Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.07.2006 | Иван Преображенский

ВОЕННОЕ ПРАВО ПРЕЗИДЕНТА

В пятницу Совет Федерации утвердил 148 голосами принятые двумя днями ранее Государственной думой поправки в антитеррористическое законодательство, дающие президенту России право использовать вооруженные силы и спецподразделения для устранения террористов за пределами страны, а фактически - для любой военной деятельности заграницей. Ушел в прошлое еще один реликт ельцинской эпохи, называемый контролем парламента, в данном случае его верхней палаты, над использованием отечественных вооруженных сил. Теперь, если бы Владимир Путин решил ввести войска в Афганистан по примеру Советского Союза, российскому президенту не потребовалось бы даже собирать Политбюро - он все смог бы решить самостоятельно.

Удивителен уже сам факт того, что практически без обсуждения и, главное, совершенно незаметно для населения, принимаются столь важные законопроекты. Никто не объясняет возможные опасности, которые связаны с появлением у главы государства нового права, как будто забывая о том, что Владимир Путин не вечен и, весьма вероятно, в 2008 году все же оставит свой пост. И это при том, что сама форма принятия главой государства решения фактически оставлена на его усмотрение и в законе не прописана. А ведь президент, принимая решение, будет распоряжаться не только жизнями профессионалов, но и в том числе обычных призывников.

Законопроект, который теперь поступит на подпись главы государства, гласит, что президент "принимает решения об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований вооруженных сил и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации, либо граждан РФ или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации".

Таким образом, однозначно понятно, что «защита» может быть предоставлена в любой точке света, куда сумеет пробраться российский гражданин или даже любой его недоброжелатель. Конечно, если речь идет о террористах, то специалисты могут найти оправдание этому законопроекту, однозначно противоречащему международному праву. Действительно, не всегда удается противодействовать сетевым террористическим организациям, базирующимся за рубежом и зачастую финансируемым правительствами тех стран, где они работают.

Однако у принятых поправок есть и другое толкование. В частности, после того, как он их подпишет, Владимир Путин сможет в любой момент ввести пограничников, спецподразделения и армию, например, в Южную Осетию или Абхазию, в Белоруссию или в Крым, где периодически нарушаются права российских граждан. Можно также силой оружия защитить лиц с двойным гражданством в Туркмении. И хотя это явно будет благим делом, нельзя не указать на тот факт, что благородное дело защиты интересов одного российского гражданина, если эту защиту будут осуществлять не спецслужбы, а армия, приведет, вероятно, к куда большим жертвам. А решение о вступлении фактически в военный конфликт будет принимать лишь один человек - президент.

А ведь глава российского государства и так является Верховным главнокомандующим, и ему, по логике, достаточно издать указ, который Совет Федерации ранее всего лишь должен был утвердить (или, что маловероятно, не утвердить, но уже после того, как он начинал реализовываться), чтобы начать воинскую или иную операцию за пределами страны. Это не так уж и сложно, при нынешнем управляемом режиме. Если, конечно, не вспомнить еще об одном минусе нового законопроекта. Любое решение Совета Федерации обязательно становится достоянием общественности, тогда как неизвестный механизм принятия решений президентом может оказаться и непрозрачным, что дает главе государства возможность проводить секретные операции, которые не сможет проконтролировать даже парламент.Опасно ли это в современной России с ее пока еще не устоявшейся политической системой? Думается, что да. Поскольку речь идет о предоставлении должностному лицу, которое через 2 года сменится, полномочий, фактически диктаторских, которые для оперативности принятия решений вовсе не были необходимы.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net