Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

13.06.2006 | Татьяна Становая

Преемником Владимира Путина население видит Владимира Путина

6 июня «Левада-центр» обнародовал очередной ежемесячный обзор «Социально-политическая ситуация в России в мае 2006 года». Часть опроса была посвящена президентским выборам 2008 года. Опрос проведен с 19 по 22 мая в 46 регионах России. По его результатам можно говорить об успешном продвижении проекта «преемник». Впервые рейтинг первого вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева обогнал рейтинг вице-премьера, министра обороны РФ Сергея Иванова. Кроме того, значительно выросло число как сторонников схемы «преемничества», так и число сторонников «третьего срока». Такая ситуация наиболее благоприятна для Владимира Путина: он укрепляет свои позиции, одновременно готовясь к передаче поста президента заведомо более слабому претенденту.Рейтинг «Левада-центра» примечателен сразу несколькими тенденциями.

Во-первых, заметно вырос в целом рейтинг доверия Владимиру Путину. Так, полностью доверяют или скорее доверяют ему 77%. В марте таких было 73%. Правда, внутри этих рейтингов тенденции разнонаправленные. Число полностью доверяющих снизилось, а скорее доверяющих, напротив, выросло. Число тех, кто скорее не доверяет также снизилось. Это означает, что за два месяца как выросло число тех, кто разочаровался в президенте и снизил уровень доверия к нему, так и тех, кто, напротив, стал доверять больше. На очень высокий уровень поднялся и индекс одобрения / неодобрения деятельности Путина на посту президента – 76 / 23 (72 / 26 в апреле), хотя рекордная величина зимы 2004 года (82 / 17) все еще не достигнута.

Возросло число тех, кто разделяет взгляды и позиции Путина, с июня прошлого года по май нынешнего выросло с 18% до 26%. Этот показатель поднимался заметно выше 20% лишь однажды – в декабре 2003 года, когда в самом разгаре была антиолигархическая кампания, наложившаяся еще и на парламентские выборы. Более того, с июня 2005 года по май 2006 число тех, кто поддерживает президента только потому, что нет достойной альтернативы, снизилось с 22% до 17%.

Однако это вовсе не означает, что Владимир Путин стал менее безальтернативным. Напротив, он стал еще более безальтернативным. К отсутствию реальных конкурентов на политическом поле, добавилась и положительная мотивация в пользу президента, основанная на «связке» Путина с популярными проектами.Отсюда вторая тенденция. Опрос показал более высокий интерес массовой аудитории к основным тезисам послания президента. Например, в 2003 году предвыборное послание смотрели 18%, а были знакомы с ним – 15%. В этом году смотрели послание 24%, а знакомы – 21%. Наиболее привлекательные темы нынешнего послания: демографические проблемы, борьба с коррупцией, программа «доступное жилье». Остальные вопросы были отмечены в меньшей степени. Таким образом, Владимир Путин отдал в послании приоритет заведомо популярным темам, которые носят долгосрочный характер и являются жизненно важными для большинства россиян. 52% респондентов заявили, что послание окажет серьезное влияние на жизнь страны. В этом, видимо, и причина положительных изменений в отношении к Владимиру Путину: именно с его именем население связывает возможное улучшение жизни. Рост симпатий происходил за счет женской части россиян.

Однако такие показатели лишь фиксируют положение отношение к инициативам и рост ожиданий. В действительности, проведенное Центром политических технологий исследование методом фокус-групп в Москве показывает, что отношение к посланию президента далеко не однозначно. Уровень доверия к президентским обещаниям весьма низок, а предложения по демографии восприняты очень критично с точки зрения методов решения проблемы низкого уровня рождаемости (респонденты готовы принимать только «живые деньги»).

