Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

11.07.2006 | Алексей Рощин

Слушайте вашу любимую песню «Валенки»

То, что происходит нынче со спиртным, похоже на большую, но пока необъявленную кампанию. В народе происходящее уже называют "полусухим законом". Причем, если приглядеться, все выглядит как полный и безоговорочный захват всей власти в стране "водочной мафией". Первыми, еще года полтора назад, пали пивовары: рекламу пива законодательно ограничили, на пиво пошел жесткий "накат" буквально со всех возможных видов СМИ.

Начали плести ужасные байки о некоем "пивном алкоголизме", о том, как проклятые пивняки совращают неокрепшее юношество, о страшном вреде от бутылки пива для общественной нравственности и проч. Мимоходом запретили пить пиво "в общественных местах", приравняв к таким местам практически весь мегаполис. Причем под запрет попало и безалкогольное пиво, обнажив истинную цель кампании: борьба велась не с алкогольными (т.е. СПИРТНЫМИ) пристрастиями населения, но именно с ПИВОМ как таковым.

Вскоре загнанные и по максимуму оплеванные "пивняки" волей-неволей переквалифицировались в абстракционисты и теперь пугают народ по ночам, отведя почти все рекламное время на ТВ под демонстрацию говорящих бутылок, клацающих крышек, апокалиптических картин покинутых людьми городов, поездов и храмов, а также тоскливых невидимок посреди безлюдных лесов, безуспешно взывающих к некой "Машеньке".

Никакой "Машеньки" пивоварам уже, понятно, не дождаться. А "водочная мафия" (если это была она), сокрушив соперников из пенного сегмента, почти без передышки обрушилась на других своих спиртосодержащих соседей - тех, кто торговал ВИНОМ. Под идиотскими предлогами типа "на рынке слишком много подделок и суррогатов" из России были изгнаны самые массовые вина, производившиеся Молдавией и Грузией. Это как если бы в стране запретили торговать швейцарскими часами или продукцией фирмы "Адидас" - на основании того, что есть слишком много подделок под них со стороны подпольных производителей Китая, Гонконга и родной России.

Про пиво народу все разобъяснили, дешевые вина с полок убрали. Третий этап наступил на днях - с началом июля. Теперь, из-за неких проблем с акцизными марками, разобраться с которыми простому обывателю в любом случае не представляется возможным, из легальной торговли по всей стране вытеснили ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБОЕ импортное спиртное. Вообще.

Нашим выпивающим согражданам, которые за годы свободного рынка успели «раскатать губу» на всякие особые сорта вин, виски и шампанского, оставили один выбор: пить водку. Но демократично: те, кто попроще, могут травиться изделиями Северной Осетии, а те, кто считает себя "элитой", могут потреблять продукцию завода "Кристалл". Всё, как в анекдоте: "...Товарищ Иванов, не выпендривайтесь! Слушайте свою любимую песню "Валенки"!"

Слышны многочисленные голоса поддержки: "Пррравильно! А нечего пьянствовать! Вино, пиво, напитки всякие слабоалкогольные... Нечего! Пусть лучше книжки читают, в музеи ходят!" Общественницам, как правило, невдомек, что сокращение имеющегося ассортимента "алкогольного порока" до одной только водки вовсе не означает победы "трезвого образа жизни". Скорее, наоборот: водка - это предпоследняя станция на пути превращения пьяницы в настоящего алканавта.

И все уже принятые нашим государством меры не ставят препятствий на этом славном пути - нет! Они позволяют пройти этот путь "экспрессом". Рраз - и в дамки! И, увы, "это многих славный путь". Страна наша уже давно стремительно вымирает - прежде всего потому, что в ней "правят бал" крепкие спиртные напитки.

Кто-то на самом деле искренне не понимает, а кто-то - умело делает вид, что не понимает... Тем не менее факт неоспорим: в НАШЕЙ культуре нет вопросов "пить или не пить", "пить водку или пиво", "пить или идти читать в библиотеку". В НАШЕЙ культуре вообще нет вопроса на данную тему, есть утверждение: «НАДО пить водку (спирт). По способности лихо «опрокидывать» напитки крепостью от 40 градусов и выше определяются «настоящие мужики» и «свои в доску» бабы. Преодолеть этот воистину НАРОДНЫЙ постулат и пытались пивовары и виноторговцы. Конечно, не потому, что у них такова была «социальная ответственность бизнеса»; нет, просто такова была специфика их бизнеса - ОТВЛЕКАТЬ народ от того, к чему его склоняет всё: опыт предыдущих поколений, особенности русского национального быта, пример родителей, бессмертные образцы русского искусства - кино, книги, песни...

В народе нашем можно различить два прочнейших убеждения, на практически дорассудочном уровне: первое - что "пить надо"; второе - что "пить надо водку (шире - "беленькое", т.е. крепкое спиртное)". Искоренять ДВА мощнейших убеждения сразу - задача для титанов; здравый смысл подсказывает, что начинать лучше с чего-то одного...

