Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

13.09.2005 | Алексей Макаркин

УКРАИНА: "ОРАНЖЕВАЯ" ОППОЗИЦИЯ ПРОТИВ "ОРАНЖЕВОЙ" ВЛАСТИ

Конфликт между президентом Украины Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко привел к отставке правительства страны, государственного секретаря (аналог главы администрации президента) и секретаря Совета по национальной безопасности и обороне. Разрушена созданная после президентских выборов система сдержек и противовесов, которая обеспечивала представительство во власти всех основных сил, участвовавших в "оранжевой" революции. Однако говорить о том, что эти события будут иметь фатальные последствия для "оранжевых", было бы явно преждевременно. Все началось с отставки госсекретаря Александра Зинченко, который вступил в конфликт с секретарем Совбеза Петра Порошенко. Затем последовали одновременные отставки Порошенко и премьера Юлии Тимошенко.

Закономерное явление

Украинская власть идет по стопам своих предшественников. Любая "бархатная" или "цветная" революция осуществляется достаточно широкой коалицией, представители которой после прихода к власти делят министерские портфели. Однако очень быстро выясняется, что такие коалиции носили преимущественно негативный характер - с исчезновением противника они теряют стимул к дальнейшему существованию. А скрытая конкуренция между ее участниками выходит наружу.

Так, в Польше уже в 1990 году произошло размежевание между бывшими соратниками по "Солидарности". Лех Валенса конкурировал на президентских выборах с премьером Тадеушем Мазовецким при начавшемся процессе разочарования в новой власти со стороны поляков. Этот процесс имел своим краткосрочным следствием сенсационное второе место на президентских выборах 1990 года ранее малоизвестного бизнесмена-популиста Станислава Тыминьского, а долгосрочным - успех посткоммунистической партии (социал-демократов) и ее динамичного лидера Александра Квасьневского на следующих выборах парламента и главы государства.

Сходные процессы происходили в и других странах. В Румынии лидеры революции, свергшей режим Чаушеску, Ион Илиеску и Петре Роман, очень быстро стали политическими оппонентами. В Чехии то же самое относится к Вацлаву Гавелу и Вацлаву Клаусу - символу "бархатной революции" и ее главному экономисты. В Югославии - к Зорану Джинджичу и Воиславу Коштунице (первый был классическим западником, второй - сторонник адаптации либерализма к национальным особенностям Сербии). Вспомним и российский опыт, когда Борис Ельцин и Александр Руцкой, бывшие по одну сторону баррикад в августе 91-го, оказались по разные стороны в октябре 93-го.

Отметим, что "оранжевое" политическое сообщество в Украине является крайнем неоднородным, что способствовало росту конфликтности внутри него. Даже его признанные лидеры пришли в президентскую команду Ющенко в разное время и разными путями. Петр Порошенко был одним из главных организаторов и спонсоров избирательной кампании ющенковского блока "Наша Украина" еще в 2002 году. Бывший госсекретарь Александр Зинченко в это же время отвечал за пиар одного из соперников блока Ющенко, ориентированной на Кучму Социал-демократической партии (объединенной), и именно по ее квоте стал вице-спикером Рады. Лишь позднее он примкнул к сторонникам антикучмовской оппозиции.

Еще более сложные отношения между двумя основными фигурами рухнувшей коалиции. Юлия Тимошенко входила в состав правительства Ющенко, раньше бывшего премьера оказалась в оппозиции (когда еще Ющенко был на стороне Кучмы - эту конфликтную ситуацию Тимошенко ему припомнила сразу же после отставки), затем конкурировала с ним в рамках антикучмовской оппозиции, имела собственные президентские амбиции. Она отказалась от них лишь в прошлом году, когда выяснилось, что ее рейтинг не только существенно уступает ющенковскому, а соперничество двух кандидатов может привести к победе Виктора Януковича уже в первом туре.

Однако украинская ситуация обладает своими особенностями по сравнению с положением дел в других странах. Во-первых, конфликты начались практически сразу же после победы, а не через определенный промежуток времени - достаточно вспомнить серьезные противоречия по поводу кандидатуры премьера: на этот пост претендовали Юлия Тимошенко и Петр Порошенко. Президент Ющенко пытался выступать в качестве арбитра между соперничающими сторонами, но затем поддержал Порошенко. В ситуации с сильным, амбициозным и харизматичным премьером выполнять арбитражную функцию даже весьма популярному (но, по общему мнению, менее волевому) президенту было крайне сложно.

