Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

14.07.2006

Новая ближневосточная война на руку России

Прямо накануне саммита лидеров ведущих стран мира в самом болезненном уголке планеты разгорелась новая война. Снова Израиль, и снова Ливан. Кто спровоцировал конфликт и каких последствий ждать от его развития? На вопросы «Политком.ру» отвечает заведующий сектором геополитики ИМЭМО РАН Сергей Казеннов:

- Можно ли говорить о том, что 12 июля началась новая война на Ближнем Востоке? Что стало истиной причиной эскалации конфликта?

- Может, в мировом масштабе это и не война, а для такого маленького пяточка земли – самая настоящая война. На территории с половину Московской области даже рогатка становится стратегическим оружием. Если даже советская «Катюша» пробивает весь Израиль из конца в конец, то перестрелок на границе там быть не может. И промежуточной зоны там нет, поэтому так и получается - только что ничего не было, и сразу же полномасштабный конфликт.

Разные есть версии по поводу того, почему именно сейчас разгорелся конфликт. Кто говорит о «подарке к саммиту», кто-то – что это попытка спровоцировать Иран.Я думаю, что на этот раз инициатива принадлежала в гораздо большей степени Израилю, чем «Хизбалле». Сложно сказать, кто кого спровоцировал в истории с двумя солдатами…

А причина ясна – провал «дорожной карты», который я предвещал еще с 1991 года, говоря, что никакая коалиция тут не поможет – и рано или поздно все вернется на круги своя. Кроме того, Израиль наделал с тех пор очень много ошибок. Давно уже в израильской армии зрело большое недовольство этой политикой. Политика сдерживания на передовых рубежах – единственно неэффективная в их условиях. Как только Израиль смягчает свои позиции, это сразу же воспринимается как уступки и слабость, и сразу повторяются события 25-летней давности. Уже сейчас Израиль понял, что ликвидация поселений – ошибка, что эти действия были также восприняты как уступка.

Вторая грандиозная ошибка – устранение Арафата (если не физическое, то политическое). Наверное, думали, что не станет Арафата, и на его место придут молодые приятные ребята в галстуках и станет хорошо. А стало гораздо хуже. Арафат еще поскрипел бы несколько лет, в течение которых он бы еще был ограничителем для радикальных палестинцев.

Третья роковая ошибка Израиля заключается в том, что они прогнали сирийцев, которые были серьезным сдерживающим фактором для южного Ливана. Сирия ушла – образовались геополитические пустоты, и это место было занято «Хизбаллой».

При таком раскладе поход на храмовую гору – это уже мелочь. Главное, что Израиль не просчитал ситуацию. Они думали, когда в 1991 году двуполярный мир развалился, что все карты у них на руках. Не надо было обольщаться. Трудностей возникало все больше. И когда вплотную встал главный вопрос, как взаимодействовать с Палестиной, то стало понятно, что чем ближе к вершине – тем круче горка, и что на эту Джамалунгму Израилю не забраться.

- Какие перспективы у Израиля? Получается, что его положение безвыходное?

- Некоторые говорят, что нынешняя война позволит начать все «с чистого листа». Но в геополитике нет чистого листа, есть только реставрация того, что написано до тебя. Можно говорить только о том, что когда сыграли кон в карты, то их нужно по-новому сдавать.

Или план реконструкции Ближнего Востока, из-за чего с Ираком и затеяли войну, на который возлагались надежды, что он «докатится» и до палестино-израильского урегулирования. Он тоже провалился. Например, президент института Израиля и Ближнего Востока Сатановский говорит, что это ошибка США, которые втравили Израиль в эту иракскую историю. По-моему, все по-другому. Это тот случай, когда хвост виляет собакой: вначале Израиль ошибся в своих расчетах и втравил в войну Америку. Слишком они были уверены, что все получится.

Поэтому сейчас Израилю уже вряд ли кто-то поможет, ни миротворцы, ни американцы, которым сейчас не до второго фронта. Израиль может только через кого-то пойти на поклон к Сирии, но для этого нужно менять свою политику по отношению к ней. Но можно сказать и так, что сейчас израильская армия, в которой ожидали провала операции по выселению, и были очень ею недовольны, занимается тем, чем она заниматься привыкла - воюет и, по мнению военных, это скорее и надежнее приведет к спокойствию. Потому что Израилю удобней жить в состоянии осаждаемой крепости, чем в ожидании мира, которого может и никогда не будет.

- Может ли из-за войны Израиля с Ливаном взорваться весь Ближний Восток?

- Так можно было бы говорить, если бы там было спокойно… Может, конечно, если за этими военными действиями скрывается более сложная игра, цель которой спровоцировать Иран на какие-то брутальные действия. Иран сейчас почти не делает ошибок, кроме риторических. Но, если окажется, что Иран будет впутан в этот конфликт, тогда его можно будет наказать. Тогда уже найдут и исполнителей – соберут какую-нибудь коалицию. Хотя с ней тоже не очень понятно: кто сейчас захочет воевать с Ираном? Все-таки не 91-ый год, когда после развала биполярного мира, все кинулись к Америке, потому что попросту не знали, куда еще приткнуться.

- Кому выгодна эта война? Каких последствий ждать от нее?

- Когда в новом месте заболит, то в старом боль не так чувствуется. Сейчас, например, не очень смотрят на то, что там взорвано в Ираке. А с другой стороны, в Америке столько сил, направленных в разные стороны, кто-то наверняка хочет подставить Бушу ножку, в любой стране есть силы, которым выгодно, чтобы противник побольше расквасил свой нос. Все это очень безжалостно.

Покойный Благоволин говорил, что американцы живут сегодняшним днем – ради тактических соображений готовы идти на серьезные шаги. И это не потому, что они плохие стратеги, а потому что они так привыкли действовать. Иногда таким образом они выигрывают, иногда – нет.

Эта война может еще больше сплотить арабов против Израиля. В Египте может усилиться напряженность, что будет очень плохо для всего Ближнего Востока.

Обратите внимание, какой была реакция Турции на военные действия Израиля (с которым они совсем недавно чуть ли не военное сотрудничество открывали). На уровне реакции улицы и элит – очень сильное осуждение Израиля. И это в Турции, которая только что получила такую пощечину от Европы…

Какие это может повлечь последствия? Например такое, что средиземноморский маршрут вывода на мировой рынок каспийского сырья может быть не таким безопасным как считалось до сих пор. Если восточное средиземноморье будет дестабилизировано, то нефтепровод Баку-Джейхан, в который вложили 4 миллиарда, не оправдает надежд создателей.

А энергобезопасность – вопрос сейчас ключевой.

И кстати, если по Джейхану ничего не пойдет, то Китай с удовольствием заберет все это через Казахстан, который, я считаю, не случайно пригласили на саммит «Восьмерки» в качестве гостя.

Получается так, что Запад на этом деле теряет, А Китай и Россия «находят». Ведь наши маршруты автоматически становятся на этом фоне более безопасными и дешевыми. И ключи от энергоящика еще больше сосредотачиваться в руках у России. Так что, есть о чем на саммите поговорить…

Возвращаясь к Израилю, я бы добавил, что главный вопрос - о судьбе Израиля - так и не решается. Как он будет существовать в арабском мире? Как Ватикан в Европе? Как-то еще? Ответов как не было, так и нет.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net