Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

01.09.2006 | Татьяна Становая

Годовщина Беслана: общество согласно с властью

Сегодня годовщина теракта, совершенного в Беслане два года назад. В самом городе проходят траурные мероприятия. Чтобы не допустить повторения бесланской трагедии, занятия в российских школах начнутся только 5 сентября. До сих пор все обстоятельства трагедии не известны. Официальное расследование, которое ведет генеральная прокуратура, не окончено. Тем не менее, уже есть данные двух расследований, которые ставят под большой вопрос официальную версию произошедшего.

Как известно, средняя образовательная школа №1 Беслана первого сентября 2004 года была захвачена группой террористов. В заложниках оказались 1 тыс. 128 человек, в основном дети и женщины. Три дня боевики, действовавшие, как потом было установлено, по приказу Шамиля Басаева, держали их в нечеловеческих условиях, не давая воды и еды. 3 сентября после того, как боевики расстреляли нескольких заложников, спецназ пошел на штурм. В результате теракта погибли 330 человек, в том числе более 180 детей. За два прошедших года список жертв достиг 333 человек. Из числа лиц, участвовавших в проведении операции по освобождению заложников, 10 сотрудников ФСБ России и двое сотрудников МЧС были убиты. 55 сотрудников правоохранительных органов и Минобороны РФ получили ранения различной степени тяжести. Здание бесланской школы было разрушено.

В России проводилось три расследования трагедии. Первое – официальное – проводится генеральной прокуратурой. На сегодня расследование не закончено. Как заявил заместитель генпрокурора РФ по Южному федеральному округу Иван Сыдорук (преемник одиозного Николая Шепеля), срок расследования продлен до января. Он также указал, что в настоящее время проводится комплекс различных следственно-оперативных мероприятий, назначен ряд экспертиз, проводятся эксперименты. Кроме того, продолжается сбор свидетельств очевидцев и участников трагических событий. В частности, ведутся опросы представителей МЧС и силовых структур, которые принимали участие в сентябрьских событиях.Тем не менее, основное содержание официального расследование уже известно из судебного процесса над оставшимся в живых террористом Нурпашой Кулаевым. В соответствии с данными генеральной прокуратуры, всего террористов было 32 человека: все они, кроме одного, уничтожены. Захват школы был организован Шамилем Басаевым и Асланом Масхадовым: оба в разное время были уничтожены российскими силовиками. По официальной версии, штурм школы начался после того, как террористы якобы начали уничтожать заложников. При этом первый взрыв произошел случайно в результате невнимательности самих террористов, которые могли находиться в наркотическом опьянении.

Официальная версия также отрицает, что огонь по школе из тяжелой техники велся в момент, когда в ней еще находились живые заложники.

Официальная версия во многом оправдывает российских силовиков, которых семьи погибших, а также правозащитники винят в большом количестве жертв и непрофессионализме. Кроме того, власти обвиняются в нежелании использовать возможности для переговоров или обмена заложников с целью освобождения хотя бы части детей.

Второе расследование фактически повторяет основные версии официального расследования. Оно проводилось парламентской комиссией под руководством сенатора Александра Торшина. Президент России Владимир Путина изначально негативно воспринял идею о проведении парламентского расследования, заподозрив депутатов в «популизме». Однако в дальнейшем санкция все же была дана, при этом сами парламентские расследования как институт были поставлены в жесткие законодательные рамки.Комиссия Торшина также пока не представила окончательных результатов. Лишь в декабре прошлого года были обнародованы некоторые предварительные данные. В них Торшин ушел от объяснения главного: причин, по которым начался штурм. Главная интрига начала штурма - был ли он спонтанным, вызванным самопроизвольным подрывом бомбы, или сознательным, спровоцированным силовиками. В докладе Торшина фактически подтверждалась официальная версия, а в отношении начала штурма говорилось, что «взрывы последовали один за другим».

Как показывают данные опроса «Левада-центра», два года спустя после трагедии в Беслане лишь 5% россиян считают, что представители власти говорят правду о тех событиях. Еще 50% опрошенных уверены, что власти говорят о Беслане только часть правды. 28% полагают, что правду от них скрывают, а 8% считают, что их сознательно вводят в заблуждение.

Однако, судя по всему, население готово смириться с позицией власти. Трагедия в Беслане нанесла мощную психологическую травму, и большинство скорее заботит недопущение новых терактов. Поэтому внимание к другим расследованиям заниженное. Да и контроль информационного пространства со стороны власти не позволяет «увлекаться» данными альтернативных расследований.А они как раз во многом опровергают официальную версию.

Главным альтернативным расследованием изначально было расследование со стороны североосетинской парламентской комиссии. В декабре прошлого года комиссия обнародовала свои результаты, которые скорее обходили острые моменты. Сам доклад не был опубликован. Самое значительное, что признали по итогам расследования – это вина силовиков за неспособность предотвратить сам захват школы. При этом глава комиссии Станислав Кесаев указывал, что правоохранительные органы не располагали информацией о готовящемся нападении. Кесаев признал, что при штурме школы использовались гранатометы, огнеметы и танки (этот факт уже признали и военные). Однако глава комиссии сообщил, что «идея предположительного выстрела извне, послужившего якобы началом штурма имеет право на существование», хотя комиссия не располагает доказательствами этого. Напомним, что ранее Кесаев прямо говорил, что много заложников погибло от обрушения потолка, произошедшего после выстрела из гранатомета.

Главные же вопросы о количестве боевиков, начале штурма, применения оружия со стороны силовиков и причинах гибели заложников в публичном докладе так и не были представлены. При этом сам текст доклада не был обнародован. После обнародования доклада комиссия была распущена, а ее члены договорились, что не будут делать никаких частных объявлений и комментариев относительно проделанной работы.

Наконец, несколько дней назад были обнародованы данные еще одного альтернативного расследования – депутата Госдумы от фракции «Родина» Юрия Савельева. Его выводы наиболее радикально отличаются от официальной версии. Савельев заявил, что силовики знали о готовящимся теракте, а боевиков было не 32, а около 70. При этом он указывает, что взрыв первой бомбы был произведен после того, как снайпер «снял» боевика с кнопки. Более того, обстрел школы из тяжелой техники производился тогда, когда там еще были заложники. Иными словами, из его данных следует, что силовики действовали не самым лучшим способом, а управление их действиями было некоординированным.

Фактически на сегодня единственным живым ответственным за теракт оказался Нурпаши Кулаев. ФСБ частично сумела реабилитироваться после уничтожения Шамиля Басаева. Для российских властей во всей этой истории неизменным осталось главное: с террористами не должно вестись никаких переговоров, и все они должны быть уничтожены, даже если ценой этого окажутся жизни заложников. Циничная, с одной стороны, позиция, которая все же имеет свое оправдание: она снижает вероятность новых терактов. А, судя по всему, именно этого и хочет общество.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net