Во-вторых, в странах Центральной Европы основной причиной разногласий были идеологические. Оппозиция коммунистическому или авторитарному режиму состояла из людей и организаций, имеющих разные точки зрения на пути развития страны, степень жесткости проводимых реформ. Разумеется, борьба за власть и экономические ресурсы также имела место, но все же несколько более скромное. В Украине именно вопросы власти и собственности были основными, так как идеологических расхождений между сторонниками Ющенко и Тимошенко не наблюдается. Конфликты Тимошенко с представителями бизнеса, ее демонстративная "антиолигархическая" кампания в значительной степени связаны как с вопросами передела экономических сфер влияния (достаточно вспомнить конфликтную ситуацию, связанную с установлением контроля над Никопольским заводом ферросплавов, которая стала одной из основных причин ускорения отставки кабинета Тимошенко), так и с имиджевыми соображениями. Страна, только недавно завершив трехтуровые президентские выборы, вступает в парламентскую избирательную кампанию, которая завершится будущей весной. Избиратель в ее ходе будет востребовать политический популизм не в меньшей степени, чем в прошлом году: напомним, что Ющенко и его соратники на президентских выборах максимально использовали именно популистские лозунги.

Административный ресурс

Главным фактором, который заставлял Тимошенко держаться за премьерское кресло, было наличие в распоряжении любого главы правительства административного ресурса, который полезен во время любой избирательной кампании. И хотя в Украине его роль ниже, чем в других странах СНГ (напомним, что на выборах 2002 году по спискам победу одержал блок Ющенко, который находился в оппозиции), но все равно ее не следует недооценивать. Особенно, если учесть, что с 1 января в Украине вступает в действие политическая реформа, расширяющая функции премьера за счет президентских. Хотя следует отметить, что вряд ли любой премьер сможет воспользоваться своими новыми полномочиями в полной мере: с учетом фактора рождественских праздников и начинающейся сразу же после них предвыборной кампании. Поэтому, скорее всего, в выигрыше в большей степени окажется глава правительства, сформированного после выборов - Тимошенко явно желает получить этот пост.

Лишение Тимошенко административного ресурса, однако, микшируется тем обстоятельством, что серьезно ослаблена нынешняя власть, то есть окружение президента, которому предстоит. Накануне старта избирательной кампании из команды Ющенко "выбиты" ключевые фигуры - обвиненные в коррупции секретарь Совбеза Порошенко и помощник президента Третьяков (он временно отстранен от должности). Первый обладает незаурядной политической "энергетикой", помимо того, что он обладает значительным финансовым ресурсом - по сути дела, именно Порошенко организовывал спонсорскую часть избирательных кампаний 2002 и 2004 годов. Он контролирует "Пятый канал" - главное СМИ антикучмовской оппозиции. Кроме того, Порошенко привлекал к избирательной кампании и других бизнесменов - например, Давида Жванию, занимавшего пост главы МЧС в кабинете Тимошенко (он также обвинен в коррупции, причем в роли обвинителя выступает один из сотрудников министерства, назначенный на свой пост по "квоте" Тимошенко).

Второй - один из самых близких к Ющенко людей, который был рядом с ним в самых кризисных ситуациях (в том числе после его отравления). Что касается нового госсекретаря Олега Рыбачука, то он является "альтер эго" Ющенко, но его первый опыт общения с журналистами многих разочаровал: можно вспомнить хотя бы странное сравнение самого Рыбачука с Лениным. Кроме того, в качестве вице-премьера по европейской интеграции он явно уступал свои аппаратные позиции главе МИД, профессиональному дипломату Тарасюку.

Если бы новым премьером стал Порошенко, для Тимошенко настали бы непростые времена. Новый динамичный глава правительства мог возглавить избирательную кампанию сторонников Ющенко и решить в президентскую (и свою) пользу самые насущные вопросы власти и собственности, превратив новоявленных "оранжевых оппозиционеров" в политических аутсайдеров. Теперь же ситуация выглядит значительно более проблемной для президента и его поредевшей команды, которая нуждается в серьезной реструктуризации.

Но и даже в том случае, если бы Порошенко ушел без скандала, он все равно оставался бы влиятельным членом политического истеблишмента, готовым уже на стадии избирательной кампании включиться в нее и достаточно быстро восстановить свое положение. Нужен был "взрыв", который бы прочно связал его имя с коррупцией. Другой вариант действий Тимошенко - "размен фигур", тихая отставка Порошенко при столь же тихой отставке ключевых фигур из правительства, игравших на стороне премьера (в первую очередь, вице-премьера Николая Томенко) ослаблял позиции Тимошенко в рамках кабинета министров. При этом он не решал основной задачи - масштабную дискредитацию Порошенко, который уже не сможет вернуться во властные структуры до выборов. Обвинения, которые выдвинул в его адрес бывший госсекретарь и политический союзник Тимошенко Александр Зинченко (с этого и начался кризис) остались бы частью не столько публичной, сколько аппаратной борьбы.

