Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

21.08.2006 | Светлана Самойлова

Беспрецедентный бюджет

17 августа правительство РФ одобрило проект федерального бюджета на 2007 год. Не позднее 26 августа проект бюджета должен быть внесен на рассмотрение Госдумы РФ. Согласно разработкам Минфина с учетом «нулевого» чтения в Госдуме (обсуждение основных параметров с депутатами Госдумы), профицит бюджета должен составить 1,501 трлн. рублей, или 4,8% от ВВП. Доходы России запланированы на уровне 6,965 трлн. рублей (22,3% от ВВП), а расходы - 5,463 трлн. рублей (17,5% от ВВП). Бюджет верстался из расчета средней цены на нефть марки Urals в 61 долл. за баррель.

В Стабилизационный фонд планируется отправить 1,690 трлн. рублей. После одобрения проекта премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что главный финансовый документ страны должен быть окончательно доработан в течение 3-4 дней. Он также выразил надежду в том, что бюджет «спокойно» пройдет через Госдуму.

Вместе с бюджетом правительство одобрило также и прогноз социально-экономического развития на 2007 год и параметры прогноза до 2009 года. Согласно проектировкам МЭРТ, рост ВВП в стране должен быть в 2007 году 6%, в 2008-м - 5,8%, а в 2009-м - 5,9%. Инфляцию за три года планируется сократить до 4% - 5,5%. При этом нефть, по прогнозу Минэкономразвития, в 2008-м году будет стоить 54 доллара за баррель, а к 2009 году ее стоимость упадет до 48 долл. за баррель.

Бюджетный процесс в этом году имеет свои особенности. Во-первых, это беспрецедентный приток нефтедолларов в страну, который значительно увеличил борьбу за распределение финансовых средств. В течение всего года не прекращалась атака на Стабфонд. В итоге, правительство пришло к компромиссу: Стабфонд не тратить внутри страны, но размещать его средства не только в зарубежных государственных бумагах, но и в российских корпоративных акциях. Кроме того, планируется создать Фонд будущих поколений.

Во-вторых, в этом году значительно возросли «политические» расходы. 2007 год – предвыборный и именно тогда необходимо будет предъявлять обществу некие ощутимые результаты от национальных проектов – наиболее сильных стимуляторов роста расходов. Они требуют обеспечения кадрового ресурса, значительных финансовых вливаний, способствуют росту запросов чиновников, которые под угрозой провала стоящих перед ними задач просят дополнительных ресурсов. А, учитывая, что национальные проекты – это проекты все-таки политические, Минфину было часто просто затруднительно отказывать. В итоге расходы на нацпроекты увеличены почти на 50%. Также в полтора раза вырастут и расходы на содержание чиновников.

В-третьих, значительно выросла затратность задач, которые ставит перед правительством Кремль. Министры, просят больше денег, опираясь на поручения президента обеспечить решение той или иной задачи. Так, Росрегистрация попросила денег на увеличение численности своих сотрудников для предотвращения недовольства населения, участвующего в так называемой «дачной амнистии». Минкульт попросил денег на обеспечение безопасности музеев: недавно такую задачу также поставил Владимир Путин в связи с нашумевшими кражами из Эрмитажа. Минсельхоз, который традиционно является одним из самых активных ведомственных лоббистов, просил денег на закупку дизтоплива.

В итоге, нынешний бюджет-2007 стал беспрецедентным. Расходы выросли почти на четверть. Для этого пришлось и существенно поднимать прогноз по уровню мировых цен на нефть: в бюджете она составила 61 долл. за баррель. Чтобы оградить бюджет от «растаскивания», Минфину даже пришлось «показывать» дефицитный бюджет, рассчитанный без учета нефтяных доходов. Однако это оказалось недостаточно эффективным аргументом для чиновников: информация носила преимущественно справочный характер. «Россия сегодня вышла на самые высокие показатели зависимости бюджета от нефти и газа»,– заявил Алексей Кудрин на заседании. В итоге Кудрин предложил закрепить на законодательном уровне требование не ограничить доходы бюджета от нефтяных поступлений 2,8%. Однако пока это является слишком радикальным требованием: в противном случае придется пересматривать все расходы на последующие годы, что нереально по политическим причинам.

В то же время Минфин сумел добиться ощутимых успехов в борьбе с депутатским лоббизмом, который в нынешних политических условиях объективно менее опасен. 3 июля на переговорах представителей «Единой России» с руководством Минфина, глава рабочей группы Госдумы по доработке бюджета-2007 Владимир Пехтин потребовал увеличения расходов бюджета на 420 млрд руб. (7% от суммарных расходов). Однако уже 9 августа «единороссы» просили более чем в два раза меньше – 200 млрд. руб. Тогда источник в Минфине заявил газете «Ведомости», что 200 млрд руб. — 4% всех расходов-2007 и это «болезненно для бюджета». Еще недавно, рассказывает он, бюджет вообще не стыковался по расходам примерно на 50 млрд руб. и лишь уточнение прогноза с повышением цены Urals с 58 до 61 долл. за баррель соответствующим увеличением объема ВВП позволило «снять дисбаланс». В итоге Минфин согласился удовлетворить запросы депутатов лишь на 30-50 млрд рублей, что является значительной победой на фоне первоначальных запросов. Но и те, уступки, на которые пошел Минфин – уже были заранее, по традиции, предусмотрены в бюджете.

Есть у нынешнего бюджета и ряд других, политических особенностей. Так, президент потребовал, чтобы бюджеты принимались быстрее. Так, 19 июня на традиционном совещании с членами правительства РФ президент России Владимир Путин призвал министра финансов обеспечить как можно раннее принятие проекта федерального бюджета на 2008 год – до начала предвыборной кампании. Аналогичная просьба прозвучала и в отношении бюджета-2007. Однако Кудрин выразил сомнение, что этого удастся добиться с учетом того, что пока не действует новый механизм прохождения бюджетов через парламент (не четыре, а три чтения). Тем не менее, для Минфина будет крайне важно добиться принятия бюджета хотя бы в ноябре, а в не в декабре.

В этом году бюджетный процесс стал самым «затратным» за все время. Этому способствует не только беспрецедентный приток нефтедолларов. Сама система власти функционирует таким образом, что проведение жесткой бюджетной политики затруднено по политическим причинам. Главным лоббистом становится Кремль, который также своими проектами стимулирует рост ведомственного лоббизма, с которым бороться гораздо труднее, чем с депутатским. В итоге значительно возрастают риски финансовой и бюджетной дестабилизации в случае снижения мировых цен на нефть. И государственная власть имеет все меньше возможностей для самоконтроля и минимизации таких рисков.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net