места для экс-губернаторов и весомых в прошлом политиков), «палатой лордов», «палатой варягов» или даже «сборищем меритократов» (значительное количество сенаторов - представители крупного бизнеса).

В этой связи нет ничего удивительного, что и в экспертной среде, и, как следствие, в СМИ, стали появляться идеи об упразднении Совета Федерации (давним сторонником этой идеи является лидер ЛДПР Владимир Жириновский, полагающий, что Россия должна быть унитарным государством и никаких «советов федерации» не должно быть). Правда, еще до этого широко обсуждалась идея изменения порядка формирования верхней палаты парламента - с назначения сенаторов, как это делается сейчас, на их избрание населением. Этой идеи некоторое время придерживался, во всяком случае, на словах, и Сергей Миронов. Однако сам принцип избрания сенаторов населением несет для власти ряд издержек, главный среди которых - потеря управляемости над сенаторским корпусом.

Последние же скандалы, возникшие вокруг отставки четырех сенаторов без должного объяснения причин, вновь поставили вопрос о реформе Совета Федерации на повестку дня. И здесь инициативу взял на себя Минтимер Шаймиев. Президент Татарии выразил свою точку зрения по поводу последних событий в стенах Совфеда, объяснив их серьезными изъянами в порядке формирования верхней палаты. "Тех или иных скандалов следовало ожидать, поскольку нынешний состав Совета Федерации в основном состоит из «денежных мешков». Здесь заседают люди, которые зачастую не имеют абсолютно никакого или же имеют весьма отдаленное отношение к тем регионам, от которых они делегированы и интересы которых они должны представлять на деле", - заявил Шаймиев. Сами отставки президент Татарии назвал неэтичными, поскольку сенаторам, отправленным в отставку, не предоставили возможности объясниться.

Шаймиев также не исключил, что скандальные ситуации в верхней палате могут возникать и впредь. А дабы этого не повторялось, президент Татарстана заявил, что "назрела" новая реформа СФ, изложив собственный ее вариант. Так, половину состава верхней палаты парламента, по Шаймиеву, стоит формировать из представителей региональных парламентов в ранге вице-спикера, вторую часть, представляющую исполнительную власть, могли бы представлять по одному из членов правительства каждого субъекта.

Смысл предложений президента Татарстана вполне понятен. Он озвучивает точку зрения губернаторского корпуса, недовольного ситуацией, когда у глав регионов полностью отобрали рычаги управления над их же представителями на федеральном уровне. Делегируя в СФ вице-спикера местного парламента и члена регионального правительства, губернатор сможет оказывать реальное влияние на своих сенаторов. Дело в том, что сенаторствовать те будут до тех пор, пока они сохраняют за собой кресла вице-спикера парламента и члена правительства соответственно. А лишить их этих мест может только местная власть, а не федеральный центр.

Учитывая все это, вряд ли стоит ожидать, что Кремль всерьез будет рассматривать вариант реформы Совета Федерации, предложенный Шаймиевым. Ибо, по сути, это бы означало возвращение к прежней системе, когда верхняя палата была самостийной и представляла некий вариант губернаторской фронды. Впрочем, это вовсе не означает, что СФ не будет реформироваться. Дискуссия по этому вопросу началась, однако общепризнанного варианта реформы нет, да и вряд ли скоро появится.

Ссылки по теме:

Совет Федерации: зачистка продолжается

Законодательная вертикаль Сергея Миронова

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net