Именно с расчетом на будущие парламентские выборы и с учетом ситуации в окружении Ющенко Тимошенко решилась пойти на утрату административного ресурса. Обстоятельства ее отставки означают, что речь идет об азартном ходе, основанном не столько на тщательном расчете, сколько на интуиции, которая, впрочем, уже помогла ей в 1999-2000 году, когда она решилась перейти в оппозицию Кучме. Она поставила под серьезное сомнение одну из основных составляющих имиджа революции - ее честность (по сравнению с кучмовскими временами) - теперь это идеалистическое восприятие в значительной степени дискредитировано, а оппоненты "оранжевых" получают прекрасную возможность для инвектив в их адрес.

Тимошенко выдвигает популистские лозунги - антиолигархические и антибюрократические, используя хорошо известные по временам борьбы с Кучмой пиаровские ходы (только теперь символом олигархии становится ее оппонент Порошенко, а Ющенко выступает в не слишком привлекательной роли обманутого простака). Оппозиция сняла с себя ответственность за экономику. А Ющенко и новому главе правительства, "крепкому хозяйственнику" Юрию Еханурову надо пережить зиму, разбираться с газовыми неурядицами в отношениях с Россией, решать массу других проблем, которые не приносят политических очков.

Кроме того, накануне отставки Тимошенко сохранила достаточно высокий (хотя и снизившийся) уровень популярности. Об этом свидетельствует социологический опрос, проведенный Центром "Социальный мониторинг" и Украинским институтом социальных исследований. Так, уровень доверия к Тимошенко как премьер-министру на момент опроса (25 августа - 5 сентября) составило 50%, то есть 19% опрошенных доверяют полностью, а 31% - скорее доверяют, чем нет. Для сравнения - Ющенко доверяет 51% респондентов. Уровень доверия председателя Верховной Рады Владимира Литвина - 49%. В марте уровень доверия Ющенко составлял 65%, в мае - 60%, Тимошенко, соответственно, 60% и 58%, Литвину - 51% и 55%.

По мнению главы Института социсследований Ольги Балакиревой, сложение полномочий премьера - положительно повлияет на рейтинг Тимошенко. "У нас есть такая ментальная способность нашего народа - украинцев, всегда поддерживать и жалеть и высказывать определенную поддержку тем, кого обидели, а мы видим сейчас именно такое поведение. И если мы вспомним с вами, что Юлия Тимошенко была эмоциональным лидером оранжевой революции, то ее эмоциональность, ее действенность, ее активность сегодня существенно могут повлиять на то, что ее рейтинг может расти", - полагает Балакирева.

И это несмотря на то, что деятельность правительства Тимошенко, в целом, оценивается украинцами негативно. Кабинет министров, в частности, неудачно вел работу по сдерживанию роста цен на продовольственные товары. Такого мнения придерживаются 83% опрошенных. 65% респондентов не удовлетворены работой правительства по созданию новых рабочих мест, 69% негативно оценили усилия кабинета по улучшению уровня жизни населения. 59% были недовольны фискальной политикой Тимошенко, столько же опрошенных не видели успехов в борьбе с преступностью и коррупцией. Однако теперь это в прошлом, а Тимошенко получает возможность для активной критики в адрес власти по всем указанным выше направлениям.

Переформатирование политического поля

Завершение романтического периода "оранжевой революции" приведет к масштабному переформатированию политического поля современной Украины. Ранее внешне единое "оранжевое" сообщество разделяется на власть и оппозицию, которые, в свою очередь, будут создавать свои системы коалиций, эффективность которых можно будет проверить в ходе предстоящей избирательной кампании. При этом состав этих коалиций может быть неожиданным.

Задача Ющенко - создать дееспособную систему власти с опорой на две основные силы. Первая - традиционное окружение украинского президента из числа деятелей блока "Наша Украина", который сейчас трансформировался в политическую партию. Ющенко может рассчитывать на большинство депутатов от своей парламентской фракции, принадлежащих как к числу прагматиков, так и политиков с ярко выраженной национальной идентичностью (представителей "руховской" политической традиции). Не случайно, появились сообщения о возможности прихода в структуры исполнительной власти лидера Украинской народной партии Юрия Костенко (его партия была образована на основе одного из "Рухов"). Возможно и возвращение во власть бывшего вице-премьера академика Николая Жулинского, известного сторонника "украинизации".

Вторая - политики-центристы, которые занимали значимые посты в период кучмовского режима, но не связаны с крупнейшими олигархическими группами. Среди них бывший министр финансов Игорь Митюков и экс-премьер Валерий Пустовойтенко. Возвращение в состав исполнительной власти подобных фигур может быть воспринято как жест в сторону чиновничества и бизнеса. Приход к власти "оранжевых" связывался с проведением более предсказуемой экономической политики, чем ранее, в период раздела украинской власти между несколькими олигархическими кланами. Однако реальность оказалась противоположной - элемент непредсказуемости вырос в связи с внутренней конфликтностью нового правительства. Вывод из него сторонников Тимошенко и возвращение опытных администраторов могут повысить степень прогнозируемости действий кабинета министров.

