Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

24.07.2006 | Татьяна Становая

Александр Хлопонин провозгласил региональную революцию

21 июля губернатор Красноярского края Александр Хлопонин представил на рассмотрение госсовета РФ доклад «О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов». В нем Хлопонин предлагает создать специальный орган власти, который будет заниматься стратегическим региональным планированием. Категорически против этого выступает Министерство регионального развития. Между губернатором и министром Владимиром Яковлевым развернулась мощная аппаратная борьба, а также борьба за контроль над регулированием частных инвестиций.

Напомним, что Александр Хлопонин еще в прошлом году выступил как идеолог новой региональной политики. Однако тогда он действовал фактически в тандеме с Владимиром Яковлевым. Хлопонин попытался совместно с министерством разработать механизм взаимодействия федеральных и региональных органов власти по выработке региональных стратегий развития. Кроме того, Хлопонин предложил стратегию развития регионов, в рамках которой экономический рост будет опираться на регионы-доноры, так называемые «точки развития».

В конце июня 2005 года Владимир Яковлев представил правительству России программу государственной региональной политики. Ее основная идея состоит в том, что государство должно оказывать финансовую помощь только тем регионам, которые имеют успешно развивающуюся и перспективную экономику. Яковлев предложил отказаться от идеи выравнивания регионов. Финансирование «опорных» территорий в период с 2011 по 2020 г. должно было вырасти почти втрое — до 80 млрд руб. в год, а негосударственные инвестиции — до 1 трлн руб. Сейчас федеральная казна тратит на «выравнивающие» ФЦП 30 млрд руб. Тогда появление этой программы стало итогом обсуждения инициатив ряда глав регионов-доноров (в СМИ называли, прежде всего, губернатора Красноярского края Александра Хлопонина). Концепция была принята за основу и направлена на доработку.

Однако по мере «доработки» между Яковлевым и Хлопониным возникли серьезные разногласия. На встрече с президентом России 20 июля Хлопонин фактически раскритиковал Минрегионразвития, обвинив его в неспособности разработать целостную программу стратегий регионального развития. Кроме того, доставалось и МЭРТу, которое летом прошлого года высказывалось против концепции министерства регионального развития. Не исключено, что МЭРТ повлиял на позицию Владимира Яковлева, и Хлопонину оказалось труднее лоббировать собственную концепцию. «В федеральной стратегии на три года, которую разработало Минэкономразвития, региональному аспекту посвящено две страницы из тридцати. Фактически в этом документе невозможно понять, какое стратегическое направление развития инфраструктуры Федерация определяет. Вот как пойдут нефтепроводы, как пойдут газопроводы, какие будут выданы мощности, какое количество энергетических мощностей должно быть выдано. Где и как должны быть размещены производительные ресурсы и производительные силы», - заявил Хлопонин.

В итоге Хлопонин изложил свое видение того, какими должны быть механизмы выработки региональных стратегий. По его словам, необходимо принять федеральный закон, который определял бы понятийный аппарат государственной региональной политики. Он предложил перенять опыт США, где существует комиссия по стратегическому планированию. «Там происходит увязка стратегий территориальных. Дальше эти стратегии должны учитывать три основных аспекта: социальную справедливость, политическую стабильность и главное – экономическую эффективность», - заявил Хлопонин. На базе выработанных комиссией стратегий должны будут разрабатывать уже окончательные региональные стратегии.

Иными словами, Хлопонин предполагает создать некий центр, куда будут стекаться все региональные проекты по развитию территорий, инвестиционные проекты, которые будут составлять основу для выработки единой региональной политики федерального центра и помогать определить основные приоритеты. А затем уже на основе этих приоритетов будут разработаны четкие стратегии для каждого региона.

В действительности все то, что предложил Хлопонин, является прерогативой Министерства регионального развития, а также МЭРТа, которое курирует инвестиционный фонд. Речь идет о большей автономности от органов федеральной власти и возможности получить влияние на распределение государственных инвестиционных средств в рамках проектов развития регионов. «У нас сегодня на территории Сибири и Дальнего Востока существует инвестиционных проектов на сумму около 440 миллиардов долларов. Куда частный бизнес готов инвестировать», - заявил Хлопонин, добавив затем, что существует «проблема реализации проектов – отсутствие инфраструктуры, отсутствие автомобильных дорог, железных дорог, энергетических мощностей».

Проблема сопоставления региональных стратегий в рамках единой страны в действительности одна из самых актуальных, особенно на фоне все более активного внедрения элементов дирижизма в российской экономике. Во многом именно эта актуальность позволила Хлопонину всерьез привлечь к себе внимание. Однако дело не только в этом. Востребованность Хлопонина показывает, что на смену моде на один тип губернаторов приходит мода на принципиально иной тип глав регионов. Губернаторы-тяжеловесы, «крепкие хозяйственники», уходят в прошлое – они все меньше востребованы, так как для собственной эффективности требовали политической автономии. Достаточно вспомнить президентов Татарстана и Башкортостана, мэра Москвы Юрия Лужкова, губернатора Орловской области Егора Строева и т.д. Сейчас они не вписываются в новую политическую реальность и ведут себя «тихо». На смену им - как авангард - выходят губернаторы-менеджеры, технократы, способные предлагать эффективные методы решения управленческих задач, но при этом остающиеся всегда в конкретных политических рамках.

Предложение Хлопонина означает попытку создать механизм, при котором региональные власти и бизнес смогут более автономно определять, куда расходовать государственные инвестиционные средства. Одновременно региональные власти рассматривают предложение о создании отдельной комиссии как возможность частично пересмотреть финансовые основы доходной части бюджетов субъектов РФ.

Реализация предложенной стратегии может стать революцией в государственной региональной политике: речь идет о существенном росте влияния элит субъектов Федерации на государственную региональную политику и распределении средств инвестфонда. Однако не исключено, что такая революция натолкнется на резкое сопротивление правительства, если, конечно, у нее не будет влиятельных сторонников в Кремле. По словам самого Хлопонина, его концепция уже поддержана главой администрации президента Сергеем Собяниным. Одновременно надо сказать, что продвижение идей Хлопонина свидетельствует о продолжающемся ослаблении министра регионального развития Владимира Яковлева.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net