Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

28.06.2006 | Татьяна Становая

Владимир Путин подготовился к бою

Вчера Владимир Путин провел встречу с российскими послами, на которой сформулировал положения, реализация которых способна качественно изменить российскую внешнюю политику. Главной особенностью выступления президента стала четко выраженная мысль о миссионерстве: по словам Путина, другие страны все больше нуждаются в России, а сама она готова брать на себя ответственность «за более безопасный и демократический миропорядок». Выступление носило антиамериканский характер: ощущались новые конфронтационные нотки, которые, правда, не возводились на уровень новой политической линии.

Выступление президента вполне укладывается в обозначенную еще на пресс-конференции с российскими и иностранными журналистами в январе этого года концепцию России как субъекта мировой политики. Заявления Путина на пресс-конференции фактически стали презентацией нового формата позиционирования нашей страны. Этот формат конструируется уже несколько лет, однако, пожалуй, впервые его можно отчетливо представить себе - исходя из комплекса заявлений президента, сделанных в течение одной пресс-конференции.

Новая концепция предусматривает позиционирование России как субъекта мировой политики. Характеризуя субъектность России, можно выделить четыре основных ее элемента: суверенитет и недопустимость внешнего влияния; наличие собственных инициатив глобального масштаба; конкурентоспособность российской экономики и эффективная власть; общепризнанность России как субъекта мировой политики.

Однако вчера все это получило ощутимую конфронтационную «подкладку». Путин говорил о новых «рычагах» влияния (не только внешнеполитических, но и финансово-экономических – явно имелась в виду новая газовая политика России) говорил о «завоевании новых позиций». «Надо в полной мере отдавать себе отчет, что конфликтный потенциал в мире, несмотря на все предпринимаемые усилия, продолжает возрастать. После разрушения биполярного порядка сохраняется большой элемент непредсказуемости в глобальном развитии. Возможно, именно отсюда не утихают разговоры о неизбежном конфликте цивилизаций с перспективой длительной конфронтации по примеру «холодной войны… если позволить развиваться инерции прежних подходов, то мир вновь будет обречен на бесплодное противостояние», - заявил Владимир Путин. Красной нитью через все выступление шла мысль о постоянной борьбе за «более безопасный и демократический миропорядок, за равный доступ стран и народов к преимуществам глобализации».

В то же время Путин говорит, что «России конфронтация не нужна ни в каком виде. И мы ни в каких «священных союзах» участвовать не будем». Такое заявление СМИ было воспринято как лукавое. В действительности Россия пока просто не может себе строить «священные союзы»: даже те страны, которые находятся в непростых отношениях с США, опасаются антиамериканской риторики. Достаточно вспомнить недавний саммит ШОС, где от декларируемого антиамериканизма в преддверии саммита ничего не осталось: большинство членов ШОС не заинтересованы в этом. Фактически антизападный «священный союз» может объединить только страны-изгои (Иран, Белоруссия, Узбекистан), с коими Россия тоже не очень хочет вставать в один ряд.

Речь идет о поддержке стран, которые стали объектами внешнеполитической линии США, например, об Иране и его праве иметь ядерную энергетику. Более того, президент фактически обвинил США в стремлении ряда стран к обладанию оружия массового поражения. «Должен также прямо сказать, что среди источников, подпитывающих тягу ряда стран к обладанию оружием массового уничтожения, к реализации других военных программ, не только национальные амбиции, но и навязываемое всем нам гипертрофированное значение силы в международных отношениях», - заявил Владимир Путин. Здесь президент не мог не озвучить и давнее предложение России создать международную сеть центров по обогащению урана.

Не обошел президент и тему урегулирования региональных конфликтов. Он подтвердил свой прежний тезис о том, что «принципы урегулирования должны быть универсальными и опираться на международное право, на уважение интересов всех затронутых в конфликте народов». Речь идет о Косово, Закавказье, Приднестровье и Кипре.

Данное заявление подтверждает, что Россия будет и впредь активно участвовать в разрешении конфликтов вокруг Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Слова президента говорят о том, что Россия не поддержит никакие акции по «восстановлению территориальной целостности» и рассматривает референдум как единственный и универсальный механизм самоопределения народов. Он также заявил, что «на пространстве СНГ наша страна непосредственно участвует в урегулировании ряда конфликтов. И хотел бы подчеркнуть, что мы и впредь будем выполнять свою миротворческую миссию – несмотря на откровенные провокации, с которыми мы подчас сталкиваемся».

