Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

05.07.2006 | Татьяна Становая

Законодательная ветвь исполнительной власти

Вчера первый вице-спикер Госдумы РФ Олег Морозов выступил с личной законодательной инициативой, предложив дать президенту РФ право распускать Госдуму, если она не принимает законопроекты в развитие президентского послания. Законопроект уже раскритиковали коллеги Морозова по фракции. Кроме того, инициатива Морозова вызывает большие сомнения с точки зрения его соответствия Конституции.

Как сообщил вчера первый вице-спикер Олег Морозов, сейчас готовится законопроект, в котором будут прописаны правовые последствия неисполнения депутатами послания президента Федеральному Собранию. Морозов предлагает принять закон о послании президента, в котором прописать сроки обращения президента к парламенту, чтобы, как он выразился, послание не «гуляло» по месяцам, как сейчас, а, например, было в феврале перед разработкой бюджета на будущий год, и чтобы Дума была обязана реализовать это послание, приняв законопроекты, предложенные президентом. В противном случае глава государства может инициировать роспуск Госдумы. Сейчас Дума может ничего не делать и ей ничего не будет, заявил депутат. По его мнению, закон нужен для того, чтобы подстраховаться от возможного увеличения в парламенте представительства оппозиции, которая станет препятствием на пути реализации президентского послания. Вице-спикер также особо подчеркнул, что это его личная инициатива, пока ни с кем не согласована.

Олег Морозов уже не первый раз выступает с громкими законодательными инициативами. В ноябре прошлого года он заявил, что подготовил законопроект, согласно которому политическая партия, победившая на выборах в Госдуму, может предлагать президенту кандидатуру премьер-министра. Данное предложение полностью повторяет модель, внедряемую сейчас в регионах, когда победившая на региональных выборах партия может предлагать президенту кандидатуру на пост губернатора. Это дало основание говорить о предстоящей «партизации правительства». По словам первого вице-спикера, он «готов внести законопроект, смысл которого - партизация федерального правительства», - сообщил Морозов на брифинге 15 ноября. Он отметил, что эта инициатива будет обсуждаться на предстоящем 27 ноября в Красноярске съезде партии «Единая Россия», и в докладе, с которым на съезде выступит лидер партии, спикер Госдумы Борис Грызлов. По утверждению Морозова, «этой теме отведено значительное место». Он отметил, что предлагаемый им законопроект предусматривает, что президент страны вправе согласиться с мнением победившей на федеральных парламентских выборах политической партии относительно кандидатуры главы правительства, но может и внести другие кандидатуры. Морозов также отметил, что победившая на выборах в Госдуму партия вправе предлагать главе государства не только кандидатуру на пост премьера, но и кандидатуры министров, однако отметил, что такой нормы нет в разработанном им законопроекте. «Это должно быть следующим шагом», - сказал Морозов.

Однако к данной инициативе очень скептически отнеслись в администрации президента. Не вызвал он восторга и у членов партии. Фактически это была тоже личная инициатива Морозова, который в данном случае действовал с двумя целями. Во-первых, помочь родной партии, которая за все время своего существования так и не добилась сколько-нибудь действенного влияния на кадровую политику исполнительной власти и президента. «Единая Россия» давно мечтает превратиться из механизма по легитимации президентский решений в реальную политическую силу, с которой будут считаться и чье мнение хотя бы станет учитывать президент. Во-вторых, Морозов занимался и самопродвижением. Предлагая концептуальные изменения в системе функционирования органов государственной власти, он таким образом самым делает некую заявку на архитектора политического режима.

Сейчас Морозов фактически делает то же самое. Очевидно, что новый законопроект направлен на будущего президента и будущий состав Госдумы, где, скорее всего, партия власти сохранит большинство (вместе с ЛДПР Кремлю гарантировано абсолютное большинство в нижней палате парламента). Преемник, который сменит на посту президента Владимира Путина, также ставится в некие жесткие рамки по срокам: ему придется гораздо раньше определяться с основными направлениями внешней и внутренней политики. В то же время преемнику значительно облегчается жизнь: основные законопроекты, которые предусмотрены посланием, должны будут приняты без концептуального обсуждения. Возможно, Морозов рассчитывал на то, что Владимиру Путин будет выгоден такой законопроект: он позволит значительно усилить роль президента в системе управления, снизить политические риски, заложенные в отношениях исполнительной власти и парламента. Для партии власти такой законопроект, на первый взгляд, не выгоден. Однако в действительности это не совсем так.

Сохраняется риск, что по итогам выборов в Госдуму в 2007 году «Единая Россия» не сможет контролировать конституционное большинство. Кроме того, отмена одномандатных округов может привести к росту представительства КПРФ. Тогда «Единая Россия» может не обеспечить прохождение законопроектов через Госдуму, и понадобятся инструменты воздействия на КПРФ.

Законопроект в действительности крайне спорный с точки зрения его соответствия Конституции. Фактически ставится крест на разделении властей: законодательная ветвь власти как таковая теряет даже формальную независимость и становится подразделением администрации президента. Надо признать, что Госдума и сейчас фактически занимает именно такое место в системе принятия решений. Однако достигается это исключительно за счет конституционного большинства «Единой России». Как только состав Госдумы изменится, степень автономности парламента значительно вырастет. Законопроект Морозова же позволяет снизить зависимость между составом нижней палаты парламента и его управляемостью.

При этом Морозов пояснил «Ведомостям», что поправки в Конституцию вносить не надо. Достаточно воспользоваться уже существующим инструментарием: посредством вопроса о доверии правительству. Морозов заявил газете, что инициировать процедуру роспуска нижней палаты можно будет на основании норм действующей Конституции: если Дума будет бойкотировать президентские инициативы, правительство как институт исполнительной власти, может поставить вопрос о доверии, а Думе в течение семи дней придется его решать. Если в доверии будет отказано, то президент получит право выбирать — отправлять ему в отставку правительство или распустить Думу. Морозов подчеркивает, что это пока его личная идея. Но он уже презентовал ее Владимиру Путину на встрече президента с фракцией в «Лесных далях», а группа экспертов, по словам вице-спикера, уже работает над текстом законопроекта.

Однако снова возникает вопрос, зачем тогда принимать специальный законопроект, если правительство и так имеет право ставить вопрос о доверии.

Скорее всего, инициатива Морозова будет прохладно встречена в Кремле и вряд ли будет реализована. Судя по всему, не рассчитывает на это всерьез и сам Морозов. Для него законопроект - возможность показать себя Кремлю как абсолютно лояльного, но активного игрока, с претензией на участие во власти. В то же время исключать варианты реформы системы отношений исполнительной и законодательной власти сейчас нельзя: Кремлю важно получше застраховать риски возможной потери конституционного большинства в Госдуме.

Ссылки по теме:

Партия власти хочет власти

«Медведь» не улетает

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net