К сожалению, усилиями "водочной мафии" "искоренение" началось в очень своеобразном порядке: народ убеждают и принуждают отказаться от всего спиртосодержащего ("вино делается из фекалий", "пиво вызывает "пивной алкоголизм"), КРОМЕ водки! Тему водки обходят молчанием, рекламировать ее давно уж нельзя, ругать, как всем давно понятно - бессмысленно. Ее просто продают. Но в нашей культуре ей этого вполне достаточно для ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГОСПОДСТВА.

Теперь, впрочем, наступает четвертый этап. Государство берет под контроль водочное производство в стране, воссоздается "спиртовая монополия". Последний штрих, о котором уже вовсю говорят - это тотальное повышение цен, сокращение точек, в которых можно продавать спиртное, и т.п. В общем, похоже, что потребление спиртного у нас пытаются приравнять - внешне - к порнографии. Ну и будет все так же: как ни ограничивай продажу порножурналов, отучить людей заниматься сексом все равно не получится.

Приведет ли рост цен на легальное спиртное к ограничению его потребления? Приведет, без всякого сомнения. Если цену на водку установить в 200 руб., ее станут покупать меньше, это несомненно. Но поставим вопрос иначе: приведет ли рост цен на спиртное к ограничению потребления населением крепких спиртных напитков, т.е. алкоголя как такового? Искренне верить в это, на мой взгляд, могут только недалекие общественницы.

С ростом цен на спиртное в стране резко вырастет потребление сахара - это точно. У меня перед глазами данные, собранные энтузиастами-статистиками из местной Ассоциации Торговцем спиртным в Магадане. Данные старые, двухгодичной данности - но за пятилетний период. Магадан очень удобен в качестве модели: это город, отрезанный от "материка", сообщение с ним - только по морю. Железной дороги там нет. Все, в том числе и продукты питания, и водка, завозится в период навигации, и потом развозится по всему Колымскому краю. Вести учет очень удобно, «слева» мало что прибывает. Как с бассейном: «в одну трубу вливается…»

Начиная с 1999 г. администрация области принялась жестко контролировать торговлю спиртным в городе. Незаконная торговля была практически искоренена, все акцизы собирались в полной мере. Соответственно, цены на бутылку водки в рознице стояли на максимально возможном уровне.

И тут кому-то пришло в голову сравнить динамику роста цен на спиртное с… объемами потребления сахара в области! Статистика поставок показывала интереснейший феномен: по мере роста цены "средней бутылки" практически в области потребление сахара росло теми же темпами! Буквально: чем выше "официальная" цена бутылки водки - тем больше сахара потребляют магаданцы. В итоге потребление сахара в области за 5 лет выросло в 3,4 раза (!) - это при том, что численность населения только сокращалась.

Куда шел сахар? Неужели магаданцы начали печь больше сладких пирогов? Не будем кормить себя сказками.

Понятно, сахар шел на «домашнее» производство самогона. Местные оптовики показывали: себестоимость поллитра самогона в 2004 году составляла 13 руб., а цена поллитровой бутылки водки в магазине - 100 руб. Что покупали магаданцы? Правильно…

За тот же период - при КРАЙНЕ жесткой политике сбора "водочных акцизов" - общий сбор налогов в облбюджет с продажи водки сократился ВДВОЕ - с 30 млн. руб. до 15 млн. руб.

И самым страшным - как мне с большим беспокойством рассказывали тогда ответственные магаданцы - был даже не этот рост потребления самогона. Их пугало то, что они всерьез задумались: а УДАСТСЯ ли вообще вернуть людей к легальному спиртному? Ведь оно в любом случае будет дороже самогона. ОТВЕРНУТСЯ ли люди от суррогатов?

Каковы же могут быть предложения? Думаю, спасти могут только радикальные меры. Во-первых, конечно, надо немедленно отменить все ограничения на рекламу и потребление пива, принятые за последние два года. Немедленно же снять все ограничения на импорт вин из Грузии и Молдавии, возможно, даже с выплатой государством неустойки пострадавшим производителям. Нам - россиянам - крайне нежелателен крах производства вин в этих сопредельных странах.

«Страшный враг» России – Грузия – все ж при всем желании не сможет добиться вымирания нашего народа. В то время как настоящему врагу – водке и самогону – это вполне по силам. Поэтому при борьбе с врагами все ж надо бы грамотно расставлять приоритеты…

Затем, я бы проголосовал за изменение рекламной политики в отношении рекламы вин. Наш враг, враг РУССКОГО НАРОДА - водка, а не спиртное как таковое. Имеет смысл разрешить все виды рекламы вин с крепостью, скажем, до 20 градусов - при сохранении запрета на рекламу водки и прочего крепкого спиртного.

Вопрос с акцизными марками должен быть решен максимально быстро, и поэтому выход напрашивается: надо просто ПРОДЛИТЬ действие всех УЖЕ НАКЛЕЕННЫХ акцизных марок до конца года, и вернуть вина на прилавки магазинов.

А акцизы на водку имеет смысл не поднимать, а снизить в разумных пределах. Водка - наш враг, но не нужно забывать, что за ее спиной маячит враг еще страшнее - САМОГОН. Если безответственно допустить, чтобы самогоноварение опять стало бы «занятием миллионов», как оно было на закате СССР - страна начнет вымирать темпами, которые нам еще и не снились.

Алексей Рощин – ведущий эксперт ЦПТ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net