Касаясь внешней политики на постсоветском пространстве, Владимир Путин поддержал новую энергетическую политику, выраженную в переходе на рыночные отношения в газовых отношениях. Практически тут не было сказано ничего нового, кроме одного: он обвинил критиков перехода на рыночные цены в политизированности и двойных стандартах. «Вывод напрашивается один: весь поток критики по сугубо экономическому вопросу носил исключительно политизированный характер… Принцип «то, что позволено Юпитеру, не позволено быку» для современной России абсолютно неприемлем», - заявил президент.

Не называя Украину и Грузию, Владимир Путин коснулся и их. Он опроверг мнение, что Россия стремится диктовать странам СНГ, какую внешнюю и внутреннюю политику им проводить. Но дал понять, что Россия имеет «право выбирать друзей». Иными словами, если Украина и Грузия выбирают внешнеполитический вектор, противоречащий интересами России, то Россия вправе перестать «дружить» с ними. Одновременно он предупредил, что «попытки игнорировать веками складывающиеся связи между народами оборачиваются угрозой появления несамостоятельных, слабых, зависимых государственных образований». Очевидно, что под связями имеется в виду пророссийская внешняя политика.

В отношениях с ЕС Путин говорил о том, что Россия зарекомендовала себя надежным партнером. Именно от того, насколько Европа поверит в это, будет зависеть успешность российских предложений в области энергетики. Россия хочет получить доступ к газораспределительным компаниям европейских стран в обмен на доступ европейских компаний к добыче российского газа. Европа видит в этом угрозу своей безопасности. В ответ на это Путин вчера заявил: «Странно, когда в отношениях сегодняшнего дня кто-то пытается выстраивать новые «занавесы» и барьеры. Хотя на словах все говорят, что Европа должна быть без границ. Ну давайте вместе решать эти проблемы тогда».Наконец, президент выделил важнейшие направления во внешней политике: взаимодействие с Китаем, Индией, развитие ШОС.

И лишь в самом конце выступления президента разговор пошел о США. Надо признать, что все, что Владимир Путин думает о США, было сказано в самом начале. В конце американцам достались в основном формальные и «беззубые» слова о необходимости сотрудничества в области борьбы с терроризмом. «Особое значение для стратегической стабильности имеют отношения России с Соединенными Штатами Америки. Совместный отпор терроризму и наши усилия в урегулировании ряда ключевых региональных проблем – это тот позитив, который следует распространять и на решение других прагматических задач», - заявил Путин. «Конечно, нам еще надо многое менять в отношениях друг с другом. И чтобы перемены носили положительный характер, политикам обеих стран необходимо как аксиому усвоить: партнерство между такими державами, как Россия и США, может строиться исключительно на условиях равноправия, взаимного уважения», - отметил президент.

В данном случае показательно, что непосредственно российско-американским отношениям было отведено одно из самых последних мест, впереди оказались отношения с СНГ, ЕС, Китаем и Индией.Показательно, что президент ничего не сказал про саммит G8. Возможно, это связано с некоторым разочарованием: уже сейчас очевидно, что такие значимые и принципиальные для России идеи в энергетической сфере, в вопросе создания международной сети центров обогащения урана – скорее всего, не будет поддержаны странами G8. Поэтому о «большой восьмерке» лучше промолчать, особенно на фоне более явных конфронтационных ноток в отношении США в выступлении президента. Ничего не было сказано и про СНГ как организацию. Президент положительно упоминал ШОС, ОДКБ – видимо, они постепенно придут на смену СНГ, которое отомрет само собой.

Конечно, с одной стороны, можно только приветствовать активную внешнеполитическую линию и стремление отстаивать национальные интересы России в мире. Однако, с другой стороны, можно видеть, что Россия в действительности теряет свое влияние последние пятнадцать лет, что особенно заметно на постсоветском пространстве – в традиционной сфере влияния нашей страны. Кремлю становится все труднее бороться за сохранение своих позиций, в то время как риторика все более ужесточается. Россия не хочет «дружить» с теми странами, которые не принимают требования Москвы, фактически выдвигая ультиматум: либо учитываете наши интересы, либо станете нашими противниками. Поэтому Россия и не хочет проводить разделительные линии. «Мы также не делим страны мира на те, с кем будем сотрудничать, и те, кому будем противостоять. Наши конкуренты (например, на экономических рынках) – это одновременно и наши ключевые партнеры в решении важнейших международных проблем», - заявил президент. Тем самым, сохраняется двойственность, которая в большей степени направлена не на сотрудничество, а на продвижение российских национальных интересов. Это неплохо, но насколько это эффективно, покажет время.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net