В-третьих, значительно выросло число сторонников внесения изменений в Конституцию для предоставления Владимиру Путину возможности баллотироваться на пост президента третий раз. Целиком положительно к этому относятся 23% (в 2005 году – 13%-19%), скорее положительно – 36% (28%-25% в 2005 году). В целом получается, что 59% опрошенных готовы поддержать идею «третьего срока». При этом если бы Владимир Путин участвовал бы в выборах, то у него фактически не было бы серьезных конкурентов. Если бы выборы президента РФ проходили в ближайшее воскресенье, возможные кандидаты (открытый список, без учета конституционных ограничений) получили бы такую поддержку: В. Путин – 32%, Г. Зюганов – 4%, В. Жириновский – 3%, Д. Медведев, С. Глазьев, С. Иванов – по 2%, Ю. Лужков, С. Собянин, С. Шойгу – по 1%. По данным ФОМ (опрос 27-28 мая 2006), президентский рейтинг Путина колебался в мае вокруг отметки в 50% (в этом опросе респондентам не было предложено назвать другие фамилии).

Если же Владимир Путин не будет участвовать в президентских выборах, то мнения респондентов тут весьма противоречивы. 46% заявили, что хотели бы открытой состязательности между кандидатами. 42% хотели, чтобы Путин указал на того кандидата, кого он считает наиболее достойным для поста президента. За прошедшие два месяца желание голосовать за предложенного Путиным преемника значительно выросло: в мартовском опросе такое намерение выражали лишь 29%, а в мае – уже 43%.Таким образом, опрос показывает, что население теперь в большей степени готово принять безличную альтернативу (не зная заранее, кто это будет) Владимиру Путину в качестве преемника.

Это означает, что преемник, который будет, безусловно, из ближайшего окружения действующего президента, будет «питаться» за счет популярности и личной поддержки Владимира Путина, который сможет достаточно легко «передавать» свой рейтинг любому преемнику. Публичная взаимосвязь между преемником и Путиным, следование его основным популярным тезисам, становятся главным электоральным ресурсом преемника, обеспечивая одновременно и его зависимость от Путина.

В-четвертых, опрос «Левада-центра» показал рост рейтинга первого вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева, который элитой воспринимается как главный претендент на президентское кресло в 2008 году.

Напомним, что социологические службы лишь относительно недавно стали отслеживать рейтинги «преемников». По апрельским данным ВЦИОМ, деятельность Медведева одобряли 37%, Иванова – 51%; не одобряли – 21% и 26% соответственно. Рейтинг доверия с января по март с.г. у Иванова вырос с 10 до 11%, а у Медведева – с 0 до 6%. По данным «Левада-центра», полностью доверяют Медведеву 5%, в основном доверяют – 27%, у Иванова – 10% и 40%. Рейтинг недоверия у Медведева, соответственно, 9% и 26%, у Иванова – 11% и 27%. В целом уже тогда можно было говорить, что у Медведева есть положительная динамика. Учитывая, что на публичном посту он находится всего лишь несколько месяцев, и население его пока плохо знает. В апреле Сергей Иванов опережал Медведева по рейтингу, однако надо понимать, что в публичной деятельности он находится не один год. Более того, число тем, по которым Медведев становится «ньюсмейкером», растет, и все они имеют первостепенное значение для страны.

В опросе «Левада-центра» речь идет о президентском рейтинге, который без участия Владимира Путина проводится впервые. По его результатам, президентский рейтинг Дмитрия Медведева опередил всех его конкурентов и составил 10,3% респондентов. На втором месте лидер ЛДПР Владимир Жириновский - 7,3%. Сергей Иванов лишь третий – за него готовы проголосовать 7,2% респондентов, а за лидера коммунистов Геннадия Зюганова - 6,8%. Вслед за ними идут уже оппозиционные кандидаты, лидерство среди которых занимает Сергей Глазьев – 3,2%. Среди «либералов» лидирует Владимир Рыжков – 1,9%. Остальные кандидаты получили не более 1,9%, но не менее 1%. Против всех готовы проголосовать 18% респондентов, не стали бы голосовать 18%, а затруднились ответить 25% граждан. Вырос и рейтинг доверия Дмитрия Медведева: с 4,9% в апреле до 7% в мае.

