Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

24.07.2006 | Татьяна Становая

Россия и Грузия: НАТО в обмен на ВТО?

18 июля парламент Грузии единогласно принял постановление, в котором грузинскому правительству рекомендуется незамедлительно начать вывод миротворцев из Южной Осетии и Абхазии. Грузия резко ужесточает политику в отношении России. За последние месяцы стало понятно, что для президента Грузии Михаила Саакашвили проблема отношений с Россией стала крайне актуальной, что во многом диктуется огромной потребностью во внутренних успехах. Двусторонние отношения находятся в состоянии постоянно кризиса, а их развитие зашло в тупик. Попытки разрешить кризис напрямую с президентом России Владимиром Путиным оказались провальными.

Напомним, что месяц назад Саакашвили по собственной инициативе прибыл в Россию, но переговоры с Путиным прошли безрезультатно. Не помог и мораторий на критику России со стороны грузинской стороны. Кремль в такой ситуации лишь очередной раз почувствовал себя «хозяином» положения и не пошел ни на какие «сделки». Да и сами эти жесты носили «минималистский» характер.

Сама же Россия пока никак не демонстрирует готовность уступать в важнейших для Грузии вопросах. Действует запрет на импорт грузинского вина и минеральной воды, а также фруктов. При этом Россия публично выражает сомнения в суверенитете Грузии, проводит военные маневры на границе, направляет мэра Москвы Юрия Лужкова в Южную Осетию, где он делает весьма жесткие заявления.

После того как Саакашвили понял, что «по-хорошему» с Москвой отношения наладить не получается (а это было и невозможно без отказа Грузии от евроатлантического вектора), он резко ужесточил свои позиции. Первым ударом стало решение Грузии отозвать свою подпись под протоколом о вступлении России в ВТО. Это произошло на фоне ожидаемого подписания соответствующего протокола с США. Вторым демонстративным шагом стало принятие постановления, поручающего правительству рассмотреть вопрос о выводе российских миротворцев из непризнанных республик – Южной Осетии и Абхазии.

Фактически это означает, что «мирные» средства налаживания отношений Грузия посчитала исчерпанными: Тбилиси выбрал путь шантажа. Не исключено, что косвенно Грузия получила поддержку США: после переговоров в России Саакашвили совершил визит в США. Заметим, что Западу крайне не выгодно ухудшение отношений между Грузией и Россией. Более того, Запад не заинтересован в выводе российского контингента: ведь в этом случае в конфликт придется ввязываться западным миротворцам, которые окажутся во вновь вспыхнувшей «горячей точке». Тем не менее, в этом году кризис достиг апогея. Возможно, в США в частности посчитали, что давление в отношении России без негативных последствий (вывод войск пока представляется невероятным сценарием) вполне уместно.

Ужесточение политики Грузии в отношении России и раньше имело место. Это происходит периодически с переменным успехом. В прошлом году Грузии удалось добиться вывода российских баз (по сути, остатков Советской армии). В целом же для очередного обострения достаточно лишь повода: например, зимой этого года взрыв трубопровода спровоцировал обвинения лидеров Грузии в адрес России, которую винили в «диверсии» и чуть ли не в заговоре с целью убийства Саакашвили. Кроме того, поводом для обострения отношений становятся и внутриполитические проблемы в Грузии. Социальная напряженность, акции протеста населения толкают президента Грузии к более активной и агрессивной внешней политике.

Нынешнее обострение мало чем отличается от предыдущих. Однако отличия все же есть. Напомним, что Грузия в октябре прошлого года уже принимала аналогичное постановление. Однако тогда законодательная власть действовала в качестве «злого» следователя, а исполнительная – в качестве «доброго». Правительство было против «поспешных действий». Сейчас же можно наблюдать единство позиций исполнительной и законодательной ветвей. Разделение на «злого» и «доброго» следователей происходит уже по линии политической: значимые для внешней политики фигуры выступают более сдержано, а власть в целом – за более жесткую линию. Так, премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели на заседании правительства 19 июля обратился к МИДу и офису государственного министра по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы с предложением подготовить соответствующие документы для реализации постановления парламента по вопросу о выводе российских миротворческих сил из зон грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Тем самым, на первый план «выпустили» грузинских «ястребов». Однако «внешнеполитические» фигуры занимали более сдержанную позицию. Так, президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что окончательное решение о выводе войск пока не принято, и оно будет зависеть от результатов переговоров с президентом России Владимиром Путиным в ходе неформального саммита СНГ. Глава МИД Грузии Гела Бежуашвили заявила, что Грузия готова к любым компромиссам, чтобы сдвинуть с мертвой точки российско-грузинские отношения. Однако встреча с Путиным не состоялась из-за нежелания Кремля говорить с грузинским лидером о миротворцах в нынешней ситуации.

Решением парламента Грузия хочет показать, что вопрос о выводе войск стал более консенсусным для грузинской элиты. Однако в любом случае требовать вывода войск Грузия не может, так как разорвать соглашения о присутствии российских миротворцев в одностороннем порядке практически невозможно. Для этого нужно согласие самих автономий, что исключено. Поэтому, так или иначе, в грузинской власти всегда будут как представители более умеренной позиции, так и радикалы. Причем число последних, скорее, всего будет расти пропорционально росту давления в отношении России. Полная консолидация возможна лишь при условии получения полной поддержки Запада, который пока не спешит ввязываться в конфликт и портить отношения с Москвой.

Неслучайно, в постановлении не называются сроки выполнения этих решений. Показательно также и то, что в процедуре обсуждения документа и голосования не участвовали депутаты от грузинской оппозиции. Свое решение они объяснили тем, что постановление носит общий характер, не включает конкретных дат и поэтому вряд ли будет результативным.

Позиция России здесь остается неизменной. Официальные лица говорят, что Грузия не может действовать в одностороннем порядке, а вывод войск грозит новым кровопролитием.

Грузия крайне ограничена в ресурсах давления на Россию. Судя по всему, сейчас руководство страны делает попытки «обменять» положительное решение по вопросу о вступлении в ВТО на вывод российских миротворцев. Однако для России этот «обмен» не является равноценным. Потеря своего геополитического преимущества и создание условий для прихода войск НАТО на территорию Грузии является для России абсолютно неприемлемым и несоизмеримым с преимуществами вступления в ВТО.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net