Новый премьер Ехануров, не будучи сильной самостоятельной политической фигурой, совместим с обеими составляющими новой ющенковской коалиции. Он является опытным администратором, занимавшим в 90-е годы посты министра экономики и первого вице-премьера (в кабинете Ющенко, вместе с которым он покинул госслужбу в 2001 году). В то же время Ехануров в течение последних лет был членом фракции "Наша Украина", где активно взаимодействовал в том числе и с "руховцами".

Юлия Тимошенко также нуждается в выстраивании эффективной коалиции, которая будет носить ярко выраженный оппозиционный характер по отношению к режиму Ющенко. Ее очертания прогнозировать значительно сложнее, чем в случае с президентской коалицией. Демонстративные жесты Тимошенко, которая в последние дни появляется с двумя ленточками - оранжевой и голубой - свидетельствуют о том, что она будет апеллировать к избирателям как центра, так и востока страны. На первый взгляд такие планы выглядят парадоксально. Однако отметим, что старт политической и деловой карьеры Тимошенко связан с Днепропетровском. Александр Зинченко в течение долгого времени был политическим партнером лидера социал-демократов Медведчука (именно по списку СДПУ(о) он был избран в Раду и был ее вице-спикером). Политолог и политтехнолог Николай Томенко также не связан с "западенской" национальной традицией. Таким образом, как Тимошенко, так и ее окружение могут быть совместимы с востоком страны - особенно в ситуации, когда традиционная восточная оппозиция переживает кризис, так и не оправившись от поражения Виктора Януковича на президентских выборах. Напомним, что именно Тимошенко сразу же после "оранжевой революции" посетила Донецк и демонстрировала ярко выраженный "позитив" в отношении жителей области.

Соратники Януковича уже сейчас не исключают возможность взаимодействия с Тимошенко. Диалог с "оранжевой" оппозицией может придать им уверенность в своих силах, дать импульс для активизации. В то же время совместимость лично Тимошенко и Януковича вызывает серьезные сомнения - не стоит забывать, что два бывших премьера не просто занимали противоположные позиции во время кризиса 2004 года. Янукович с его двумя судимостями стал для сторонников Тимошенко символом не просто коррумпированного, но и криминального "донецкого клана". Слишком крутой поворот от обличения Януковича с партнерству с ним вряд ли будет ими понят. В то же время сторонники Ющенко будут концентрировать внимание на беспринципном характере такой коалиции.

Из этого следует, что Тимошенко будет не союзником, а соперником Януковича в борьбе за политическое влияние на восточного избирателя и восточный истеблишмент. При этом значительная часть влиятельных восточных деятелей потенциально может присоединиться к Тимошенко - в том случае, если общественное мнение позитивно воспримет ее "антикоррупционную" позицию. Тимошенко "коалиция с востоком" позволит существенно расширить ее электорат, и претендовать на успех на выборах.

Впрочем, до завершения борьбы еще далеко. Ющенко, несмотря на его потери, остается сильным соперником, способным на активную коалиционную политику. К тому же уставшие от скандалов украинцы могут склониться к какой-нибудь "третьей силе" - например, к спокойно-примирительному и респектабельному спикеру Рады Владимиру Литвину, который может выступить в роли альтернативы как Ющенко, так и Тимошенко.

Таким образом, в Украине может сложиться ситуация, когда "оранжевые" станут и властью, и главной силой оппозиции. Однако раскол "оранжевого сообщества" может привести к парадоксальной ситуации: снижению уровня противостояния между различными частями страны, которое было одним из основных факторов, определявших ход избирательной кампании прошлого года. Переформатирование политического пространства страны может привести к выстраиванию коалиций, хотя и сохраняющих региональную специфику, но не столь жестко антагонистичных по отношению друг к другу, как это было ранее.

Коалиции, которые выстраивают Ющенко и Тимошенко, будут носит "межрегиональный" характер, причем обе будут пытаться привлечь в свой состав и часть восточной элиты, и обращаться к избирателям этого региона Украины. Представляется, что лучшие шансы на успешную апелляцию к избирателям востока сейчас у Тимошенко, тогда как с элитой в большей степени - в том числе и путем включения ее представителей в структуры исполнительной власти еще до выборов - хорошие шансы договориться есть и у Ющенко. Любое правительство, которое будет создано по итогам выборов, неизбежно станет результатам сложного компромисса (ни одна партия или коалиция не может рассчитывать на абсолютное большинство), а, следовательно станет, хотя и в разной степени, учитывать интересы населения разных частей страны.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net