Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

29.06.2006 | Анатолий Цыганок

Разговоры о перевооружении российской армии - миф

Программы развития вооружений, принимаемые во всех развитых странах мира, имеют сходные цели и задачи. В них, как правило, учитывается развитие новейших перспективных средств вооруженной борьбы по трем приоритетным параметрам. Обеспечение насущных потребностей собственной армии. Реализация задач по разработке перспективных вооружений, способных появиться в ближайшие десятилетия, в области авиастроения и космонавтики, судостроения, наземных средств для сухопутных войск. Наконец, обеспечение выполнения заказов по экспортным контрактам.

Программы развития или его имитация?

Государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы, принятая 2 июня Военно-промышленной комиссией (ВПК) при правительстве России, в этом смысле нетипична. Не только потому, что изменен порядок приоритетов. Не только потому, что продолжается выпуск добротной серийной продукции, уже трижды и четырежды модернизированной. Но и потому, что в угоду управленцам и сопредседателям ВПК, отвечающим за развитие отдельных направлений, «запланирована» не перспективная разработка, а отставание в ряде принципиальных военно-технических областей. При этом подчеркивается, что если в предыдущей программе, принятой в 2001 году и рассчитанной до 2010 года, серийные закупки не планировались, то теперь основные расходы придутся на оснащение армии новыми образцами вооружений. Одновременно умалчивается о том, что первая аналогичная программа вооружений (ГПВ- 2005), разработанная Советом Безопасности и заинтересованными ведомствами на 1996 -2005 гг. была успешно провалена прежними министрами обороны РФ Павлом Грачевым и Игорем Родионовым.

В первые годы выполнения второй государственной программы вооружения (ГВП–2010) на 2001-2010 гг., также разработанной Советом Безопасности и Министерством обороны РФ министры обороны маршал Игорь Сергеев и Сергей Иванов успокаивали общество заявлениями, что массовые закупки новых видов вооружений для армии запланированы «на потом», поскольку основные усилия программы концентрировались на развитии научно–исследовательских и конструкторских работах (НИОКР). И вот армия и общество, через пять лет, так и не получив массовых закупорок вооружений по первой и второй программам перевооружения, получает еще одно обещание, что при выполнении третьей программы развития вооружений, разработанной Министерством обороны РФ, обязательно начнутся массовые, серийные закупки вооружений.

На это обещают выделить более 63% средств, отводимых на всю программу1. (Кстати, в нынешнем году на эти цели выделено 42% общих поступлений.) Основанием для столь уверенных заявлений председателя Военно-промышленной комиссии, вице-премьера правительства России Сергея Иванова является то, что в связке с проектом программы развития вооружений была принята и Федеральная программа по техническому перевооружению и развитию оборонно-промышленного комплекса.

Вы чье, старичье?

Принятие проекта очередной Государственной программы развития вооружений на 2007-2015 годы и ее сателлита, Федеральной программы по техническому перевооружению и развитию оборонно-промышленного комплекса, сопровождалось рекламной кампанией, в которой приняли участие первые лица государства. Вероятно, в связи в том числе с тем, что отечественный оборонный комплекс имеет ярко выраженную экспортную направленность.

Действительно, здесь есть, чем гордится. Россия в 2000-2004 годах вышла на первое место в мире по поставкам вооружений и военной техники за рубеж. В новом докладе Стокгольмского института стратегических исследований проблем мира (СИПРИ), приводится цифра в 26,9 млрд. долларов, полученных Россией за последние четыре года от экспорта вооружений. Россия вошла в первую тройку экспортеров оружия, потеснив США и Францию. Правда, в отличие от ооновского и вассенарского регистров (где страны-экспортеры отчитываются каждые шесть месяцев), цифры значительно ниже. По словам директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаила Дмитриева, экспорт российского вооружения в зарубежные страны в 2005 году составил 6млрд. 126 млн. долларов. В 2007 году прогнозируется превышение 7млрд. долларов.

Экспорт оружия во всех странах, как правило, составляет меньшую часть военного производства. Российское ВПК здесь идет своим, особым путем. Продать за границу новых вооружений побольше - а для российской армии поставить поменьше.

Поставки Российского оружия по регионам мира в 1999- 2004 гг.2

  Поставка по регионам, единицы
Вид вооружения Ближний Восток Азия Тропическая Африка Латинская Америка
Танки и самоходные орудия 60 190 40 0
Артиллерия 20 10 160 0
Бронемашины 220 310 Ё130 0
Большие надводные корабли 0 3
2*3
0 0
Малые надводные корабли 0 2 2 0
Подводные лодки 0 2
12[9]
0 0
Сверхзвуковые самолеты 50 180
49*
20 0
Дозвуковые самолеты 0   10 0
Другие самолеты 10 20 0 10
Вертолеты[10] 30 230 60 30
Ракеты земля - воздух 380 1180 40 0
Противокорабельные ракеты 30 190 0 30

Если сравнить поставки бронетанковой техники за рубеж и поставки ее в танковые части, то, по сути, получается, что бронетанковая промышленность у нас работает на Азию и Африку. Интересное сопоставление по 2004 году. Тогда в Индию было поставлено 300 танков, а в российскую армию в десять раз меньше - 30.

Примерно так же можно оценить и поставки авиационной техники. Если сравнить, например, объемы поставок Россией авиатехники за рубеж с закупками аналогичной техники для собственных ВВС за последние пять лет, может сложиться впечатление, что авиапромышленность России работает на Азию и Восток.

