Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

05.07.2006

Президент обезглавил милицию – куда пришьют голову?

Президент России Владимир Путин освободил от должности начальников следственных управлений всех федеральных округов страны, кроме Центрального. В СМИ появились предположения, что эти отставки могли быть вызваны административной реформой, затронувшей ведомство. Комментарий заместителя председателя комитета по безопасности Госдумы Геннадия Гудкова:

- Говорят, что увольнения начальников следственных управлений федеральных округов связаны с идеей создания отдельного Следственного комитета, который будет выведен из подчинения Генпрокуратуре?

- Дело в том, что существует закон об оперативно-розыскной деятельности и плюс ряд ведомственных законов о том же – вес эти законы предусматривают определенные полномочия следственных органов. На сегодня такими полномочиями обладают Генпрокуратура, МВД, ФСБ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, таможенный комитет и Госнаркоконтроль. Все эти силовые ведомства обладают функциями следствия.

И уже очень давно существует мысль о том, чтобы все эти функции у силовых ведомств забрать и выделить в отдельный следственный комитет, где, например, первый отдел будет заниматься расследованием государственных преступлений, второй – уголовных, четвертый – контрабандных и т.д.

Плюсы этого проекта очевидны: следствие становится более независимым, более профессиональным, меньше зависит от внутриведомственных интриг. Совершенно справедливо говорят сторонники такой реформы: по сути, неправильно, что у нас следствие подчинено прокуратуре.

Но есть и серьезные минусы. Следствие – это только официальная часть расследования, которая предполагает допросы, экспертизы, очные ставки, сбор и систематизацию доказательств. Но следствие всегда работало с оперативными подразделениями, которые выполняли всю «черную» работу по сбору данных, с которыми уже потом работает следствие. Если мы отрываем следствие от оперативных возможностей, то мы теряем много возможностей поиска доказательств.

И пока еще инициаторы следственной реформы не придумали, как «проработать» этот минус.

С одной стороны, следствию нужна независимость. А с другой стороны, мы теряем массу возможностей качественно провести расследование, потому что оперативным путем добывается очень много.

- А нельзя использовать зарубежный опыт?

- Дело в том, что каждая страна исторически создает свою собственную систему: сыскную, расследовательскую и судебную, и универсальной модели не существует.

Например, в Италии и Франции разделены функции оперативного управления и следовательского, а в США – объединены, но при этом у американцев кроме главного разведывательного управления – ФБР, есть еще почти независимые полиции штатов.

Так что, к сожалению, взять кальку и перерисовать, чтобы было как у других, нельзя. Придется самим выкручиваться.

Впрочем, у нас тоже есть свой исторический опыт, например, у нас несколько раз объединяли МВД и ФСБ. Сколько раз это делали, а кончалось всегда одинаково - разъединяли потом обратно, потому что плюсов не было от этой затеи, одни минусы.

Хотя в идеальных условиях, это в принципе идея правильная.

Поэтому в условиях огромных системных проблем наших силовых ведомств я бы навел вначале порядок внутри самих ведомств, а потом уже реформировал.

А то у нас все лечат-лечат, а больному все хуже.

- Так, значит, нынешние отставки – это начало создания следственного комитета?

- Я думаю, что не совсем так. Скорее, речь идет о другом.

Несмотря на то, что в окружных отделах федеральных округов работает много опытных профессионалов и толковых людей, все мы понимаем, что это лишняя параллельная структура. У нас есть управление ФСБ и МВД по области, райотделы, федеральные министерства со своими линейными отделами. Зачем дополнительная структура – имеющая свои органы дознания и следствия? Поэтому при всем уважении к сотрудникам следственных отделов федеральных округов надо признать, что эти отделы были временной структурой, уже выполнившей свою историческую роль – обеспечили целостность российской территории. И постепенно должна быть запущена программа ликвидации этих структур.

Думаю, что резких изменений не будет. Могу предположить, что сейчас начнутся штатные изменения в округах.

Что же получится в конечном итоге, пока неясно. Надеюсь, более стройная и простая система управления следствием. Ведь чем проще модель, тем эффективнее она работает.

А в конечном итоге всей нашей силовой системе необходима системная реформа.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net