Главной «новостью» для СМИ стал тот факт, что рейтинг Медведева обогнал рейтинг другого «преемника» вице-премьера правительства РФ, министра обороны Сергея Иванова. Основанием для такого роста стало увеличение присутствия Медведева в СМИ. Для его раскрутки используются потенциально наиболее популярные национальные проекты. В качестве инструментов раскрутки активно используются СМИ. По данным Центра анализа и мониторинга СМИ, за период с 1 апреля по 1 июня на федеральных телеканалах («Первый канал», канал «Россия», НТВ, ТВЦ и Ren-TV) Иванов упоминался 140 раз, а Медведев - 213. А по данным информационно-аналитической системы «Медиалогия», с 1 апреля по 7 июня на центральных телеканалах Иванов упоминался 311 раз, а Медведев - 424.

Тем не менее, ни Медведев, ни Иванов на данный момент не воспринимаются населением в качестве преемников. Как показывают фокус-группы, проведенные Центром политических технологий сразу ежегодного послания президента, респонденты не выделяют никого в качестве потенциального «преемника» из более широкой категории «ближнего круга» Владимира Путина, в который вписываются практически все политики, фигурирующие в контексте «близости к президенту».В то же время и Медведев, и Иванов имеют «зеркальные» преимущества и недостатки.

Медведев «приятен, «симпатичен», но наиболее его слабым местом является отсутствие собственной харизмы и авторитета (более подробно о результатах фокус-групп можно прочитать на сайте www.politcom.ru). Он на данном этапе не рассматривается как закономерный кандидат в президенты. Главной проблемой Медведева в этом контексте остается не только и не столько успешность в продвижении национальных проектов, которые пока во многом хотя и воспринимаются с надеждой, но несут в себе большой риск будущего разочарования, а формирование президентского, лидерского образа.

Сергей Иванов, напротив, видится респондентам как сильный, волевой политик. Однако не видят в нем эмпатийные качества (нет явных «человеческих» симпатий) и критикуют за положение в российской армии.

Рост рейтинга Медведева и рост числа респондентов, готовых проголосовать за преемника, предложенного Владимиром Путиным, может стать дополнительным аргументом во внутрикремлевской борьбе за выдвижение Медведева на пост президента в 2008 году. Однако у «силовиков», которые заинтересованы в третьем сроке появился гораздо более мощный аргумент в свою пользу. Число россиян, выступающих за избрание Владимира Путина на третий срок, выросло за последние 9 месяцев с 41 до 59%. Почти 60% - за третий срок против 10% - за Медведева – картинка скорее в пользу «силовиков». Поэтому президенту, если он принял решение о передаче власти в 2008 году, придется уже сейчас «переламывать» ситуацию в пользу «преемника» или «преемников». Стоит отметить, что продвижение Медведева происходит только при посредничестве Владимира Путина. Все популярные инициативы сначала озвучиваются Владимиром Путиным и лишь потом, после того, как сняты «сливки», передаются Медведеву на реализацию. Это означает, что Владимир Путин не намерен «передавать» свой рейтинг преемнику. Косвенным подтверждением этого стало высказывание первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева в беседе с журналистом «Коммерсанта» Андреем Колесниковым после видеоконференции по национальным проектам: «Сегодня разговаривал в основном президент, а у меня остался большой неисчерпанный потенциал для разговора, а если вы за три часа этого не поняли – ну что ж…,», - сказал Медведев.

Рейтинг «Левада-центра» показал, что первое – безальтернативность Владимира Путина в глазах населения растет. Рейтинг Владимира Путина – важнейший ресурс, если не единственный, позволяющий ему сохранить влияние после президентских выборов. Поэтому, даже после ухода с поста президента, Владимир Путин будет заинтересован в том, чтобы сохранить непосредственный «контракт» с обществом и при помощи него формировать государственную политику. Второе – он без труда сможет «передать» свой рейтинг любому преемнику и население готово этого преемника принять. Третье – рост популярности преемника будет расти исключительно за счет личной поддержки Владимира Путина и эффективности использования медийных технологий. Из чего следует, что «самостоятельный» рейтинг преемника будет оставаться на достаточно низком уровне.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net