За это же время для российских ВВС закуплено единиц авиатехники в 28 раз меньше, чем было поставлено за рубеж. Причем с 1994-го по 2003 год вообще новая техника не поступала. За последние три года российские ВВС пополнили 12 модернизированных Су-27СМ, один новый и один модернизированный Ту–160.

В 2005 году закуплено 17 новых СУ-27МС, но на 2006 год закупок новых машин не планируется вовсе.Если отбросить патетику воспевающих СУ, ТУ, МИГ и концерн ПВО «Алмаз – Антей», реально новых машин за постсоветское время среди них не разработано ни одной. Разрекламированной летающей лаборатории – прототипа самолета пятого поколения СУ–37 «Беркут» до сих пор не видели специалисты, хотя и он и является очередной модификацией Су-27, принятого на вооружение в начале 80-х годов.

Представляемые на экспорт как новейшие достижения российской авиационной мысли МИГ-31Э, СУ-30МКИ, ЯК–130, вертолеты МИ-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор» практически те же машины 80-х годов.

Хотя количество научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ чрезмерно. Ежегодно в программах 2001–2003 годов завершалось не более ста работ, из общего количества 3500, причем одновременно открывались по 200-300 новых. Так, в Миассе (Челябинская область) более 15 лет разрабатывалась стратегическая ракета морского базирования «Барк». Первые три пуска прошли неудачно (вообще-то, на испытательные пуски отводится не менее 7 ракет). Однако по решению правительства под предлогом «унификации ракетных систем» проект сворачивается и срочно передается в Московский институт теплотехники (МИТ), который не владеет продвинутыми технологиями стартовых систем морского базирования, зато имеет связи в московском руководстве. В институте с чистого листа начинается разработка нового стратегического комплекса морского базирования «Булава», до сих пор не прошедшего весь комплекс испытаний, из–за чего затягивается ввод в эксплуатацию стратегических подводных крейсеров.

В этой связи российские эксперты в последнее время часто приводят вариант рачительных закупок вооружений Индией, у которой примерно равный с Россией военный бюджет. За 1999-2004 годы на закупку вооружений в России Индией было выделено около 12 млрд. долларов. На эти средства индийцы закупили у России: 124 танка Т- 90 и 186 танков произвели самостоятельно по российской лицензии. Индийские ВВС получили 250 новейших самолетов, 150 самолетов модернизировали. Армия и ВВС получили 80 вертолетов (в том числе 48 российских). ВМФ получили 1 авианосец, 4 надводных корабля, 3 подводных лодки, 5 подводных лодок модернизировали. Здесь не учтено вооружение, которое закупает Индия и в других странах: в Великобритании, Израиле, Франции.В России только на 2006 год запланировано на закупки вооружений 283 млрд. рублей (примерно 10,5 млрд. долларов). При этом будет закуплено: 6 межконтинентальных ракет, 6 космических аппаратов, 12 ракет-носителей, 31 танк, 125 бронетранспортеров, 3770 автомобилей, 9 самолетов (1-Ту-160). Модернизированы будут 139 танков, 125 орудий, 104 самолета, 52 вертолета.

При сравнении этих показателей комментарии излишни. Складывается впечатление, что и нынешние решения ВПК не изменяют этой несоответствующей национальным интересам российской «традиции».С такими темпами перевооружения для замены и модернизации 6000 танков – Т-72 и 5000 танков Т-80, ныне стоящих на вооружении российской армии, потребуется 64 года. Из них новых будет не более 500, из расчета эксплуатации по 20 лет. О качестве модернизированных танков Т-72М1, несмотря на бодрые заявления заместителя министра обороны Александра Белоусова, что «вооружение разработано еще в советское время, но благодаря высокому модернизационному потенциалу отвечает современным требованиям. Модернизированные танки ни в чем не уступают танкам иностранного производств «М1А2», «Леопард2А6» - можно лишь сожалеть. Лукавит генерал. Боезапас 125–мм танковой пушки устарел, а усиление броневым листом и песчаные стержни в качестве наполнителя в броневой конструкции башни практически не спасают танк и экипаж от современных противотанковых средств. По большому счету, модернизация танков, бронетранспортеров, самолетов – это палочка–выручалочка для всевозможных ремонтных заводов министерства обороны, на которых (а не на предприятиях ВПК) и проводятся модернизационные работы. Идеальное предприятие для сокрытия непрозрачного финансирования и имитации работы по повышению боевой готовности армии. В сущности, повторение тупикового пути восьмидесятых годов, по которому в СССР были потеряны последние двадцать лет, вместо того, чтобы разработать новую машину. Зато было произведено 34 варианта модернизированных танков, потрачено примерно 60% от стоимости новых машин, но боевая эффективность новой машины весьма сомнительна. За это время, между прочим, наши бывшие противники разработали танк «Абрамс–М1А2» и «Леопард-2».

Для перевооружения только боевых 1800 самолетов ВВС и ПВО с нынешними темпами поставок новой техники потребуется около 100 лет, а для модернизации и перевооружения потребуется 16 лет. При этом новых самолетов будет не более 144.

Думается, что за такой срок в России сменится не один десяток президентов, вдвое больше министров обороны и не менее пятидесяти программ вооружений, аналогичных ГВП-2005, ГВП-2010, и ГВП-2015. Вот только будет ли к тому времени Российская армия иметь новое вооружение?

Анатолий Цыганок - кандидат военных наук, руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук


1. Юрий Авдеев. Прирастаем мускулами. Красная Звезда. 01.06.2006
2. Военно – морской экспорт начинает доминировать. Независимое военное обозрение. 2004. №2.
3. Здесь и далее: звездочкой отмечены данные, которые приводятся в статье «Выстрел в «яблочко». Труд№15, 28.01 2004.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net